Публичное представление педагогического опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Публичное представление педагогического опыта



Учитель химии и биологии

Дудорова Елена Васильевна

Телефон- 8-9375124770

[email protected]

Образование: высшее «учитель химии и биологии»

(МГПИ им. М.Е. Евсевьева,1987 г)

Учитель высшей квалификационной категории

Руководитель районного методического объединения учителей химии и биологии

Педагогический стаж - 28 лет

Аттестация: 10 декабря 2010 г.

Курсы повышения квалификации: «Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

(МРИО. 04. 12. - 13.12. 2013 г. Объем: 134 ч)

Публичное представление педагогического опыта

учителя химии

Дудоровой Елены Васильевны

«Системно - деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий»

В современных условиях от сегодняшних школьников, которые завтра станут взрослыми, потребуется не только добросовестность, глубокие знания, но и инициатива, мастерство, владение передовыми методами труда. Проблема воспитания творческой личности ставит педагогов перед необходимостью внесения изменений в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности обучающихся. Проблема, над которой я работаю в течении последних лет сформулировала таким образом «Системно-деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий».

  1. Актуальность и перспективность педагогического опыта.

Сегодня, когда воздействие людей на процесс социально-экономического преобразования общества определяется духовными и интеллектуальными возможностями человека, особенно актуальным становится вопрос: «Чему учить? Как учить?». Один из важнейших дидактических принципов «связь обучения с жизнью» я понимаю так - учить тому, чего требует жизнь. Обучение должно подготовить новое поколение: сформировать человека, как активного, сознательного и творческого субъекта деятельности, способного не к пассивному приспособлению к новым социальным условиям жизни, а как утверждающего его развитие своими индивидуально-личностными качествами и деятельностными способностями. Одним из основных показателей полноценного знания является их системность, от степени сформированности которой зависят такие его характеристики как: осознанность, прочность, глубина, гибкость, оперативность. Педагогическая практика, анализ результатов ГИА, ЕГЭ, данные педагогических исследований показывают, что не редко учащиеся усваивают знания кусочками, обрывками, фрагментами, которые невозможно соединить. В процессе усвоения содержания учебного материала у школьников, не формируется целостное представление об учебном предмете. Поэтому в 2004-2005 учебном году я стала изучать и осваивать технологию «Системно-деятельностный подход к обучению». Данная технология дает ответы на многие вопросы педагогов, 10 лет я использую ее в своей работе и вижу результат своей деятельности. Актуальность и перспективность моего педагогического опыта соответствует требованиям нового «Закона об образовании РФ» и основан на внедрение в практику нового Федерального государственного образовательного стандарта. У учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности формируются не только предметные, но и метапредметные умения.

  1. Концептуальность педагогического опыта.

Концептуальность опыта заключается в своеобразии подходов к преподаванию предмета «Химия» в общеобразовательной школе. Системный и деятельностный подходы вносят существенные изменения в технологию обучения. Это выражается в новых принципах построения содержания учебного предмета, способе его предоставления учащимся, формах его освоения и деятельности по его освоению. Ведущими дидактическими принципами являются:

принцип системности - благодаря которому химические объекты рассматриваются как системы на разных уровнях (субмолекулярном, молекулярном, надмолекулярном);

принцип единства знания и деятельности - деятельность учащегося, организованная учителем, производит знание. Только те знания, которые человек получает в результате своей деятельности, сохраняются на долго.

При системно-деятельностном подходе к обучению:

  • изменяются цели обучения - главная установка идет на формирование системного мышления учащегося, определяющего новые характеристики усваиваемых знаний и умений;

  • изменяется содержание обучения - оно охватывает не только знания об изучаемом предмете (их научное содержание), но и знания

методологические - о деятельности, производящей предметные знания, о способе ее организации, логике системного исследования предмета;

  • изменяются методы обучения - они опираются на ориентировочно-исследовательскую деятельность, формирующую знания и способ мышления как ориентировочную основу усваиваемых умений; при этом логика программы исследования выражает единство всеобщего метода системного анализа объектов и его особенностей при изучении конкретного предмета;

  • учебные средства приобретают новые функции - их используют как средство организации и управления формируемой деятельностью (планирование, контроль выполнения, оценка и коррекция);

  • изменяются оценочные параметристики усвоенных знаний, умений, способностей.

    1. Наличие теоретической базы опыта.

Предлагаемая модель обучения разработана на кафедре педагогики и педагогической психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Ее теоретическими предпосылками являются:

общие принципы психологической теории деятельности (Л.С. Выгодский,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов,

Д.Б. Эльконин), привнесение в теорию обучения кибернетических принципов управления (Н.Ф. Талызина).

Н.Ф. Талызина «Управление процессом усвоения знаний», Москва 1973г.

А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность» Москва 1975г.

З.А. Решетова «Формирование системного мышления в обучении», изд. «ЮНИТИ-ДАНА», Москва 2002г.

Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, под ред. А.А. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли». Система заданий, изд. «Просвещение», Москва 2010г.

УМК «Школа 2100»

Учебные пособия по химии Н.Е. Дерябиной:

«Органическая химия», изд. ИПО «У Никитских ворот», Москва 2012г.

«300 попроще и 300 посложней» (оригинальные задания - цепочки разных видов по органической химии), изд. «Центрхимпресс», Москва 2008г.

«Основные классы неорганических веществ», Москва 2005г.

«Неорганическая химия в упражнениях и задачах», изд. ИПО «У Никитских ворот», Москва 2010г, и другие.

Пособия построены на идеях системно-деятельностного подхода к обучению содержат набор заданий, при выполнении которых ученик открывает и систематизирует новые для себя знания. Содержат программы деятельности, необходимые для формирования умений. Разноуровненвые задания позволяют индивидуализировать и дифференцировать работу учеников.

    1. Ведущая педагогическая идея.

«Системно-деятельностный подход в обучении химии как средство формирования универсальных учебных действий».

Формирование УУД - один из приоритетов современного образования, определяющий успешность всего последующего обучения. Универсальные учебные действия - это универсальные для многих школьных предметов способы получения знаний. В новых образовательных стандартах формированию УУД, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок. Само понятие универсальных учебных действий включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности школьника. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации. Универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:

Познавательные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Личностные умения помогают оценивать поступки человека, в том числе неоднозначные, с разных точек зрения, объяснять однозначно оцениваемые поступки, самоопределяться в предложенных ситуациях, сравнивать с оценками других и объяснять отличия.

Коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

Регулятивные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

При деятельностном подходе к обучению главное место занимает формирование деятельности учащихся, как общего фундамента, на котором будет выстроено все здание всех его приобретений в процессе обучения: знаний, умений, способностей. При системно-деятельностном подходе особая познавательная деятельность учащихся заключается в том, что она по своему характеру «исследовательская». Каждый урок начинается «исследованием», которое организует учитель. Главная задача учителя - организовать ориентировочно-исследовательскую деятельность школьников. Благодаря этой деятельности, учащиеся сами «выводят» знание, а не учитель дает их в готовом виде. Ориентировочно-исследовательская деятельность включает следующие компоненты:

  • Мотивационно-целевой - приобрести знания и умения;

  • Исследовательский - выполнить деятельность по исследованию предмета и выявить особенности не только предмета, но и самой познавательной деятельности: цель, предмет, средства, способ выполнения, продукт;

  • Планирующий - фиксировать последовательные преобразования исходного материала в целевой продукт;

  • Контрольно-оценочный - сравнивать фактическое выполнение деятельности с ее нормами, представленными в программе деятельности, и в случае выявления отклонений - произвести коррекцию. Этот компонент включает контроль, оценку, коррекцию не только деятельности, но и ее продуктов.

В результате ориентировочно-исследовательской деятельности формируются все виды универсальных учебных действий.

На этапе «исследования», учащиеся определяют цель, выбирают нужную информацию, анализируют ее, выдвигают версии решения поставленной проблемы. Классифицируют объекты, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи - формируя познавательные и регулятивные УУД. Результатом «исследования» часто является вывод определения, составление схемы, опорной таблицы, программы деятельности, которые учащиеся переносят в тетрадь для опорных таблиц. При работе по программам деятельности учащиеся, под руководством учителя, планируют и контролируют свою деятельность закрывая путь к ошибочным результатам. Знания, умения и навыки полученные в результате «исследования» обязательно отрабатываются на уроке при выполнении самостоятельной работы. Выполняя разноуровневые упражнения самостоятельно или работая в парах, школьники не только контролируют свою деятельность, но и корректируют ее. Часто работа идет во фронтальном режиме, принимаются только аргументированные ответы учащихся. Используем правило: прав тот, кто доказал, что он прав. При обобщении систематизации полученных знаний так же использую работу в группах. Коллективный вид деятельности развивает самостоятельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и принимать иную. При работе в группах учащиеся выступают в разных ролях, поэтому учатся договариваться, принимать правильное решение. Формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На каждом этапе урока решаются не только познавательные, но и воспитательные задачи. Происходит постоянное взаимодействие ученика с одноклассниками, учителем. Личностные качества учителя: трудолюбие, тактичность, доброжелательность, умение слушать и слышать, готовность прийти на помощь - формируют правила поведения, учат учащихся давать оценку как своим поступкам, так и поступкам окружающих, осознавать свои личные качества, формируя личностные универсальные учебные действия.



    1. Оптимальность и эффективность средств.

Используя технологии ОС «Школа 2100» понимаю, что правильно организованная ориентировочно-исследовательская деятельность учащихся ведет за собой их развитие. Я являюсь участником Федерального Проекта «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы». Это позволило внедрять новые образовательные технологии на уроках, освоить новые учебные методические комплексы. Технология проблемно-диалогического обучения помогает мне в постановке учебной проблемы и организации деятельности учащегося поиска ее решения в диалоге. Применяю на практике технологию оценивания учебных успехов, которая помогает развивать у ученика умение оценивать результаты своей деятельности, контролировать себя и корректировать свою деятельность. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения способствует созданию оптимальных условий для развития творческих способностей, умений обосновывать свои действия, самостоятельно находить решения в нестандартных условиях, свободно и аргументированно вести диалог каждому школьнику.

    1. Результативность опыта.

Без системных представлений сегодня невозможны не только крупные проекты освоения природы, переустройство общества, но и планирование, управление, развитие любого производства. В процессе деятельности, учащиеся не только приобретают знание о предмете, формируют УУД, но и развивают системное мышление. Чем выше уровень развития системного мышления, тем выше качество знаний. Результатом применения вышеназванных технологий хочу выделить следующие:

  • формирование системного мышления;

  • стабильность качества знаний учащихся;

  • формирование основ ориентировочно-исследовательской деятельности учащихся;

  • формирование универсальных учебных действий;

  • формирование компетенции и компетентностей в предметных областях;

  • формирование личностных качеств ученика и развитие его творческого потенциала.

Учащиеся активно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде по химии на муниципальном, республиканском уровне. За пять лет подготовлено 14 призеров и 1 победитель муниципального этапа. Выпускники основного и среднего звена успешно сдают экзамены. При сдаче ЕГЭ 76,5% учащихся показали результат выше среднего по республике Мордовия, качество знаний по результатам ГИА - 100%. Ежегодно выпускники поступают в различные высшее учебные заведения РФ на специальности, связанные с химией.

    1. Возможность тиражирования опыта.

Опытом своей работы щедро делюсь со своими коллегами. Провожу методические семинары по использованию новых образовательных технологий на муниципальном уровне.

Выступаю с докладами на августовских секционных заседаниях учителей химии и биологии Торбеевского муниципального района.

Мои работы представлены на образовательном сайте сети интернет: Интернет проект «Копилка уроков - сайт для учителей».

10


© 2010-2022