Разработка урока по основам права «Права ребенка»

Методическая разработка урока по основам права в 10 классе “Права ребенка” содержит пояснительную записку, описание целей и задач урока, описание требований к содержанию ключевых компетенций, которые формируются на данном уроке, категориальный аппарат урока, описание методов, приемов и средств обучения, применяемых на уроке, список рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся, описание структуры и хода урока, технологическую карту урока и приложения. Урок “Права ребенка” входит в цикл ур...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования «Альянс»

Разработка урока по основам права

«Права ребенка»

10 класс

Учитель: Третьякова

Галина Дмитриевна

2013 г

1. Пояснительная записка

Методическая разработка урока по основам права в 10 классе "Права ребенка" содержит пояснительную записку, описание целей и задач урока, описание требований к содержанию ключевых компетенций, которые формируются на данном уроке, категориальный аппарат урока, описание методов, приемов и средств обучения, применяемых на уроке, список рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся, описание структуры и хода урока, технологическую карту урока и приложения. Урок "Права ребенка" входит в цикл уроков, реализующих содержание образования по курсу "Основы права»: раздел "Гражданин. Право. Мораль", тема модуля - "Права человека и гражданина" и является одним из двух часов по теме "Политические права и свободы".

Целевая направленность данного цикла уроков обусловлена практико-ориентированным характером уроков: - развивающие и воспитательные цели доминируют, реализуя комплексную дидактическую цель урока; - отбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с критериями гражданского образования обучающихся; - отбор методов и средств обучения осуществляется в соответствии с требованиями к интерактивному обучению, позволяющему формировать у обучающихся основы гражданской культуры и демократические ценности.

2. Цели и задачи

Цель урока: углубить знания о правах ребенка, подвести учащихся к пониманию прав и обязанностей ребенка.

Образовательная:

- знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
- понимать суть основных прав ребенка.

Развивающая:

- уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
- уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

Воспитательная:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

3. Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке

• познавательные компетенции:

1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (см. категориальный аппарат урока); 2) выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка; 3) сравнивать права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением, приводить собственные примеры.

• развивающие компетенции:

1) самостоятельно отбирать необходимую информацию (работа с Конвенцией о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон об образовании, материалами СМИ и др.); 2) интерпретировать данные, полученные из источников, в соответствии с поставленной задачей; 4) аргументировано излагать свою позицию; 5) работать в команде.

• ценностно-ориентационные компетенции:

1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) уважать мнение другого человека; 4) проявлять уважение к демократически принятым законам и законопослушности.

4. Категориальный аппарат урока

документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических изданий, раздаточный материал, табло достижений групп, магнитные доски

5. Методы и приемы обучения, используемые на уроке

На уроке используются следующие активные и интерактивные методы и приемы обучения:

групповая работа, фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации, фронтальная беседа с элементами дискуссии.

Данные методы и приемы обучения способствуют формированию следующих умений и навыков:

1) критически мыслить;
2) получать информацию, анализировать и критически оценивать ее;
3) понимать общественно-политические проблемы, сущность явлений и процессов, происходящих в обществе;
4) принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;
5) работать в группе;
6) устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

6. Средства обучения, используемые на уроке

Программные средства (презентации в среде Mikrosoft Power Point, раздаточный материал в текстовом редакторе Mikrosoft Word), доска, маркеры

7. Рекомендуемая литература для учителя

1. Основы права: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Ф. Никитин - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2007.
2. С.И. Володина, В.В. Спасская. Основы правовых знаний. - Москва: 2003.
3. Гражданское образование: технологии, интерактивные.  Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9 - 11 классов. М., 1998.

4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1.-2. М., 1997.

5. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 - 11 кл.: Краткий справочник школьника. М. 1998.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. М. 2000.

7. Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1998.
6. Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание". 8-11 класс. - ЗАО "Новый диск", 2004.

8. Рекомендуемая литература для обучающихся

1. Введение в обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. - 10-е изд.. - М.: Просвещение, 2005.
2. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: пособие для 7-11 кл. - М., 2000.


Интернет-ресурсы

1. www//cikrf.ru Конституция Российской Федерации

2. //un.org/ru/documents/decl_Конвенция о правах ребенка

3. wikipedia. http: // en wikipedia org

9. Предварительная подготовка (опережающие задания)

Групповые задания (для 3-х групп): подготовить презентации по темам: «Нарушение прав ребенка в стране», «Нарушение прав ребенка в районе», «Нарушение прав ребенка в школе, семье, поселке»

10. Структура и ход урока

Организационный этап. Постановка учебной задачи.

Вводное слово учителя.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я - ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

2. Записывается тема урока.

Учитель раскрывает понятия темы и знакомит учащихся с основными документами, отражающими права детей. Учащиеся записывают в тетради следующие определения: декларация, конвенция.

В настоящее время в Р.Ф. дейстствует большое количество законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка.

  • Конвенция ООН о правах ребенка, подписана Россией в 1990 г., называет ребенком лицо до 18 лет и включает 3 группы прав:

- право на выживание;
- право на развитие;
- право на защиту.

  • Конституция Р.Ф. не оговаривает особо права детей ( исключение - право на образование- ст. 43) и защиту со стороны государства. Поэтому вашим домашним заданием будет найти в Конституции и выписать те права человека, которые можно отнести и к детям.

  • Семейный кодекс Р.Ф. определяет правовое положение ребенка в семье.

  • Закон об образовании гарантирует право учащихся на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, работу по индивидуальным планам, посещение библиотек, свободу информации т.п.

Класс делится на группы. Для этого каждый получает карточку с одним из прав человека . Задание разбиться на группы в соответствии с типом прав : социально-экономические, политические, личные.

Образуются 3 группы. Каждая делегирует по 1 человеку в эксперты.

3. Группы получают задания.

Первое задание: Соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права и обязанности

Раздаточный материал: карточки с основными годами жизни ребенка:

  • С рождения;

  • 6 лет;

  • 10 лет;

  • 11 лет;

  • 14 лет;

  • 15 лет;

  • 16 лет;

  • 17 лет;

  • 18 лет.

Листы "Правовой статус ребенка" (см. Приложение 1).

На выполнение задания - 10 мин, оформляется и сдается экспертам.

Второе задание: Проиллюстрируйте без слов ( пантомима) статью из Конвенции о правах ребенка

1 группа - ст. 31.
2 группа - ст. 7 (ч.1).
3 группа - ст. 28.

Раздаточный материал: Конвенция о правах ребенка.

На выполнение задания - 5 мин. Группа представляют свою пантомиму, другие должны найти статью, которую они представили и назвать право.

Третье задание: Найдите в представленной вам периодической печати статьи (1-2):

а) подтверждающие осуществление прав ребенка;

б) нарушающие права ребенка.

Свой результат оформите на магнитной доске со знаками " +" и " - ".

Раздаточный материал: статьи из газет и журналов.

На выполнение задания - 5-7 мин,

4. Эксперты объявляют результаты, подводят итоги.

Учитель выставляет оценки, напоминает о домашнем задании

5. Рефлексия. Составление синквэйна.

Например.

Разработка урока по основам права «Права ребенка»










Приложение 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

2.Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

3.Несет уголовную ответственность за любые преступления.

4.Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.

5.Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя-36 часов).

6.Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

7.Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

8.Может быть членом кооператива, акционерного общества.

9.Может быть объявлен в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

10.Имеет право на получение паспорта.

11.Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

12.Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

13.Может быть исключен из школы за нарушения.

14Лодлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

15.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)

16. Может вступать в молодежные общественные объединения.

17.Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

18.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

19.Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

20.Может осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.

21.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

22,Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

23 .Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

24.Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25.Может вступать в детские общественные объединения.

26.Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.27 .Вправе выражать свое мнение при решение в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

28.Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода,

29.Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

30.Дает согласие на изменение своего имени (или) фамилии.

31.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.

32.Вправе посещать школу.

33. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

34. Имеет право на имя, отчество и фамилию.

З5. Приобретает право на гражданство.

Приложение 2 Статьи о правах ребенка


Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.


Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.


Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

11. Технологическая карта урока

Предмет, класс

Основы права, 10 класс

Тема урока

Права ребенка

Цель урока

углубить знания о правах ребенка, подвести учащихся к пониманию прав и обязанностей ребенка.

Задачи урока

Образовательная:

знакомство с документами, где закреплены права детей.

Развивающая:

уметь выявить взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями; уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

Воспитательная:

воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, уметь защищать их.

Вид используемых на уроке ИКТ

презентации в среде Mikrosoft Power Point, раздаточный материал в текстовом редакторе Mikrosoft Word

Аппаратное и программное обеспечение

компьютер, медиапроектор, программные средства

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап

Постановка учебной задачи

Цель

познакомить с темой урока, совместно с учащимися сформулировать учебную задачу и определить план действий для ее выполнения

Длительность этапа

3 минуты

Деятельность учащихся

погружение в учебную ситуацию

Деятельность учителя

мотивация учащихся, вовлечение учащихся в ситуацию выбора, вводное слово

Форма организации деятельности учащихся

коллективная

Методы обучения

фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации

Средства обучения

доска, маркеры

Этап актуализации знаний

Определение степени готовности учащихся к выполнению практической части урока

Цель

провести «инвентаризацию» знаний учащихся по теме, активизировать познавательную активность, необходимую для этапа осмысления

Длительность этапа

8 минут

Деятельность учащихся

выполнение записей в тетради

Деятельность учителя

рассказ, вовлечение учащихся в мини- дискуссию

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная, коллективная

Методы обучения

частично-поисковый

Средства обучения

доска, маркеры

Этап осмысления и промежуточной рефлексии

Формирование ценностной составляющей гражданской позиции учащихся

Цель

способствовать осознанию учащимися ответственного отношения к своему мнению, своей позиции, своему выбору

Длительность этапа

10 минут

Деятельность учащихся

участие в обсуждении статьей в документах

Деятельность учителя

рассказ, вовлечение учащихся в мини-дискуссию, подведение итога промежуточной рефлексии учащихся

Форма организации деятельности учащихся

коллективная, индивидуальная

Методы обучения

фронтальная беседа с элементами дискуссии,

Средства обучения

раздаточный материал

Организационно-деятельностный этап

Просмотр презентаций

Цель

способствовать активному и сознательному усвоению нового материала

Длительность этапа

15 минут

Деятельность учащихся

презентации, участие в обсуждении

Ддеятельность учителя

координация деятельности учащихся

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная, групповая с элементами фронтальной

Методы обучения

презентации в среде Mikrosoft Power Point, дискуссия в режиме «свободного микрофона»

Средства обучения

компьютер

Этап рефлексии

Определение собственной позиции

Цель

самоанализ деятельности

Длительность этапа

4 минуты

Деятельность учащихся

аргументация своей позиции

Деятельность учителя

координация деятельности учащихся

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная, коллективная

Методы обучения

составление синквэйна

Средства обучения

доска, маркеры






© 2010-2022