• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогическое исследование на тему: Роль преподавателя на начальном этапе обучения игры на домре

Педагогическое исследование на тему: Роль преподавателя на начальном этапе обучения игры на домре

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое исследование на тему:

" Роль преподавателя на начальном

этапе обучения игры на домре."

Педагогическое исследование на тему: Роль преподавателя на начальном этапе обучения игры на домре

Преподаватель Бурсук Т.В.

2015г.

Задачи начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме.
Основное положение общей педагогики - связь обучения, воспитания и развития - находит естественное отражение в принципах первоначального музыкального обучения.
В работе с начинающими должны быть особенно заострены музыкально-воспитательные приемы обучения, близкие к общим формам воспитания дошкольников. Именно с первых лет обучения необходим педагог-воспитатель, музыкант широкого профиля, умеющий гибко объединить развитие творческо-слуховых, домровых, познавательных способностей в единой системе методов и дидактических приемов обучения.
Искусство обучения начинающих заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ученика.
Раскрывая основную направленность обучения начинающих музыкантов, Г. Нейгауз отмечал : «…Учитель игры на любом музыкальном инструменте…должен быть прежде всего учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель…должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио…и игры на музыкальном инструменте».
Подчеркивая значение начального этапа обучения, следует обратить внимания на большую ответственность преподавателя, работающего с детьми.
Преподаватель музыкальной школы должен обладать самыми разнообразными способностями: быть психологом, любить детей, уметь на них воздействовать, заинтересовывать их, привить любовь к музыке, заставить работать.
Основное качество учителя заключается в умении расположить к себе ученика. Любовь к педагогической деятельности состоит в том, что человек рассматривает ее как смысл жизни, знает и любит свой предмет, остро переживает успех и неуспех в работе. Любовь к детям проявляется в чутком внимательном отношении к ученикам, в искреннем и сердечном обращении с ними.
Начало всегда бывает особенно трудным, так как новая обстановка, условия, в которые поставлен ребенок, стоит ему огромного напряжения. Первая встреча педагога с учеником - волнующий момент для обоих. Для ребенка первое впечатление бывает решающим. Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет ему душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной с ним работы.
Ребенок пришел заниматься в музыкальную школу музыкой, которая в его представлении связанна с песней, танцем, маршем. Поэтому первое занятие должно происходить в привычной для ребенка форме: пение, слушание музыки. Начинать следует урок с пения знакомой песенки. Затем можно с педагогом выучить новую песню. Обязательно нужно с учениками петь. Этим самым развивается слух юного музыканта.
Не обязательно начинать первый урок с нотной грамоты. Лучше, чтобы ученик послушал, как звучит домра. Для этого преподаватель играет сам на инструменте или в ансамбле с учеником старшего класса.
Когда ученик получил в ясной и достойной форме краткие сведения о домре из истории возникновения народной музыке, как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, можно начинать непосредственное обучение на инструменте.
С первых дней обучения необходимо обратить внимание на посадку и постановку рук, ибо от этого во многом зависит дальнейшее музыкально-исполнительское развитие ученика.
Для правильной посадки домриста большое значение имеет соответствующая его росту высота стула. Сидеть нужно на передней половине , левую ногу поставить на пол всей ступней, правую ногу следует положить на левую без напряжения или воспользоваться подставкой для ног. Инструмент нужно держать так, чтобы он одним своим боком опирался на правую ногу, другим прикасался к правой стороне грудной клетки.
Важнейшим условием исполнительского мастерства учащегося является правильное владение техникой правой руки. Кисть правой руки не следует слишком выгибать или наоборот, прижимать к подставке. Между нижней частью сустава кисти правой руки и точкой соприкосновения струны на подставке должно быть расстояние до 2-х, 3-х см. Правая кисть должна работать без напряжения , при помощи незначительного вращения кисти и использования естественной силы тяжести самой кисти.
Большое внимание следует обращать и на постановку левой руки. Пальцы становятся на лады в полусогнутом положении, прижимать струны следует с той минимальной силой, которая необходима для извлечения ясного звука. Занимать гриф большим пальцем нельзя, так как это тормозит смену позиции и мешает свободной работе пальцев на грифе. Поднимать ладонь к грифу домры или слишком отводить кисть от грифа не следует, так как это вызывает напряжение и утомление кисти. Локоть свободно свисает, его не следует прижимать к туловищу или высоко поднимать, то есть он должен быть в естественном положении.
Когда ученик усвоил первые игровые движения, ему дается первое произведение. Очень хорошо, если это произведение было знакомым ученику на слух. Когда ученик прошел достаточное количество пьес, для того чтобы иметь прочные, первоначальные навыки игры, ему задают гаммы и упражнения. Не следует давать большое количество упражнений, но нужно требовать, чтобы каждое было хорошо выучено, прежде чем переходить к следующему. Необходимо всякий раз обращать внимание ученика на то, что во всех пьесах, которые он играет, есть элементы упражнений, гамм, этюдов.
Быстрое и успешное развитие ученика-музыканта основывается прежде всего на его музыкально-художественном опыте, приобретённом в процессе изучения музыкальных произведений. Пьесы необходимо выбирать лёгкие, особенно это касается начального периода обучения. Очень важно, чтобы у ребенка получалось добиваться качественной игры на инструменте, тогда он будет заниматься с большим интересом. Интерес-это лучшее средство сосредоточить ученика, его внимание, собрать волю и усилить слуховой контроль. И здесь многое зависит от преподавателя, от его профессионального умения заинтересовать и увлечь ребенка волшебным миром музыки.
Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Поступление в школу знаменует собой переход от игровой системы познания окружающего к учебной, в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше. Однако в принципах обучения старших дошкольников и начинающих , семилетних школьников сохраняются общие приемы наглядно-игрового восприятия и познания окружающего.
Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления (особенно семи-, восьми летних детей) отличаются исключительно конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, отсутствием дифференцированного ощущения разнохарактерных гармонизаций мелодий, активностью восприятия ритмики ( особенно подвижных жанров), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмо-интонациям музыкальных произведениях.
Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем ( уже с первого года обучения ) прививать им игровые навыки на основе интенсивно развитых в дошкольном возрасте двигательных функций. Гибкость мускулатуры, присущая возрасту, исключительно благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы.
Работать с учеником нужно с полной отдачей сил, объяснять терпеливо. Преподаватель должен давать уроки так, как будто ему особенно приятно в данную минуту видеть именно этого ученика и заниматься именно этим делом. Это очень важно, потому что как только ученик почувствует, что преподаватель занимается с ним формально - и сам будет так же относиться к занятиям. Очень важно, чтобы педагог был наполнен творческим горением, чтобы занятия с учеником приносили преподавателю подлинную радость. Тогда и ученик сможет полюбить музыку, полюбить процесс работы с инструментом.
Интерес и любовь к музыке вызывается у учащегося не только качеством проведения урока, но и умелым подбором репертуара. Подбору репертуара должно уделяться особое внимание на всем протяжении обучения. Нужно чтобы музыка при самом раннем знакомстве доставляла бы детям удовольствие и тем самым будила бы в них любовь к занятиям.
Крупнейшие композиторы внесли свой вклад в дело воспитания юных домристов, создав большую художественно-педагогическую домровую литературу для детей. В этой литературе, адресованной преимущественно детям младшего школьного возраста, с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого и домрового развития детей.
Деятельность педагога-музыканта сложна. Хорошим преподавателем можно считать того, кто любит и ценит свою работу, стремится к совершенствованию своего мастерства, умению быть наблюдательным, тактичным, внимательным и вместе с тем требовательным к ученику, учит маленького музыканта осознано и самостоятельно разбираться в музыке.
Распознание общепсихологических и музыкально-психологических особенностей возраста, характера начального формирования слуховых восприятий, представлений и игровых навыков и в соответствии с этим определение линии репертуарного планирования - вот те общие задачи, которые ставит перед собой каждый вдумчивый музыкант-педагог.
Таким образом, первые два года обучения домристов являются особым периодом их школьной жизни, где создается своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, доставляющему высокое эстетическое наслаждение и имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего обще-музыкального и профессионально-музыкального развития детей.




© 2010-2022