- Преподавателю
- Другое
- Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление педагогического опыта
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дудорова Е.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель химии и биологии
Дудорова Елена Васильевна
Телефон- 8-9375124770
Образование: высшее «учитель химии и биологии»
(МГПИ им. М.Е. Евсевьева,1987 г)
Учитель высшей квалификационной категории
Руководитель районного методического объединения учителей химии и биологии
Педагогический стаж - 28 лет
Аттестация: 10 декабря 2010 г.
Курсы повышения квалификации: «Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
(МРИО. 04. 12. - 13.12. 2013 г. Объем: 134 ч)
Публичное представление педагогического опыта
учителя химии
Дудоровой Елены Васильевны
«Системно - деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий»
В современных условиях от сегодняшних школьников, которые завтра станут взрослыми, потребуется не только добросовестность, глубокие знания, но и инициатива, мастерство, владение передовыми методами труда. Проблема воспитания творческой личности ставит педагогов перед необходимостью внесения изменений в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности обучающихся. Проблема, над которой я работаю в течении последних лет сформулировала таким образом «Системно-деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий».
-
Актуальность и перспективность педагогического опыта.
Сегодня, когда воздействие людей на процесс социально-экономического преобразования общества определяется духовными и интеллектуальными возможностями человека, особенно актуальным становится вопрос: «Чему учить? Как учить?». Один из важнейших дидактических принципов «связь обучения с жизнью» я понимаю так - учить тому, чего требует жизнь. Обучение должно подготовить новое поколение: сформировать человека, как активного, сознательного и творческого субъекта деятельности, способного не к пассивному приспособлению к новым социальным условиям жизни, а как утверждающего его развитие своими индивидуально-личностными качествами и деятельностными способностями. Одним из основных показателей полноценного знания является их системность, от степени сформированности которой зависят такие его характеристики как: осознанность, прочность, глубина, гибкость, оперативность. Педагогическая практика, анализ результатов ГИА, ЕГЭ, данные педагогических исследований показывают, что не редко учащиеся усваивают знания кусочками, обрывками, фрагментами, которые невозможно соединить. В процессе усвоения содержания учебного материала у школьников, не формируется целостное представление об учебном предмете. Поэтому в 2004-2005 учебном году я стала изучать и осваивать технологию «Системно-деятельностный подход к обучению». Данная технология дает ответы на многие вопросы педагогов, 10 лет я использую ее в своей работе и вижу результат своей деятельности. Актуальность и перспективность моего педагогического опыта соответствует требованиям нового «Закона об образовании РФ» и основан на внедрение в практику нового Федерального государственного образовательного стандарта. У учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности формируются не только предметные, но и метапредметные умения.
-
Концептуальность педагогического опыта.
Концептуальность опыта заключается в своеобразии подходов к преподаванию предмета «Химия» в общеобразовательной школе. Системный и деятельностный подходы вносят существенные изменения в технологию обучения. Это выражается в новых принципах построения содержания учебного предмета, способе его предоставления учащимся, формах его освоения и деятельности по его освоению. Ведущими дидактическими принципами являются:
принцип системности - благодаря которому химические объекты рассматриваются как системы на разных уровнях (субмолекулярном, молекулярном, надмолекулярном);
принцип единства знания и деятельности - деятельность учащегося, организованная учителем, производит знание. Только те знания, которые человек получает в результате своей деятельности, сохраняются на долго.
При системно-деятельностном подходе к обучению:
-
изменяются цели обучения - главная установка идет на формирование системного мышления учащегося, определяющего новые характеристики усваиваемых знаний и умений;
-
изменяется содержание обучения - оно охватывает не только знания об изучаемом предмете (их научное содержание), но и знания
методологические - о деятельности, производящей предметные знания, о способе ее организации, логике системного исследования предмета;
-
изменяются методы обучения - они опираются на ориентировочно-исследовательскую деятельность, формирующую знания и способ мышления как ориентировочную основу усваиваемых умений; при этом логика программы исследования выражает единство всеобщего метода системного анализа объектов и его особенностей при изучении конкретного предмета;
-
учебные средства приобретают новые функции - их используют как средство организации и управления формируемой деятельностью (планирование, контроль выполнения, оценка и коррекция);
-
изменяются оценочные параметристики усвоенных знаний, умений, способностей.
-
Наличие теоретической базы опыта.
-
Предлагаемая модель обучения разработана на кафедре педагогики и педагогической психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Ее теоретическими предпосылками являются:
общие принципы психологической теории деятельности (Л.С. Выгодский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконин), привнесение в теорию обучения кибернетических принципов управления (Н.Ф. Талызина).
Н.Ф. Талызина «Управление процессом усвоения знаний», Москва 1973г.
А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность» Москва 1975г.
З.А. Решетова «Формирование системного мышления в обучении», изд. «ЮНИТИ-ДАНА», Москва 2002г.
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, под ред. А.А. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли». Система заданий, изд. «Просвещение», Москва 2010г.
УМК «Школа 2100»
Учебные пособия по химии Н.Е. Дерябиной:
«Органическая химия», изд. ИПО «У Никитских ворот», Москва 2012г.
«300 попроще и 300 посложней» (оригинальные задания - цепочки разных видов по органической химии), изд. «Центрхимпресс», Москва 2008г.
«Основные классы неорганических веществ», Москва 2005г.
«Неорганическая химия в упражнениях и задачах», изд. ИПО «У Никитских ворот», Москва 2010г, и другие.
Пособия построены на идеях системно-деятельностного подхода к обучению содержат набор заданий, при выполнении которых ученик открывает и систематизирует новые для себя знания. Содержат программы деятельности, необходимые для формирования умений. Разноуровненвые задания позволяют индивидуализировать и дифференцировать работу учеников.
-
-
Ведущая педагогическая идея.
-
«Системно-деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий».
Формирование УУД - один из приоритетов современного образования, определяющий успешность всего последующего обучения. Универсальные учебные действия - это универсальные для многих школьных предметов способы получения знаний. В новых образовательных стандартах формированию УУД, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок. Само понятие универсальных учебных действий включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности школьника. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации. Универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:
Познавательные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Личностные умения помогают оценивать поступки человека, в том числе неоднозначные, с разных точек зрения, объяснять однозначно оцениваемые поступки, самоопределяться в предложенных ситуациях, сравнивать с оценками других и объяснять отличия.
Коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
Регулятивные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
При деятельностном подходе к обучению главное место занимает формирование деятельности учащихся, как общего фундамента, на котором будет выстроено все здание всех его приобретений в процессе обучения: знаний, умений, способностей. При системно-деятельностном подходе особая познавательная деятельность учащихся заключается в том, что она по своему характеру «исследовательская». Каждый урок начинается «исследованием», которое организует учитель. Главная задача учителя - организовать ориентировочно-исследовательскую деятельность школьников. Благодаря этой деятельности, учащиеся сами «выводят» знание, а не учитель дает их в готовом виде. Ориентировочно-исследовательская деятельность включает следующие компоненты:
-
Мотивационно-целевой - приобрести знания и умения;
-
Исследовательский - выполнить деятельность по исследованию предмета и выявить особенности не только предмета, но и самой познавательной деятельности: цель, предмет, средства, способ выполнения, продукт;
-
Планирующий - фиксировать последовательные преобразования исходного материала в целевой продукт;
-
Контрольно-оценочный - сравнивать фактическое выполнение деятельности с ее нормами, представленными в программе деятельности, и в случае выявления отклонений - произвести коррекцию. Этот компонент включает контроль, оценку, коррекцию не только деятельности, но и ее продуктов.
В результате ориентировочно-исследовательской деятельности формируются все виды универсальных учебных действий.
На этапе «исследования», учащиеся определяют цель, выбирают нужную информацию, анализируют ее, выдвигают версии решения поставленной проблемы. Классифицируют объекты, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи - формируя познавательные и регулятивные УУД. Результатом «исследования» часто является вывод определения, составление схемы, опорной таблицы, программы деятельности, которые учащиеся переносят в тетрадь для опорных таблиц. При работе по программам деятельности учащиеся, под руководством учителя, планируют и контролируют свою деятельность закрывая путь к ошибочным результатам. Знания, умения и навыки полученные в результате «исследования» обязательно отрабатываются на уроке при выполнении самостоятельной работы. Выполняя разноуровневые упражнения самостоятельно или работая в парах, школьники не только контролируют свою деятельность, но и корректируют ее. Часто работа идет во фронтальном режиме, принимаются только аргументированные ответы учащихся. Используем правило: прав тот, кто доказал, что он прав. При обобщении систематизации полученных знаний так же использую работу в группах. Коллективный вид деятельности развивает самостоятельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и принимать иную. При работе в группах учащиеся выступают в разных ролях, поэтому учатся договариваться, принимать правильное решение. Формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На каждом этапе урока решаются не только познавательные, но и воспитательные задачи. Происходит постоянное взаимодействие ученика с одноклассниками, учителем. Личностные качества учителя: трудолюбие, тактичность, доброжелательность, умение слушать и слышать, готовность прийти на помощь - формируют правила поведения, учат учащихся давать оценку как своим поступкам, так и поступкам окружающих, осознавать свои личные качества, формируя личностные универсальные учебные действия.
-
-
Оптимальность и эффективность средств.
-
Используя технологии ОС «Школа 2100» понимаю, что правильно организованная ориентировочно-исследовательская деятельность учащихся ведет за собой их развитие. Я являюсь участником Федерального Проекта «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы». Это позволило внедрять новые образовательные технологии на уроках, освоить новые учебные методические комплексы. Технология проблемно-диалогического обучения помогает мне в постановке учебной проблемы и организации деятельности учащегося поиска ее решения в диалоге. Применяю на практике технологию оценивания учебных успехов, которая помогает развивать у ученика умение оценивать результаты своей деятельности, контролировать себя и корректировать свою деятельность. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения способствует созданию оптимальных условий для развития творческих способностей, умений обосновывать свои действия, самостоятельно находить решения в нестандартных условиях, свободно и аргументированно вести диалог каждому школьнику.
-
-
Результативность опыта.
-
Без системных представлений сегодня невозможны не только крупные проекты освоения природы, переустройство общества, но и планирование, управление, развитие любого производства. В процессе деятельности, учащиеся не только приобретают знание о предмете, формируют УУД, но и развивают системное мышление. Чем выше уровень развития системного мышления, тем выше качество знаний. Результатом применения вышеназванных технологий хочу выделить следующие:
-
формирование системного мышления;
-
стабильность качества знаний учащихся;
-
формирование основ ориентировочно-исследовательской деятельности учащихся;
-
формирование универсальных учебных действий;
-
формирование компетенции и компетентностей в предметных областях;
-
формирование личностных качеств ученика и развитие его творческого потенциала.
Учащиеся активно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде по химии на муниципальном, республиканском уровне. За пять лет подготовлено 14 призеров и 1 победитель муниципального этапа. Выпускники основного и среднего звена успешно сдают экзамены. При сдаче ЕГЭ 76,5% учащихся показали результат выше среднего по республике Мордовия, качество знаний по результатам ГИА - 100%. Ежегодно выпускники поступают в различные высшее учебные заведения РФ на специальности, связанные с химией.
-
-
Возможность тиражирования опыта.
-
Опытом своей работы щедро делюсь со своими коллегами. Провожу методические семинары по использованию новых образовательных технологий на муниципальном уровне.
Выступаю с докладами на августовских секционных заседаниях учителей химии и биологии Торбеевского муниципального района.
Мои работы представлены на образовательном сайте сети интернет: Интернет проект «Копилка уроков - сайт для учителей».
10