Категория состояния как часть речи урок по русскому языку

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Категория состояния как часть речи

Тип урока - изучение нового материала

Цель - изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния.

Задачи:

1) Актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи;

2) Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;

3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе.

Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.

Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния?

Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какие Значения они имеют. Обратите внимание на слайд.

1. Утро солнечно и радостно.

2. Глаза светились радостно.

3. На душе у ребят было радостно.

Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить…(какие слова можно отнести к категории состояния).

Рассмотрим первое предложение.

В первом предложении «радостно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос Утро каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? радостны, она какова? радостна)

Во втором - наречие, так обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.

В третьем предложении? Радостно - одновременно и прилагательное - ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие - оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Мы уже знаем, что это неизменяемая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными (материал 8 класса)

Заполнение таблицы.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

Работа с таблицей.

Чем отличается наречие от СКС?

Слова категории состояния отличаются от наречия тем, что, во-первых, употребляются только в безличном предложении (в предложении без подлежащего); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. Чем наречие отличается от краткого прилагательного?

(правило из учебника на слайд)

Часть алгоритма

(предложения для закрепления, работа по алгоритму)

Он легко отвечает на любые вопросы. (нар. обстоятельство)

Облачко легко, невесомо. (крат. Прил., именная часть составного именного сказуемого)

Мне легко. (СКС, сказуемое)

Что обозначает эта часть речи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь объединить по смыслу выделенные слова.

Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние).

Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды).

Нельзя курить (оценка действий).

Слова состояния обозначают:

1) душевное и физическое состояние человека: Весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (Мне больно. Мне удобно сидеть на стуле);

2) состояние природы и окружающей среды: Морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (На улице холодно. Зимним утром Морозно);

3) оценку действий: Можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя Много сидеть долго за компьютером. Надо Выучить правила. Можно Зайти в класс?).

Дополнить таблицу.

Алгоритм (Продолжение)

(Работа по алгоритму и распределение СКС по смысловым группам.)

В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. ЕмуЛень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне неТрудно. Мне Стыдно не выполнить задание.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно нельзя, трудно, Стыдно

Посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации. Составьте предложения, описывающие то, что изображено на иллюстрациях, используя слова категории состояния; опишите свое состояние.

Работа с текстом №135 (раздаточный материалами по русскому языку для 7 класса, автор Дейкина, А. Д., издательство «Дрофа», Москва 2007г., стр. 81)

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Проверка работы

Вывод по уроку

Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…



© 2010-2022