- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО Хочу знать
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО Хочу знать
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мукушева Ж.Т. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
-
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
-
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
-
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
-
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
-
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
-
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
-
доступность, познавательность и наглядность
-
учёт возрастных особенностей
-
сочетание теоретических и практических форм деятельности
-
усиление прикладной направленности обучения
-
психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
-
Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
-
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
-
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
-
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
-
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа реализуется в 1-4 классе, занимающихся по ФГОСС НОО. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю - компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям - рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
-
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
-
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
-
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
-
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
-
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
-
Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п
Название раздела
Количество часов
1
Игры и игрушки
4
2
Все для дома
4
3
Школа
4
4
Еда
4
5
Одежда
4
6
Праздник
4
7
Предприятия, сооружения, здания
3
8
Транспорт
4
9
Полезные изобретения
3
итого
34
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема
Практические действия или трудовые операции (примерные)
Дата
по плану
по факту
Игры и игрушки
1
Где появились куклы
Вырезание бумажных кукол
2
Кто придумал мяч
Игры с мячом
3
Настольные игры
Изготовление настольной игры
4
Подвижные игры
Разучивание подвижных игр
Все для дома
1
«Зажгите, пожалуйста, свечи»
Лепка из пластилина подсвечника
2
Королевская шкатулка
Рисование узора для шкатулки
3
Вилы и вилка
Рисование столовых приборов
4
Висячие сады (комнатные растения)
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений
Школа
1
Когда появились первые книги
Изготовление книжки-малышки
2
Кто изобрел перо
Изготовление ручки из пера
3
Кто написал первую энциклопедию
Рассматривание энциклопедий
4
Как возникли библиотеки
Экскурсия в библиотеку
Еда
1
Как картофель попал в Россию
Поделки из картофеля
2
Кое-что из истории конфет
Плетение пояса из фантиков
3
Откуда фрукты и овощи получили свое название
Рисование овощей и фруктов
4
Шоколад
Рисование обертки шоколада
Одежда
1
Зачем нужны пуговицы
Пришивание пуговицы
2
Откуда взялся фартук
Рисование и вырезание фартука из бумаги
3
Откуда взялись шапки
Вязание (крючком )
4
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
Рисование туфель (дизайн)
Праздник
1
Новогодние игрушки
Поделки из бумаги
2
Почему на Пасху красят яйца
Роспись яйца
3
История воздушных шариков
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках
4
Бал-маскарад
Изготовление маски
Предприятия, сооружения, здания
1
Как идет почта
Экскурсия на почту
2
А зачем нам лестницы? (метро)
Заочная экскурсия в метрополитен
3
Кто вперед? (стадион)
Эстафеты на стадионе (в спортзале)
Транспорт
1
Кто придумал велосипед
Езда на велосипеде
2
Кто создал автомобиль
Сборка машины из деталей конструктора
3
Лайнер. Пароход
Оригами. Кораблик
4
Железнодорожный транспорт
Рисование поезда
Полезные изобретения
1
Как был изобретен телефон
Придумывание и рисование новой модели телефона
2
Когда был изобретен зонтик
Рисование узора для зонтика
3
Светофор. Дорожные знаки
Макет светофора
итого
34
-
Содержание программы
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, зонтик, телефон. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
-
Список литературы
-
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
-
История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: smekalka.pp.ru/
-
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: planetashkol.ru/
-
История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: konodyuk.com/
-
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: kostyor.ru/history.html
-
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
-
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
-
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
-
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
-
Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
-
Словарь
Дизайн - (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line - линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») - область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo - смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
10