Учебные задачи по истории НАЧАЛО РУСИ

Тема №1. НАЧАЛО РУСИ. РУСЬ В XI – XV вв. (К главам II и III учебника по истории России под ред. А. Н. Сахарова)   Цель изучения содержания этой темы – расскрытие отдельных компонентов понятий «Отечество», «этничность», «патриотизм», «долг», актуализация конкретно-образных знаний, приобретенных школьниками в ходе изучения курса истории России в первом концентре, ориентация на новый материал, конкретзированный в рамках учебных задач.   Решение задач, предложенных в данном пасобии, позволяет закре...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема №1. НАЧАЛО РУСИ. РУСЬ В XI - XV вв.

(К главам II и III учебника по истории России

под ред. А. Н. Сахарова)

Цель изучения содержания этой темы - расскрытие отдельных компонентов понятий «Отечество», «этничность», «патриотизм», «долг», актуализация конкретно-образных знаний, приобретенных школьниками в ходе изучения курса истории России в первом концентре, ориентация на новый материал, конкретзированный в рамках учебных задач.

Решение задач, предложенных в данном пасобии, позволяет закрепить отдельные компоненты понятий, раскрывающих сущность Отечества как ценности. С помощью вопросов, поставленных в задачах, учащиеся определяют предмет поиска и оценки, вербально вопроизводят нравственные нормы.

Задача 1

В. Г. Белинский назвал это произведение «благоуханным цветком русской поэзии», в котором заключена великая патриотическая идея. Автор его не известен. Повествование ведется о неудачном походе новгород - северского князя против половцев в 1185 году.

Назовите это произведение. Какая идея положена в его основу?


Задача 2

В 1252 году он добился посылки против своих братьев, не желавших «царям (т.е ханам) служити», монгольского войска. В 1257 - 1259 гг. дважды с помощью монголо - татар жестоко подавлял волнение горожал в Новгороде. Сообщение о его смерти новгородский летописец сопроводил такими словами: «Дай, Господи милосердный, видеть ему лицо Твое в будущий век со всеми угодниками, так же отдавшими жизнь свою… за Русскую землю».

О ком идет речь? Как объяснить поступки этого исторического деятеля и оценку их летописца? Как вы оцениваете его деятельность?

Задача 3

Летовский князь Довмонт, крестившись, переехал в Псков и отсюда стал совершать опостошительные набеги на Литву. «Пленил землю Литовскую и отечество свое повоевал».

Могли ли современники назвать его предателем, изменником Отечества? Объясните свое мнение.

Задача 4

В 1318 тверской князь Михаил Ярославичь был вызван в Орду. Бояри и сыновья отговаривали его от этой поездки, но он ответил: «… если уклонюся, то отчина моя вся в полоту будет, и множества христьян избиени будут… Лучше мне ныне положить душу свою за многие души».

На основе этого эпизода охарактерезуйте тверского князя. Могли ли современники назвать его потриотом своего Отечества? Почему?




Задача 5

В начале 40-х гг. XIVв. на Руси произошло три следующих знаменательных событиях из Богоявленского монастыря был вызван на церковно - административное поприще 40 - летний инок Алексей; один 20 - летний искатель пустыни в урочище Маковец поставил маленькую келью; в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли.

О ком идет речь? Какую роль в истории Руси сыграли эти исторические деятели?

Задача 6

Будующий подвижник родился около 1314 г. в Ростове Великом в боярской семье. После смерти родителей принял монашенский постриг. Народ приписывал ему славу цудотворца. В августе 1380 г. князь Дмитрий приезжал к отшельнику с просьбой о благословении русского войска на «священную войну» с Мамаем. Игумэн предложил зримое свидетельство своего благословения - постиг двух иногов в великую схиму (схима символизировала доспех, в котором монах выходил на бой с дьяволом). Этим отшельник совершил великий подвиг самоотричение: он не только посылал своих духовных детей на смерть, но и нарушал церковный закон, запрещающий монаху поступать на военную службу. Нарушение этого закона каралось отлучением от церки.

О ком идет речь? Оцените поступок игумэна.

Задача 7

Вплоть до XIV в. на Заподе и Руси существовал сходный обычай: сигналом к началу боя был подъем знамени, а к окончанию - его свертывание или опускание. Лишь после того как знаме падало, рыцарю разрешалось «искать спасения там, где Бог поможет». В 1380 г. князь Дмитрий изменил этот обычай: непосредственно перед боем он ушел из - под знамени.

Объясните поступок великого князя. Какое требование он предъявил русским войнам?

Задача 8

Докажите, что победа на Куликовом поле была итогом «общенародного напряжения сил и причиной рождения чувства беспредельной любви к Отечеству, заменившего прежний облостной патриотизм».

Задача 9

В «Сказании о Мамаевом побоище» поступок рязанского князя Олега, наводившего татар на Русь, объясняеться «скудностью ума» князя. Автор не обвиняет его в измене Отечеству.

Какие выводы можно сделать на основе данного факта?

Задача 10

В. О. Ключевский писал: «Московское государство… родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калеты».

Прокомментируйте это высказывание.

Задача 11

В. О. Ключевский писал о Московском государстве XIV века: «… в нем каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, т. е. кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, т. е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять Отечества или на него работать».

Кого источник считает гражданином своего Отечества? Согластны ли вы с ним? Почему?

Задача 12

А. И. Герцен писал: «Необходимость централизации была очевидна, без нее не удалось бы ни свергнуть монгольское иго, ни спасти единство государства… Россиян была спасена, она стала сильной, великой - но какою ценою? Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни».

Разделяете ли вы мнение писателя? О каких исчезнувших свободах идет речь?

Задача 13

В 1491 г. Иван III заключил своего брата Андрея Васильевича в тюрьму, где тот и умер. К великому князю приходил митрополит с просьбой освободить заключенного, но Иван III ответил: « Жаль мне очень брата, и я не хочу погубить его, … но освободить… не могу. Иначе, когда умру, будет искать великого княжения над внуком моим, смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь…, и дань опять наложат, и кровь христьянская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы снова будете рабами татар».

Как характеризует данный факт Иван III? Докажите, что поступок великого князя не был единичным в истории Отечества.


© 2010-2022