Воспитательные технологии в рамках реализации ФГОС

1.                     Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее, ФГОС) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся и студентов (далее, студентов) в рамках урочной деятельности направлена на достижение результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Но, в первую очередь, – это достижение результатов профессионально-личностного развития. Вн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные технологии в рамках реализации ФГОС.

(Заместитель заведующего Звенигородского филиала по УПР ГБОУ СПО МО КК - Вершинина Н.Н.) 13.01.2015г.


  1. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее, ФГОС) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся и студентов (далее, студентов) в рамках урочной деятельности направлена на достижение результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Но, в первую очередь, - это достижение результатов профессионально-личностного развития. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

ФГОС третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием таких профессионально-личностного новообразований, как компетентность и профессиональная культура.

В условиях среднего профессионального образования одним из средств формирования востребованных качеств личности студентов является создание системы внеурочной деятельности. Это понятие, объединяющее все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания, развития и социализации. Внеурочная деятельность - это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки, которую планируется создать в филиале колледжа. Эта модель предполагает тесное взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, объединениями работодателей, общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере образования. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ.

В результате работы коллектива необходимо получить модель организации внеурочной деятельности, содержащую следующие компоненты:

- Ценностно-целевой компонент модели.

- Содержательный компонент модели (Целевая программа формирования профессионально-личностного потенциала будущих рабочих кадров и специалистов, востребованного на рынке труда, Проект «Культурное пространство колледжа», Целевая программа «Активность. Молодость. Успех»).

- Организационный компонент модели.

- Результативный компонент модели.


  1. Создание условий для реализации воспитательного компонента ФГОС.


Подготовка студентов в учреждениях СПО в современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, которые включают в себя воспитательный компонент.

Воспитательный компонент ФГОС включает в себя примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития, в которой охарактеризованы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности воспитательного процесса.

Реализация воспитательного процесса ФГОС и тенденции усиления ценностной составляющей современного образования в целом предъявляют требования к педагогам в части готовности их к проектированию воспитательного процесса и его реализации. Следует иметь ввиду, что воспитательный процесс осуществляется с учетом специфики образовательного учреждения, социокультурного пространства, потребностей социума, семьи и индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. (Иногда акценты могут быть сделаны и на различные специальности образовательного учреждения). В конечном итоге программа воспитания должна быть направлена на реализацию главной задачи этого процесса - успешное профессиональное становление и социализацию личности.

В нашем образовательном учреждении программа воспитательной работы строится на основе технологии педагогики сотрудничества и Концепции развития и воспитания личности, имеет целью формирование следующих общих компетенций:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

6. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Реализация данной программы может осуществляться в нескольких направлениях: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое.

Хотелось бы поделиться опытом в реализации данного направления и пригласить к разговору своих коллег.

Одним из эффективных средств воспитания будущего профессионала являются уже ставшие традиционными конкурсы профессионального мастерства. Важно то, что цели проведения таких мероприятий не ограничиваются популяризацией специальностей и профессий, обменом опыта, а имеет более широкий масштаб. Конкурсы - это индикатор уровня профессиональной деятельности обучающихся, педагогов и мастеров производственного обучения и эффективный способ совершенствования профессионального мастерства и творчества, включения механизмов саморазвития в системе образования.

В будущем очень важно проводить научно - практические конференции в несколько этапов. Первый этап - в рамках предметных недель в различных формах: форумы, круглые столы, заседание клубов, устные журналы. Второй этап - предполагает участие студентов в областных, региональных конференциях и открытых конкурсах, проводимых совместно с социальными партнерами.

В ходе проведения таких мероприятий у студентов активизируется созидательная деятельность, прививаются навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они делают самостоятельные правильные выводы, появляется заметный интерес к выбранной профессии и как следствие этого, повышается успеваемость. Вдумчивая работа помогает студентам при формировании своей профессиональной карьеры.

Мы убеждены, что жизненный успех наших студентов определяется приоритетом таких свойств личности, как предприимчивость, деловитость; умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, действовать в соответствие со своими интересами, но, не приступая закон, а, следовательно, правовое образование - важнейшее условие формирования правовой культуры гражданина.

Проблема воспитания здорового образа жизни в настоящее время находится в сфере первостепенных интересов государства. Это одна из целей воспитательной деятельности нашего колледжа. Практически все студенты колледжа охвачены различными формами физкультурно-оздоровитльной и спортивно-массовой работы. Они имеют возможность заниматься физической культурой и посещать спортивные секции: по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, шахматам, шашкам. Для этого в колледже оборудованы спортивный зал, открытые спортивные площадки и современный тренажерный зал. Доброй традицией стало проведение в колледже спортивных праздников, Дней Здоровья, конкурса «А-нука парни».

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является художественно-эстетическое воспитание способствующее развитию потребности в прекрасном, реализующего индивидуальные задатки и способности личности - это направление работы еще не налажено в нашем филиале, но над этим надо еще работать всему педагогическому коллективу. Сегодня каждое образовательное учреждение должно искать свой путь в решении поставленных временем задач обновления содержания, методов и форм развития личности, оптимизации системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей учебного заведения. Считаем, созданная система взаимодействия педагогического коллектива со студентами, дает положительные результаты и способствует реализации воспитательного компонента ФГОС.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. 2009. №4.

  2. Якиманская И.С. Технология личностного ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000

  3. Бочаров В.Г. Современные образовательные технологии. М.: 2010.

3


© 2010-2022