Планирование элективного курса в 9 классе «Вокруг тебя - мир»

Программа рассчитана на детей 13 – 15 лет (9класс). Данный элективный литературоведческий курс «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя – мир» основывается на специальной основной общеобразовательной программе , которая опирается на три стороны : Минобразования РФ, МККК и Российское общество Красного Креста. Курс успешно сочетается с современными тенденциями обучения : вариативностью, интегрированием предметов, нестандартными интерпретациями произведений классической литературы. Именно это со...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ«Энтузиастская ООШ»



Элективный литературоведческий курс

«Кем быть и каким быть»

по УМК «Вокруг тебя - мир»



Составитель :

Сомова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы , 1 категории




2012-2013уч.год

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на детей 13 - 15 лет (9класс). Данный элективный литературоведческий курс «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя - мир» основывается на специальной основной общеобразовательной программе , которая опирается на три стороны : Минобразования РФ, МККК и Российское общество Красного Креста. Курс успешно сочетается с современными тенденциями обучения : вариативностью, интегрированием предметов, нестандартными интерпретациями произведений классической литературы. Именно это создаёт условия для формирования правовой культуры учащихся. В системе образования РФ программа может осуществляться как через данный элективный курс, так и по отдельным предметам : обществознанию, ОБЖ, литературе. Это определяет этико - правовую специфику интегрированного курса.

Для элективного курса «Кем быть и каким быть» характерны наличие трёх компонентов : литературоведческого, этического, правового. Этический компонент даёт право без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

Особенностью курса является то , что преподавателю вместе с учащимися придётся осваивать правовой компонент. Учитель должен разобраться с правовой информацией, суметь понять модель занятия этико - правового ядра, в котором сочетаются все три компонента. Наиболее типичная модель такого занятия предполагает сначала работу с художественным произведением, позволяющую потом перейти к этапу обсуждения этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам. Правовая информация даётся дозировано и адаптировано.Она расширяет правовой кругозор , помогает подготовиться к тематическому разговору в классе, в школе и далее в жизни вообще.

Для данного элективного курса «Кем быть и каким быть» характерна преемственность ,системность, взаимосвязь трёх компонентов: литературоведческого, этического, правового, а также развивающий характер методики : активно - деятельностная модель ,опора на жизненный опыт учащихся , проблемность, коммуникативность. Кроме этого курс «Кем быть и каким быть» помогает решать задачи нравственного воспитания детей. Он - дополняет учебники основного курса литературы ,рекомендованные Министерством образования РФ;

- решает литературоведческие воспитательные задачи, ориентированные на принцип гуманности;

- формирует читательский вкус, творческий потенциал учащихся;

- помогает освоению содержания этического компонента и обсуждению актуальных проблем современности в сознании правовой нормы и нравственных ценностей;

- обогащает и развивает речь учащихся;

- готовит к исследовательской работе : движение идеи, поиск решения, обобщение, вывод ,признание найденного окружающими.

Программа элективного литературоведческого курса «Кем быть и каким быть» по УМК «Вокруг тебя - мир» рассчитана на 32 часа. Она направлена ориентировать в будущем учащихся на правильный и необходимый выбор профильных курсов в старших классах.




Цель : эмоциональная подготовка к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права.

Задачи :

1.Дать возможность обсудить проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;

2.Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

3.Развивать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;

4.Воспитывать моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;

5.Познакомить с правами и обязанностями человека и гражданина.







Для достижения главной цели необходимо:


  • метод наблюдения ( групповой, индивидуальный ,работа в парах);


  • статистический метод (умение давать оценку окружающим людям , определённым событиями ,оценивать себя самого);


  • метод типологизации (самосовершенствование через новые формы работы, знакомства с правовыми документами, понятиями, новые жизненные впечатления );


  • метод воздействия (через письменные и устные работы обращать внимание на морально - этические стороны развития);


  • метод взаимоподдержки (связь с семьёй , поселковыми и районными организациями , например , при сборе материала для определённой темы сочинения, при знакомстве с правовыми документами при самостоятельном изучении и при беседе с конкретными компетентными людьми).



По окончании данного курса учащиеся должны уметь :

= Осознанно воспринимать нормы международного гуманитарного права;

= Обсуждать проблемы «взрослой» жизни, с которыми человек сталкивается как в мирное время ,так и в военное;

= Уметь анализировать феномен соперничества в его различных формах, возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях;

= Уметь распознавать понятие значимости щадящего отношения к тем ,кто не принимает участия в конфликте;

= Нести моральную и личностную ответственность за содеянные поступки;

=Знать права и обязанности человека и гражданина.




Виды контроля.

Виды контроля

Методы контроля

Сроки выполнения

1.

Предварительный

Устное

собеседование

Сентябрь

2.

Промежуточный

Самостоятельная работа над сочинением, над правовыми документами , анализ художественного произведения

Январь

3.

Пошаговый

Практическое занятие по определённой теме , развитие речи (сочинение и устная работа)

После написания сочинений, ответов на вопросы (анализ)

4.

Итоговый

Интегрированный урок по правовой теме

Конец апреля - май



Название темы

Знать

Уметь

I

Введение

Что изучает курс, зачем он предназначен

Объяснить цели и задачи курса

II

Что такое человек

Правила и обычаи людей разных стран, знать , что такое сострадание, уважение, как правильно поступить в определён-ных ситуациях

Познакомить с правами и обычаями собеседника, проявлять сочувствие и уважение к людям,

делать правильный выбор в определён-ных ситуациях

III

Права человека и гражданина

Определение моральной и личностной ответственности, долга, совести, добра, зла, основные принципы правового государства, современный этикет , социальные права и политические свободы

Применить свои знания по правам и обязанностям гражданина в жизненных ситуацияхСодержание программы.





Программа МГП по УМК «Вокруг тебя - мир» для 9 класса.

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Введение .

1

1

2.

Что такое человек? О правилах и обычаях. Что делает человека человеком.

6

4

2

а)Фольклор .Сказка «Общее счастье»

1

1

б)отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна - Гесиод «5 веков»

1

1

в)Б.Екимов «Ночь исцеления»

1

1

г)Ф.Искандер «Возмездие»

1

1

= практическое занятие

2

2

3.

Об уважении и сострадании. Человек среди людей.

7

5

2

а)А.Куприн «Чудесный доктор»

1

1

б)Л.Толстой «Детство»(отрывок)

1

1

в)В. Гроссман «Жизнь и судьба»

1

1

г)В. Гаршин «Сигнал»

1

1

д)Р.Бредбери «Улыбка»

1

1

=развитие речи

2

2

4.

Твой выбор. Человек в обществе.

6

4

2

а)О.Уайльд «Мальчик - звезда»

1

1

б)Г. Бочаров «Что человек может»

1

1

в)М. Булгаков «Стальное горло»

1

1

г)О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

1

1

= исследовательская работа

2

2

5.

Права человека и гражданина.

12

8

4

а)Л.Толстой «Война и мир»(отрывок)

3

2

1

- личность и моральная ответственность


- долг и совесть


- добро и зло


б)А.Грин «Победитель»

3

2

1

- нравственная культура


- правовое государство : основные принципы


- гражданин - человек свободный и ответственный


в)В.Быков «Крутой берег реки»

3

2

1

- роль морали


- свобода совести


- духовная жизнь


г)Ю.Левицкий «Каждый выбирает для себя…»

3

2

1

- современный этикет


- правовые основы брака и семьи


- социальные права и политические свободы


- право собственности

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

Литература .

1.Боголюбов Л.Н.,Введение в обществознание,М.,Просвещение,1996.

2. Сухарев - Дериваз К.,Вокруг тебя - мир ,5 класс,МККК,2000.

3. Сухарев - Дериваз К.,Вокруг тебя - мир 6 класс,МККК,2001.

4. Сухарев - Дериваз К.,Вокруг тебя - мир , 7 класс,МККК,2001 .

5. Сухарев - Дериваз К.,Вокруг тебя - мир , 8 класс,МККК,2002.

6.Сухарев - Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,5 класс,М.,ООО «Гендальф»,2001.

7.Сухарев - Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика, 6 класс,М., МАИК «Наука/Интерпериодика»,1999.

8.Сухарев - Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,7 класс,М., МАИК МККК,2000.

9.Сухарев - Дериваз К.и др.,Методические рекомендации к книге для ученика,8 класс,М., МККК и Российское общество КК,2002.

10.Статьи Конституции РФ, Семейного и Административного Кодекса, УК РФ, Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека, Устава Энтузиастской ООШ.

© 2010-2022