Педсовет Сохранение и укрепление здоровья педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подгорновская средняя общеобразовательная школа»



Педагогический совет

«Сохранение и укрепление здоровья педагога»







Учитель русского языка и литературы (IКК)

Ольга Михайловна Олешко







с. Подгорное 2014


Как моль - одежде и червь -дереву,

так печаль вредит сердцу человека.

Соломон

Последнее время много пишут и говорят о сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, но прочему-то забывают о здоровье педагогов, которые обучают и воспитывают детей. Здоровье и профессиональная деятельность два взаимно обуславливающих явления. Состояние здоровья педагога во многом определяют качество и эффективность профессиональной деятельности.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» здоровье определяется как «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Следовательно, внимание в определении акцентируется на самочувствии человека, ощущении его собственного благополучия.

Исходя из данного определения, психологическое здоровье включает в себя следующие составляющие: благоприятное эмоциональное самочувствие,

адекватная самооценка,

принятие себя и других,

удовлетворенность организацией разных сторон жизнедеятельности:

- профессиональной,

-семейной,

-социально - психологической а также успешная адаптация в социуме.

Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, психологи говорят о том, что профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Так же, согласно стандартам второго поколения, приоритетным направлением в образовании является содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа "человек-человек", что связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны проблемы со здоровьем.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что появляется необходимость создания нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Часто педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются ежедневной и ежечасной необходимостью сопереживания, сочувствия, ответственностью за жизнь и здоровье детей. Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.

Кроме того, выросли требования со стороны родителей к личности педагога, к его профессиональным качествам в связи с введением ГИА, ЕГЭ, администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.

Частыми нарушениями здоровья у педагогов, которые принято считать уже профессиональными заболеваниями учителей , являются:

1) нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний);

2) сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.);

3) остеохондроз;

4) нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;

5) заболевания верхних дыхательных путей;

6) патология зрения (миопия и др.);

7) у женщин - разнообразные гинекологические нарушения.

Основными причинами такого неблагополучия, по мнению В. А. Василькова (2002), являются следующие:

1. Нарушение основных законов научной организации педагогического труда, особенно в связи с его интенсификацией в результате увеличения учебной нагрузки. Об этом свидетельствует сравнение данных 80 и 90-х гг.: средняя учебная нагрузка в 80-е гг. - 20-23 часа; в 90-е гг. - 24-30 часов.

2. Возрастание социального дискомфорта из-за задержек с выдачей заработной платы, ее невысокого размера; ослабление социальной защиты из-за падения роли профсоюзов и т. д.

3. Возрастание трудностей педагогической деятельности из-за отрицательного отношения значительной массы детей к школе, падения мотивации к обучению.

4. Ухудшение условий обеспечения ОУ учебниками, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также стимулирования к труду и повышению квалификации.

5. Ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за нарастания финансовых трудностей, невозможности получения путевок для лечения, проезда к месту лечения и отдыха и т. д.

6. Ухудшение научных основ организации труда в педколлективах

Следы нервных стрессовых переживаний педагога могут проявляться в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, что негативным образом сказывается на психологическом здоровье учащихся.

Перечислим некоторые проблемы, с которыми приходится встречаться педагогу ежедневно в профессиональной деятельности, влияющими на его здоровье:

1. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях.

2. Профессиональная деятельность педагога часто сопровождается конфликтными ситуациями - это конфликты, связанные с организацией труда учителей; конфликты, возникающие из-за стиля руководства; конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения. Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины - «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций. А, следовательно, требуют от педагога напряжения всех его профессиональных сил и здоровья.

3. Также нельзя с уверенностью сказать, что с каждым годом увеличивается духовно-нравственный потенциал детей и молодежи, растут их адаптационные ресурсы, укрепляются социальные ценности. Поэтому система современного образования и профессиональная деятельность учителя теперь призваны выполнять не только воспитательную и социальную функции, но все больше стремятся к выполнению здоровьесберегающей функции. Современная школа становится институтом здоровья человека, формирующим здоровый образ жизни личности. Именно с образованием связаны надежды на компенсацию дефектов семейного воспитания и неформального образования, осуществляемого посредством СМИ и Интернета, в решении проблем здоровьесбережения подрастающего поколения.

4. Кроме того, любой педагог на уроке ставит перед собой цели развития личности ученика, освоение им темы учебной программы и приобретение определённых учебных умений и навыков. От того, насколько педагогические цели реализуются, сам учитель воспринимает свою деятельность или как успешную, или не успешную. Успех, в свою очередь, способствует укреплению психологического здоровья педагога, а отрицательный результат приносит переживания, повышает тревожность и формирует неуверенность в своих силах.

В последние годы в России, так же как и в разных странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания (сгорания) работников.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоцонально-энергетических и личных ресурсов работающего человека.

Успех педагогов в профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремиться к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и раздражения, регулировать свое состояние и поведение. Однако, практика показывает, что большинство педагогов не владеют навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Это проявляется в том, что педагог перестаёт «гореть» на работе, вроде бы всё делает, но без особого усердия, часто жалуется по разным причинам и заявляет об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а не редко и от собственных детей.

Программа «Здоровьесбережение» призвана помочь педагогам в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами данной программы являются:

- Расширить информационное поле учителя по вопросам развития профессионального самосознания.

- Познакомить педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.

- Показать учителям эффективные способы и приёмы снятия эмоционального напряжения, позитивного педагогического мышления.

- Познакомить учителей со способами конструктивного поведения в разрешении педагогических конфликтов.

Ресурсы

Для осуществления программы необходимо наличие следующих ресурсов:

- специалисты: педагоги - психологи, владеющие навыками групповой и индивидуальной психологической работы с педагогами: проведения диагностики; тренингов; мероприятий по просвещению и консультированию;

- помещение для занятий, оборудованное мебелью, ковровым покрытием;

- кабинет психолога (для проведения индивидуальных консультаций);

- методики диагностики, бланки ответов, музыкальный центр или магнитофон, бумага, цветные карандаши, ручки.

Значительный вклад в сбережение здоровья педагога в образовательном учреждении вносит педагог-психолог, который помогает учителям снять накопившееся напряжение, обучает эффективным приёмам позитивного мышления, саморегуляции эмоционального состояния, способствует профилактике эмоционального выгорания. А если такого специалиста в школе нет? Тогда, как говорится: «спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Тогда созданием такой программы будут занимкться педагоги ОУ, заинтересованные люди.

Работа психолога(или человека, заменяющего его) по сохранению и укреплению здоровья педагога на первом этапе предполагает изучение и выявление основных показателей здоровья, таких как:

  1. Психоэмоциональное состояние.

  2. Самооценка.

  3. Стрессоустойчивость

  4. Удовлетворенность педагога организацией образовательного процесса.

Этапы реализации программы в течение года

Этап

Период реализации

Мероприятие

Методическое обеспечение

Диагностический

2 раза в год

Октябрь, Апрель

Групповая диагностика

Диагностическая программа «Изучение состояния психологичес-кого здоровья педагогов»

Информационный

Ноябрь- декабрь

Семинар

Программа семинара

Развивающий

Январь-март

Тренинг

Программа тренингов

Консультацион-ный

Апрель-май

Индивидуаль-ныеконсульта-ции

Критерии оценки эффективности:

  • В результате проведения тренинговых занятий повысится стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие педагогов, раскроются новые личностные ресурсы учителя, выработка новой жизненной и профессиональной стратегии.

  • Повышение творческой активности педагогов, активизация их совместной деятельности с учащимися.

  • Повышение интереса к формированию и развитию позитивного мышления, собственной психологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

  • Объединение наиболее заинтересованных участников в клуб «Здоровый педагог».

Перспективы дальнейшего развития данной работы:

  • Сбор и подготовка практического материала для дальнейшей организации деятельности педагогов-психологов по заявленной тематике проекта.

  • Подготовка и проведение методического объединения и научно-практического семинара для педагогов, посвященных вопросам психологии здоровья.

  • Проведение психологических тренингов по повышению психологической грамотности и здоровья педагогов в ОУ.

  • Создание материалов для информационного стенда по вопросам психологического здоровья педагогов.

  • Создание позитивной социальной рекламы в рамках здорового образа жизни.

В рамках образовательного учреждения важно своевременно проводить работу по сохранению и укреплению здоровья педагогов, а для этого необходимо иметь информацию о педагогах группы «риска», имеющих низкий уровень здоровья (в первую очередь психологического).

Существует множество методик по определению самых разных показателей здоровья, множество тренингов по снятию напряженности, стрессового состояния и т. д., назову лишь некоторые методики:

«Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами» Калининой Н.В., Лукьяновой М.И..

Тест "Психологический портрет учителя"

Опросник для диагностики стрессоустойчивости и т.д.

диагностическая программа «Изучение состояния психологического здоровья педагогов», разработанная авторским коллективом педагогов-психологов ОУ г. Ульяновска.

Выводы:

1. Предложенные экспресс методики помогают получить информацию о психологическом здоровье педагога и тенденциях, присущих каждому образовательному учреждению, выявить наиболее проблемные моменты, грамотно скорректировать развивающую работу.

2. Необходимо дальнейшее продолжение работы в данном направлении,

разработка комплекса мер, направленных на профилактику и сохранение психологического здоровья педагогов:

просвещение педагогов по данной теме,

групповое и индивидуальное консультирование педагогов по результатам исследований,

разработка памяток, рекомендаций, информационных материалов на стенд,

проведение цикла тренинговых занятий,

качественный анализ по всем показателям удовлетворенности педагогов организацией образовательного процесса и принятие административных мер для решения выявленных проблем.

Тест "Психологический портрет учителя"

Инструкция: Этот тест поможет Вам определить свой стиль преподавания и узнать о некоторых особенностях своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что "неправильных" ответов быть не может - могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который наиболее точно отражает Ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте его в соответствующей клетке бланка для ответов.

1. В воспитании важнее всего...

  1. окружить ребенка теплотой и заботой;

  2. сформировать уважительное отношение к старшим;

  3. выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок.

1) да;

  1. в зависимости от настроения;

  2. нет.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю...

  1. интерес;

  2. смущение;

  3. раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок, то...

  1. я не могу начать урок;

  2. я не обращаю на это внимания;

  3. моя реакция зависит от ситуации.

5. Когда я поступаю несправедливо с учеником, то...

  1. мне трудно признать это;

  2. я могу признать свою неправоту;

  3. таких случаев не было.

6. Для меня важнее всего...

  1. отношения с учениками;

  2. с коллегами;

  3. не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть.

1) часто;

  1. иногда;

  2. никогда.

8. Присутствие на уроке посторонних...

  1. воодушевляет меня;

  2. никак не отражается на моей работе;

  3. выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте.

  1. обычно;

  2. нет;

  3. в зависимости от ситуации.

10. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам.

  1. не уверен;

  2. нет;

  3. да.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться...

  1. с учениками;

  2. с коллегами;

  3. лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении.

  1. нет;

  2. невсегда;

  3. да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других.

1) да;

  1. нет;

  2. не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который...

  1. дает четкие указания;

  2. не вмешивается в мою работу;

  3. предлагает простор для творчества.

15. Мне приходилось высказывать суждение о вещах, в которых я плохо разбираюсь.

1) да;

  1. нет;

  2. не помню.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы...

  1. доставляют мне удовольствие;

  2. вызывают у меня чувство неловкости;

  3. не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным.

  1. часто;

  1. редко;

  2. никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации...

  1. меня мало волнуют;

  2. иногда задевают меня;

  3. часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

  1. всегда;

  2. предпочитаю импровизацию;

  3. зависит от ситуации.

20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах.

1) да;

  1. нет;

  2. не помню.

21. С мнением, что каждою ученика нужно принимать таким, каков он есть.

1) я согласен;

  1. не согласен;

  2. что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег.

1) да;

  1. иногда;

  2. нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами...

  1. доставляет мне удовольствие;

  2. особых эмоций не вызывает;

  3. мне в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, то...

  1. я плачу ему той же монетой;

  2. игнорирую этот факт;

  3. предпочитаю выяснить отношения.

25. Я добросовестно готовлюсь к урокам.

  1. обычно;

  2. иногда;

  3. всегда.

26. В работе для меня важнее всего...

  1. привязанность учеников;

  2. признание коллег;

  3. чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния.

  1. часто;

  2. иногда;

  3. не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег...

1) я не сомневаюсь;

  1. уверенности нет;

  2. затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, то...

1) я стараюсь поправить его и объяснить ему его ошибку;

  1. перевожу разговор на другую тему;

  2. пытаюсь понять его точку зрения.

30. Я опаздываю на работу...

  1. регулярно;

  2. изредка;

  3. никогда не опаздываю.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика, то...

  1. я тут же заступлюсь за него;

  2. один на один сделаю замечание коллеге;

  3. сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения.

  1. обычно;

  1. иногда;

  2. редко.

33. В своем профессионализме...

  1. у меня нет сомнений;

  2. есть сомнения;

  3. не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего...

  1. трудовая дисциплина;

  2. отсутствие конфликтов;

  3. возможность работать творчески.

35. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

  1. часто;

  2. иногда;

  3. никогда.

36. С высказыванием "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"...

1) согласен полностью;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть.

  1. часто;

  2. редко;

  3. никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам.

  1. часто;

  2. иногда;

  3. предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика.

  1. если ученик этого заслуживает;

  2. затрудняюсь ответить;

  3. это недопустимо.

40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу...

  1. не всегда;

  2. не знаю;

  3. всегда.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками.

1) да;

  1. нет;

  2. иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями.

  1. редко;

  2. обычно;

  3. всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных.

1) да;

  1. не помню;

  2. нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках…

  1. только мешают учебному процессу;

  2. лучше игнорировать;

  3. можно эффектно использовать.

45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми.

1) да;

2) нет;

3) не помню.

46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону…

1) ученика;

2) учителя;

3) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем.

1) как правило;

2) не обязательно;

3) проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией.

1) да;

2) не все;

3) не знаю.

49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными.

1) не вызывают;

2) не знаю;

3) вызывают.

50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом.

1) да;

2) нет;

3) не помню.


Бланк для ответов

Приоритетные ценности учителя

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

1



2



3



Психо- эмоциональное состояние

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

1



2



3



Самооценка

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

1



2



3



Стиль преподавания

4

9

14

19

24

29

34

39

44

49

1



2



3



Достоверноть ответов

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

1



2



3





Обработка результатов: подсчитайте сумму баллов в каждой строке и запишите получившиеся цифры в свободных клетках.

Интерпретация теста "Психологический портрет учителя"

Приоритетные ценности учителя

1.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант (первая строка), то Вы - наш единомышленник. Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не "производственная необходимость" и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших учеников.

  1. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант (вторая строка), то в нелегкой работе учителя Вам важна поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в неменьшей степени нуждаются в Вашем внимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что дети не видят в Вас союзника, а Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем - пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.


  1. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант (третья строка), то школа для Вас "не один свет в окошке". Возможно, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете по себе не зависеть от мнения коллег и учеников, или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало для Вас безразлично.

Психоэмоциональное состояние

2.1.Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то, вероятно, работа в школе отнимает у Вас много физических идушевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны и в Ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам достичь благополучного психоэмоционального состояния.

  1. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то, благодаря повышенной чувствительности вашей нервной системы, Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение может зависеть от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи. В таком состоянии Вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

  2. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Самооценка

  1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая вучащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.

3.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то Ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету: у Вас "вырастают крылья". Вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в "полосе неудач") негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение своей личности. В большинство случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную, творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.



Стиль преподавания

4.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант, то возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию "сильного педагога". Ученик для Вас - объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствуют взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.

Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль "учителя-начальника", и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных, стратегий взаимодействий.

4.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант, то Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность.

Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?

4.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант, то для Вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников.

Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.

Достоверность ответов

Преобладание 1-2 вариантов говорит о высокой степени Вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание ответов третьего варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Упражнение 6. «ДОГОВОР»

Я (фамилия, имя, отчество) ________________________________

С сегодняшнего дня обязуюсь: мыслить позитивно, правильно структурировать свое время, ____________________________________

______________________________________(допишите всё, что вам хочется)

Я обещаю прилагать усилия к достижению всего перечисленного путем тщательного ухода за своей внешностью, работой над созданием позитивного восприятия мира, ежедневного планирования своей деятельности.

Отныне я становлюсь: оптимисткой, умницей, красавицей,______________

_____________________________________ (перечислить еще раз все «хочу»)

а взамен получаю любовь, успех, крепкое здоровье, профессиональное долголетие и ___________________________________________________

______________________________________ (можно написать то, что хотите) ,

Подпись

Печать

(Придумайте собственный герб! Например, сердечко с вашим именем в центре или купюру в 1000 долларов.)

А теперь повесьте этот шедевр на самое видное место и соблюдайте все условия сделки. Вы ведь ответственный человек, правда? И умеете держать слово.

Упражнение №2 «Моя работа похожа на лезвие»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников.

Необходимые материалы. Непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков Post-it и т. д.]

Время. 5 -10 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет с предметами.

2. Каждый участник, должен не глядя, достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет. Например: «Работа психолога похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать мельчайшие детали» и т. д.

Выводы. Можно фиксировать на доске мнения участников об их работе, после чего вовлечь группу в дискуссию о том, все ли особенности их работы отображены здесь.

Упражнение №5 «Снежки» ( авторская разработка)

Цель: Упражнение позволяет снять эмоциональное напряжение участников, определить отношение к профессиональной деятельности, определить наиболее эффективную стратегию поведения.

Необходимые материалы: Листы бумаги, карандаши, веревка.

Процедура: Ведущий предлагает участникам подвигаться, предварительно разделив их на 2 команды. Для проведения упражнения выбираются 2 помощника, которым предлагается ответить на вопросы:

  • С кем из присутствующих Вы бы полетели в космос;

  • У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на вас;

  • Кому бы Вы доверили тайну;

  • У кого бы хотели спросить совета;

  • Для кого не пожалели бы личного времени;

  • С кем бы из присутствующих совершили шоппинг терапию;

  • С кем поехали в лес за грибами;

  • Кого бы позвали с собой в баню;

  • За кого бы подняли тост;

  • Кому бы приподнесли в подарок маленького ежика;

  • С кем бы пошли на дискотеку;

  • С кем бы провели святочную ночь;

  • В ком из присутствующих вы видите личного парикмахера и массажиста;

  • Кому из присутствующих, Вы бы подарили лотерейный билет, зная, что он выигрышный;

  • С кем бы Вы хотели спеть дуэтом песню;

  • Чьи детские фотографии, Вы бы хотели посмотреть.

После того как помощники сформировали команды, им присваивается название «Трудоголики» и «Пофигисты».

Задача командам: Очистить свою территорию от снежков, перебрасывая снежки команде соперников. По сигналу ведущего игра прекращается. Подсчитывается количество снежков на обеих территориях.

Обсуждение. Вывод.

Упражнение №7 «Пока горит спичка».

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам вспомнить идеи, полученные на тренинге. Также оно помогает завершить тренинг в активной динамичной манере.

Необходимые материалы. Коробок спичек. Время. 5-10 минут. Размер группы. Любой.

Процедура

1. Участники вместе с тренером стоят в общем кругу. Психолог зажигает спичку и передает ее своему соседу справа. Тому нужно за то время, пока горит спичка назвать то, что помогает ему преодолевать кризисные ситуации.

2. После того как это будет сделано, этот участник зажигает новую спичку и передает ее следующему, которому, в свою очередь, нужно, пока горит спичка, сформулировать, что помогает ему преодолевать кризисные ситуации.

Обсуждение. Не требуется.

Тематический план

№ п/п

Тема тренинга

Кол-во часов

1

Секреты профессионального долголетия

2

2

Профилактика стресса у педагогов

1

3

Эмоциональная устойчивость

2

4

Саморегуляция эмоционального состояния

1

5

Релаксационный тренинг. Как избавиться от внутреннего психического напряжения

1

6

Экспресс - тренинг по профилактике эмоционального выгорания

2

Упр 1. «Бейдж». Ведущие предлагают участникам сконструировать бейдж собственными руками: написать своё имя и оформляют фон бейджа.

Упражнение 2. «Успешный образ»

Разделите лист бумаги на четыре части. Напишите 9 отрицательных определений, кто вы: три определения внешности, три определения характера, три наиболее часто повторяющихся установки относительно своей работы.

3 отрицательных качеств внешности

3 отрицательных качеств характера

3 отрицательные установки

Написали? А, теперь возьмите красный карандаш и перечеркните все десять характеристик со словами: «Все это ерунда! Я другая!». И на противоположной стороне напишите новые качества, например, вместо «толстая» - «женщина приятной округлости», вместо «худая» - «аристократическая поджарость». Здесь главное юмор и позитивное отношение к себе. Смелее, никто не увидит.

Теперь подведём итог - «Отныне я совершенна!».

Польза позитивного мышления очевидна. О том, что его применение исполняет мечты, помогает достичь успеха, благополучия, уважения , любви, гармонии подтверждается многими людьми. Позитивное мышление творит чудеса, приносит здоровье, веру в себя, свои силы, преумножает любовь и помогает успеху в работе!

Однако при всей своей легкости этот путь требует работы: над волей, над старым мышлением, над негативными мыслями, ленью и всем тем, что мешает профессиональному долголетию!



© 2010-2022