- Преподавателю
- Другое
- Доклад по теме Теоретико - методологическая основа патриотического воспитания дошкольников
Доклад по теме Теоретико - методологическая основа патриотического воспитания дошкольников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубровская Е.Н. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Оргкомитет АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Областной музей им. Ы.Алтынсарина
Областные педагогические чтения
по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, как процесс освоения педагогического наследия Ы.Алтынсарина»
Тема выступления: «Теоретико-методологическая основа
патриотического воспитания дошкольников
в мини-центре «Жулдыз»
Дубровская Елена Николаевна
КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного
воспитатель мини-центра
второй категории
Введение:
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе, что отражено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обсуждение которой прошло на педагогическом совете в марте 2011года.
В условиях перехода на 12-летнее образование основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа, знакомство детей с культурным наследием и историей страны, республики в которой живешь. Поэтому в основу воспитательно- образовательной работы с дошкольниками был заложен тезис из выступления Президента Республики Казахстан о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своей страны» [ 1, с.2].
По мнению Нурсултана Абишевича Назарбаева у каждого человека, у его семьи, «есть своя история, которую ему нужно знать, уметь рассказать, а главное гордиться ею», ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основная часть:
Цель моего доклада: раскрыть теоретико-методологическую основу патриотического воспитания дошкольников в мини-центре «Жулдыз».
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; уважения к труду.
2. Знакомство детей с символами государственной власти (герб, флаг, гимн);
3. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, бережного отношения к природе и всему живому;
4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Воспитателю в данном процессе формирования и развития отводится роль дирижёра и в руках у него не дирижёрская палочка, а моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Поэтому данная проблема является актуальной и требует своего решения.
Научная новизна заключается в выборе теоретико-методологических основ патриотического воспитания на примере мини-центра «Жулдыз».
Теоретико-методологическую основу патриотического воспитания дошкольников в мини-центре «Жулдыз» составляют следующие методы:
-
Методы игровой деятельности.
О характере народа могут рассказать казахские национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. В нашем мини - центре мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к национальным играм и желание играть в них.
Это такие игры как: «Юрта», «Күміс алу» (подними монетку), «Байга», «Платок с узелком» (орамал), «Бросание палки», «Асыки», «Меткий стрелок», «Жапалақтар және қарлығаш»(ястребы и ласточки).
Творческие игры: «Приезд гостей», «В юрте», «Путешествие по городу», «Путешествие по Казахстану», «На джайляу».
Детская игра - это репетиция взрослой жизни. В играх дети подражают взрослым, усваивают характерные элементы труда, те движения и действия, которые постепенно переходят в навык. Мальчики в играх подражают взрослым мужчинам, а в играх девочек отражаются семейно - брачные и бытовые отношения.
-
Целевые прогулки, экскурсии в Краеведческий музей города Рудного.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего города. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Знакомство с городом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом. Ведь в каждом городе есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится мини - центр. Для этого хорошо использовать фотографий, картинка школы, улиц и главных достопримечательностей города.
На занятиях по предмету «Самопознание» у детей формируются первичные жизненно значимые компетенции в сфере нравственно-духовных отношений к миру, к людям, к самим себе, закладываются основы нравственно-духовной культуры личности ребенка - доброго, честного, трудолюбивого маленького гражданина, готового постоять за товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного по отношению к людям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Данная работа ведется со среднего возраста. Мальчикам педагоги говорят, что они защитники девочек, мам, бабушек, всех слабых. У девочек формируется понятие, что они помощницы, подруги, будущие мамы. В содержании работы с детьми педагоги включают и воспитание бережного отношения ко всему живому, и ознакомление с трудом взрослых.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Казахстан - мой дом родной», «Моя семья», «Мой город», «Мой мини-центр».
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам-праздники. Эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, той местности, где они живут, способствует тематическое планирование. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяется только содержание, обьем познавательного материала и сложность, последовательность и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями (см. Приложение 1).
-
Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой Казахстана.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Казахстан очень большая, богатая, многонациональная страна. На занятиях знакомим детей с картой Казахстана, ее символикой. Рассматривая карту, дети изучают границы Казахстана, находят на ней главный город -столицу Астану, свой родной город Кокшетау и другие крупные города Казахстана. Тут же при рассматривании детям предлагаются поисковые вопросы: «Что может рассказать карта о Казахстане?», а также игры- упражнения : «Казахстан-это страна, а Астана? Копа-это озеро, а Иртыш?» Использование таких игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы - они легко воспринимаются детьми и легко переносятся с занятия в повседневную жизнь.
Во время знакомства с флагом и гербом Казахстана педагоги рассказывают детям о символическом значении цвета и образов.
Например, при ознакомлении с флагом Казахстана, детям объясняем, что цвет флага нашей страны - голубой. Это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще цвет неба. Оно как крыша дома, под которой живут миллионы людей. И солнце на флаге не случайно - оно дает жизнь всему живому на Земле. Его лучи похожи на зерна. Хлеб-это богатство. Есть хлеб, значит будут сыты жители страны. Беркут символизирует силу, мужественность, мудрость народа. Для повторения и закрепления знаний о символике Казахстана проводятся дидактические игры: «Назови символику», « Подбери символику», « Собери флаг», « Сложи герб», «Найди отличия»- цель обобщить представления детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага (см. Видеоролик «Хорошо в стране родной»).
4. Устное народное творчество.
Оно знакомит нас с вековой историей земли казахской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе».
5. Праздники и развлечения.
Историю прошлого и настоящего Казахстана дети узнают не только на занятиях, но и на праздникахи и развлечениях. Самым любимым является древний праздник Наурыз. Цель праздника- показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и легендами казахского народа. Также отмечается День Независимости. Детям обьясняют, что в этом празднике есть и печаль и радость. Вспоминаем тех, кто боролся за независимый Казахстан, и радуемся тому, что страна наконец приобрела суверенитет. 1 мая отмечаем день единства народов Казахстана. Это очень важный праздник, потому что только в единстве народов, населяющих государство- сила его (см. Приложение 2).
22 сентября - День языков народов Казахстана. Изучение любого языка нелегкое дело. Однако человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем любой владеющий одним. Знание языка дает возможность глубже познакомиться с бытом, обычаями, прошлым и настоящим народа, лучше понять его самобытный характер.
Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
Заключение:
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию
Детский возраст - возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности - глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Список литературы:
1. Послание Президента РК Назарбаева Н.А. «Стратегия 2050» от 27.02 2013 г.
2. А. М. Виноградовой. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, Ростов-на -Дону, 2006 г., с.36-38
3. Г. Н. Эйсмонт - Швыдская. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, М.: Просвещение, - 1996, с.132-135
4. М. Д. Маханева. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, М.: Просвещение,- 1999, с. 45-48
5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002, с. 6-8.
Приложение 1
Приложение 2
Праздник «Наурыз»,
март 2013 г.
Метод воспитания
любви к труду
Рисунки на тему: «Мой родной город Рудный»