- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа факультатива по физике
Рабочая программа факультатива по физике
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крочак О.Н. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Факультативный курс «Методы и приёмы решения задач по физике» рассчитан на учащихся 8 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
-
развитие интереса к физике и к решению физических задач;
-
совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
-
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
-
формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Программа факультатива соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 8 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися на уроках физики знаний и умений.
Задачи курса:
-
Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических задач.
-
Сформировать умения работать с различными источниками информации
-
Выработать исследовательские умения.
-
Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
-
Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной науке и границах применимости.
-
Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач
Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Данный факультатив содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут учащимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:
-
проблемное обучение,
-
проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Развитию познавательных интересов учащихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности..
Основные виды деятельности учащихся
-
Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.
-
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
-
Решение олимпиадных задач.
-
Составление таблиц.
-
Взаимопроверка решенных задач.
-
Составление тестов для использования на уроках физики.
-
Составление проектов в электронном виде.
Данный курс предполагает следующие результаты:
-
Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.
-
Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
-
Успешная самореализация учащихся.
-
Опыт работы в коллективе.
-
Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
-
Опыт составления индивидуальной программы обучения.
-
Систематизация знаний.
-
Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
-
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.
№
Тема
Кол-во часов
Введение.
1
1.1
Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения.
1
Механические явления
5
2.1.
Механическое движение. Скорость. Относительность движения.
1
3.2.
Масса, плотность. Сила тяжести, вес тела.
1
4.3.
Силы в природе. Равнодействующая.
1
5.4.
Механическая работа. Мощность. Энергия.
1
6.5.
Закон сохранения энергии в механике. Проект
1
Электрические явления
13
7.1.
Электрический заряд. Электрическое поле. Суперпозиция электрических полей.
1
8.2.
Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока.
1
9.3.
Напряжение. Единицы напряжения.
1
10.4.
Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи.
1
11.5.
Удельное сопротивление проводников.
1
12.6.
Последовательное соединение проводников.
1
13.7.
Параллельное соединение проводников.
1
14.8.
Смешанное соединение проводников.
1
15.9.
Расчет электрических цепей.
1
16.10.
Работа и мощность электрического тока.
1
17.11.
Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. Закон Джоуля-Ленца.
1
18.12.
КПД электронагревательных приборов.
1
19.13.
История развития электрического освещения. Проект или экскурсия.
1
Электромагнитные явления.
1
20.1.
Занимательные опыты с постоянными магнитами.
1
Тепловые явления
6
21.2
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.
1
22.3
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
1
23.4
Топливо. Удельная теплота сгорания топлива.
1
24.5
Уравнение теплового баланса.
1
25.6
Уравнение теплового баланса.
1
26.7
Использование энергии Солнца на Земле. Проект.
1
Изменение агрегатных состояний вещества
7
27.1
Плавление и отвердевание.
1
28.2
Испарение и конденсация.
1
29.3
Влажность воздуха.
1
30.4
Кипение. Удельная теплота парообразования.
1
31.5
Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.
1
32.6
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
1
33.7
Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.
1
34.8
Итоговое занятие. Тест. Задачи на лето.
1
Поурочно-тематическое планирование
В результате изучения физики ученик 8 класса должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;
-
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
-
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-
рационального применения простых механизмов;
-
оценки безопасности радиационного фона.
Литература для учащихся
-
Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002
-
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. - М.: «Илекса»,2004
-
Ланге В.Н. "Экспериментальные физические задачи на смекалку", М.: "Наука", 1985 г.
-
Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: "Просвещение", 2003
-
Методички ЗФТШ
-
Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.
-
Е.Г.Московкина, В.А.Волков, Сборник задач по физике 7-9 классы-М.:ВАКО,2015
-
С.Б. Вениг, М.Н.Куликов, В.Н.Шевцов, Олимпиадные задачи по физике, М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2007
Литература для учителя
-
Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002
-
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. - М.: «Илекса»,2004
-
Ланге В.Н. "Экспериментальные физические задачи на смекалку", М.: "Наука", 1985 г.
-
Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: "Просвещение", 2003
-
Методички ЗФТШ
-
Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.
-
Сборник нормативных документов «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». -М: Просвещение, 2006.
-
Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, Физика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 классы.М.: «Просвещение»,2014