- Преподавателю
- Другое
- Выступление на методическом объединении: Построение здорового образа жизни обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир»
Выступление на методическом объединении: Построение здорового образа жизни обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Строганова Г.Ю. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Выступление на методическом объединении
(Отдел декоративно-прикладного и технического творчества)
Тема: «Построение здорового образа жизни обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Педагог
дополнительного образования
Строганова Галина Юрьевна
г. Зеленокумск
Год разработки - 2015.
Здоровье детей - главное достояние нации,
критерий духовного, политического и социально-
экономического развития общества.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Здоровье, здоровый образ жизни - та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека, это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Поэтому, работу по формирование здорового образа жизни обучающихся на занятиях творческих объединений «Мир рукоделия» и «Сувенир» я веду в нескольких направлениях:
-формирование основ здорового образа жизни;
- формирование основ гигиенической культуры;
-формирование основ психического и нравственного здоровья
На занятиях провожу беседы:
-«Откуда берутся болезни», даю представления о болезнях, способах распространения болезней, рассказываю о мерах профилактики заболеваний.
-« Расти здоровым!»,
- «Жить здорово-здорово»,
- «Режим дня - залог здоровья» и т.д.
Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни - расширяю знания обучающихся о полезные и вредных продуктах питания,беседы:
- «Витамины - наши друзья»,
-«Правильно ли вы питаетесь?»
С целью предотвращения травматизма и формирования основ безопасного поведения провожу беседы о необходимости быть внимательным и осторожны в быту, на улице, при обращении с животными, правильно вести себя в природе.
- «Огонь - друг, огонь и враг»,
- «Поведение на улице в зимнее время»,
- «Лекарственные и ядовитые растения».
-«Опасные прогулки»
Беседы часто сопровождаю наблюдениями детей. Например: Наблюдение зимой за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом и позволяет сделать вывод о том, что не стоит гулять в местах скопления автомобилей, что сосульки при потеплении тают и становятся опасными при прогулках около зданий.
На занятиях, перед выполнением практических работ провожу инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами, серьезное внимание уделяю соблюдению обучающимися правил техники безопасности при работе с выжигательным аппаратом, с электроутюгом, с колющими и режущими предметами.
Во время занятиях рассматриваем с обучающимися различные проблемные ситуации, решаем логические задачи, что способствует самостоятельному выбору альтернативных решений, например:
- если ты одна дома;
- если ты не хочешь болеть;
- если предлагают тебе сигарету;
- если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.
С целью профилактики вредных привычек проводила беседы:
-«Проклятое иго наркозависимости»,
-«Привычки и здоровье»,
-дискуссию «Нет вредным привычкам!».
Обучающиеся объединения «Мир рукоделия» принимали участие в мероприятии « Нет наркотикам».
Приоритетным направлением психического здоровья является формирование позитивного мышления, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру. На своих занятиях стараюсь создать ситуацию успеха, ставлю перед собой задачу сформировать у обучающихся стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, формирую мотив достижения успеха.
В ходе бесед с обучающимися обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь
Во время занятий по программам «Мир рукоделия» и «Сувенир» я
помогаю обучающимся понять то, что к природе, людям, всему живому и неживому на Земле необходимо относиться бережно, уважать духовные достояния своей семьи, народа, всего человечества, культурного наследия; ценить искусство, предметы изобразительного и народно - прикладного искусства. В результате происходит осознание детьми своей взаимосвязи с природой и обществом, обеспечивается эволюционное развитие их естественных дарований, формируется положительное мировосприятие, что и входит в понятие «Духовное здоровье». Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми ,поэтому работу по формированию у обучаемых навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями. Провожу индивидуальные и групповые консультации:
- «Заботимся о здоровье ребенка»,
- «Здоровье детей и компьютер».
Были сделаны памятки для родителей по здоровому образу жизни (ЗОЖ).
И в заключении я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на занятиях творческих объединений «Мир рукоделия» и «Сувенир».
Основная работа в моих творческих объединениях - практическая.
Поэтому для предупреждения преждевременного утомления на занятиях и снятия мышечного напряжения провожу физминутки, направленных на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на занятии наибольшее напряжение, двигательную релаксацию с целью предупреждения нарушение осанки, снятия напряжение с позвоночника и мышц спины, восстановления эмоционально - положительного настроя.
На занятиях слежу за соблюдением правильной осанки у обучающихся, использую смену динамических поз. ( В течение занятия, обучающиеся свободно передвигаются по кабинету для решения определенных практических задач, например, если необходимо подобрать ткань, прогладить ее и т.д.) Использую упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти, для улучшения мозгового кровообращения (массаж биологических точек, пальчиковая гимнастика и др.) Также провожу на занятиях упражнения для сохранения зрения - корригирующая гимнастика для глаз:
- «Палец движется»,
- «Стрельба глазами»,
-«Письмо носом» и т.п.
Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Я очень хочу, чтоб обучающиеся моих объединений жили под лозунгом «Мы выбираем здоровье!». Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.