Рабочая программа факультатива по физике

Пояснительная записка.   Факультативный курс «Методы и приёмы решения задач по физике»  рассчитан на учащихся 8 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса:   ·         развитие интереса к физике и к решению физических задач; ·         совершенствование  и углубление полученных в основном курсе знаний и умений; ·         формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физически... № Тема Кол-во часов Введение. 1 1.1  Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения. 1 Механические явления 5 2.1. Механическое движение. Скорость. Относительность движения. 1 3.2. Масса, плотность. Сила тяжести, вес тела. 1 4.3. Силы в природе. Равнодействующая. 1 5.4. Механическая работа. Мощность. Энергия. 1 6.5. Закон сохранения энергии в механике. Проект 1 Электрические явления 13 7.1. Электрический заряд. Электрическое поле. Суперпозиция электрических полей. 1 8.2. Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока. 1 9.3. Напряжение. Единицы напряжения. 1 10.4. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. 1 11.5. Удельное сопротивление проводников. 1 12.6. Последовательное соединение проводников. 1 13.7. Параллельное соединение проводников. 1 14.8. Смешанное соединение проводников. 1 15.9. Расчет электрических цепей. 1 16.10. Работа и мощность электрического тока. 1 17.11. Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. Закон Джоуля-Ленца. 1 18.12. КПД электронагревательных приборов. 1 19.13. История развития электрического освещения. Проект или экскурсия. 1  Электромагнитные явления. 1 20.1. Занимательные опыты с постоянными магнитами. 1   Тепловые явления 6 21.2 Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. 1 22.3 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. 1 23.4 Топливо. Удельная теплота сгорания топлива. 1 24.5 Уравнение теплового баланса. 1 25.6 Уравнение теплового баланса. 1 26.7 Использование энергии Солнца на Земле. Проект. 1   Изменение агрегатных состояний вещества 7 27.1 Плавление и отвердевание. 1 28.2 Испарение и конденсация. 1 29.3 Влажность воздуха. 1 30.4 Кипение. Удельная теплота парообразования. 1 31.5 Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. 1 32.6 Закон сохранения энергии в тепловых процессах. 1 33.7  Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. 1 34.8 Итоговое занятие. Тест. Задачи на лето. 1  Поурочно-тематическое планирование В результате изучения физики ученик 8 класса  должен знать/понимать ·                смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле; ·                смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила элек...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Факультативный курс «Методы и приёмы решения задач по физике» рассчитан на учащихся 8 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:


  • развитие интереса к физике и к решению физических задач;

  • совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

  • формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Программа факультатива соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 8 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися на уроках физики знаний и умений.

Задачи курса:

  • Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических задач.

  • Сформировать умения работать с различными источниками информации

  • Выработать исследовательские умения.

  • Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.

  • Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной науке и границах применимости.

  • Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач


Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Данный факультатив содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут учащимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,

  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

Развитию познавательных интересов учащихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности..

Основные виды деятельности учащихся

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

  • Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

  • Решение олимпиадных задач.

  • Составление таблиц.

  • Взаимопроверка решенных задач.

  • Составление тестов для использования на уроках физики.

  • Составление проектов в электронном виде.

Данный курс предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.

  • Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.

  • Успешная самореализация учащихся.

  • Опыт работы в коллективе.

  • Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

  • Опыт составления индивидуальной программы обучения.

  • Систематизация знаний.

  • Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

  • Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.

Тема

Кол-во часов

Введение.

1

1.1

Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения.

1

Механические явления

5

2.1.

Механическое движение. Скорость. Относительность движения.

1

3.2.

Масса, плотность. Сила тяжести, вес тела.

1

4.3.

Силы в природе. Равнодействующая.

1

5.4.

Механическая работа. Мощность. Энергия.

1

6.5.

Закон сохранения энергии в механике. Проект

1

Электрические явления

13

7.1.

Электрический заряд. Электрическое поле. Суперпозиция электрических полей.

1

8.2.

Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока.

1

9.3.

Напряжение. Единицы напряжения.

1

10.4.

Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи.

1

11.5.

Удельное сопротивление проводников.

1

12.6.

Последовательное соединение проводников.

1

13.7.

Параллельное соединение проводников.

1

14.8.

Смешанное соединение проводников.

1

15.9.

Расчет электрических цепей.

1

16.10.

Работа и мощность электрического тока.

1

17.11.

Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. Закон Джоуля-Ленца.

1

18.12.

КПД электронагревательных приборов.

1

19.13.

История развития электрического освещения. Проект или экскурсия.

1

Электромагнитные явления.

1

20.1.

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

1


Тепловые явления

6

21.2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.

1

22.3

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

23.4

Топливо. Удельная теплота сгорания топлива.

1

24.5

Уравнение теплового баланса.

1

25.6

Уравнение теплового баланса.

1

26.7

Использование энергии Солнца на Земле. Проект.

1


Изменение агрегатных состояний вещества

7

27.1

Плавление и отвердевание.

1

28.2

Испарение и конденсация.

1

29.3

Влажность воздуха.

1

30.4

Кипение. Удельная теплота парообразования.

1

31.5

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

1

32.6

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1

33.7

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

34.8

Итоговое занятие. Тест. Задачи на лето.

1

Поурочно-тематическое планирование

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Литература для учащихся

  1. Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002

  2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. - М.: «Илекса»,2004

  3. Ланге В.Н. "Экспериментальные физические задачи на смекалку", М.: "Наука", 1985 г.

  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: "Просвещение", 2003

  5. Методички ЗФТШ

  6. Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

  7. Е.Г.Московкина, В.А.Волков, Сборник задач по физике 7-9 классы-М.:ВАКО,2015

  8. С.Б. Вениг, М.Н.Куликов, В.Н.Шевцов, Олимпиадные задачи по физике, М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2007

Литература для учителя

  1. Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002

  2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. - М.: «Илекса»,2004

  3. Ланге В.Н. "Экспериментальные физические задачи на смекалку", М.: "Наука", 1985 г.

  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: "Просвещение", 2003

  5. Методички ЗФТШ

  6. Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

  7. Сборник нормативных документов «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». -М: Просвещение, 2006.

  8. Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, Физика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 классы.М.: «Просвещение»,2014



© 2010-2022