Разработка урока орксэ тема: Христианская семья

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Христианская семья»

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

а) образовательные: знакомство с понятием семьи, дать представление о христианском понимании семьи; рассказать о последнем Императоре Николае II; о празднике «Семьи, любви и верности»;

б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения;

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Формирование УУД

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов,; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, А. В.Кураев «Основы православной культуры», презентация ,видео клипы

Ход урока

1. Организационный момент.

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть в классе царит доброе, хорошее настроение.

2.Ввод в тему урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!

Послушайте внимательно притчу и определите её главную мысль.

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись - явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг - вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.

3.Сообщение темы урока

-Какова главная мысль этой притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни).

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Тема нашего урока - семья)

Учитель: Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о христианской семье,

тема нашего урока так и называется «Христианская семья» Слайд 1, мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие добродетели входят в понятие «христианская семья».

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

4.Беседа по теме

А сейчас послушаем, как раскрывается понятие Семья в различных источниках.

Слайд2 (группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.Ушаков)

Слайд3.Семья - это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами._(Большая энциклопедия)

Слайд 4 Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Большая энциклопедия)

5.Погружение в тему урока

Учитель. Когда -то Лев Толстой сказал: Слайд5

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

-Действительно, ребята, семья - самое уютное и нужное для человека место на земле. В семье накормят, обогреют, пожалеют если огорчён, защитят, если обижен. Именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.

Всё начинается с семьи.

-Откройте учебники на странице 86 и прочитайте первое предложение: "Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды". (Дети читают).

Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? (С ковчегом.)

Почему он использует именно это сравнение? (Семья - наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.)

- С чего начинается создание семьи?(Дети отвечают)

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание (слайд 6). Венчание - одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы .

-Как вы думаете, что такое венцы?

- Давайте обратимся к учебнику.(страница 86). Читаем со 2 абзаца.

- Скажите, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (Ответы детей).

- Что же означают венцы?(Награда за решимость людей подарить себя друг другу)

А, что означает мученический венец? Найдите и прочитайте ещё раз. (дети ищут в учебниках и читают)

Учитель .Венец не имеет конца. Это означает, вот также до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

-А что же означает кольцо в христианском браке, кто знает? Слайд 7

Учитель. На Руси обручальные кольца появились в дохристианские времена. По языческому обычаю в день свадьбы невесте вручали кольцо и ключ. Эти предметы делали девушку «хозяйкой дома».

Само слово "обручение", как указывает толковый словарь В.И.Даля происходит от слова "обруч", или "кольцо", являющееся древним символом вечности.

Слайд8

Митрополит Антоний Сурожский так описывает происхождение доверительного обмена кольцами между женихом и невестой во время обручения: «Когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются, потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, раньше, чем оставить на своей руке) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: "Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я с е б я доверяю тебе..."

Видеоклип «Венчание»

Учитель: Мы уже сказали, что ни одна семья невозможна, если нет любви. Слайд9

«Любовью весь мир держится». Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей)

Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко.

-А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью - преданное и любящее сердце.

Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит»(слайд 10)

-Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

-Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

Рассказ о семье Романовых.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго.(слайд №11) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

6.Связь с заповедями

-Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.)

Учитель. Это 5 заповедь.

-Давайте прочитаем вместе. Слайд12

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будети на земли.

-Как вы её понимаете?(Дети отвечают)

Учитель. Каждая семья - это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве - слушать их, в молодости - советоваться с ними, в зрелом возрасте - заботиться о них.

Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?(ответы)

Учитель. Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом - 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.(слайд № 13)

-Что вы знаете о Петре и Февронии? (ответы детей)

(В далёкие времена в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.)

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип.

- Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

7.Работа с интерактивной доской.

-Посмотрите на венок из ромашек.. Представьте, что венок-это ваша семья.

-Давайте вплетём в венок из ромашек такие добродетели, чтобы ваша семья была дружной и счастливой( сострадание, трудолюбие, доброта, корысть, жадность, вражда, дружба, верность, радость, переживание, взаимопомощь, уважение, взаимопонимание, надёжность, смирение, нелюбостяжание (равнодушие к богатству), целомудрие, кротость, воздержание (от греха), доброжелательство).

- Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»?(Любовь)

-Посмотрите, сколько добродетелй мы внесли с вами в такое понятие как «Семья».

- А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника баском - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом -

Твоим теплом.

Домашнее задание:

- Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86-87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии. (Слайд 12)

Итог урока.

- Что самое интересное было в уроке?

- О чём вам хочется рассказать друзьям?

- Закончите предложение «Сегодня я задумался о том, что …..»

- Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.(Слайд 14)

-Мне хочется закончить урок словами:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.


© 2010-2022