Методическая разработка урока по ОРКСЭ Милосердие и сострадание, 5 класс

Методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся. Прилагается технологическая карта. В ходе урока применяются видеоролики из хостинга «YouTube»: «Жизнь ради других», "Притча о добром самарянине"; "Татьяна Щепкина-Куперник. «В чём милосердие_» Читает Оксана Лагутина. Проект «Живая поэзия»
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название: методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме «Милосердие и сострадание», 5 класс

Разработчик: Аляшева Роза Абдулкадировна, МБОУ «СОШ №12» НМР РТ

Аннотация проекта: методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют формированию комплекса УУД у учащихся.

Технологическая карта урока

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Класс: 5 класс

УМК: ФГОС. Инновационная школа. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Тема: Милосердие и сострадание

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с пониманием понятий «милосердие» и «сострадание», их проявлениями в религиях народов России, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

- способствовать формированию понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности;

- дать знания о том, как религии народов России учат милосердию, состраданию и помощи людям;

- создать условия для развития способности коммуникативного общения, положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока.

Планируемые результаты (формирование УУД).

Личностные:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Умение определять и высказывать общие для всех правила;

  • Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

2.Метапредметные:

  • КУУД - выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в группах и парах, коллективном обсуждении;

  • ПУУД - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках, грамотно излагать свое мнение по заданной теме;

  • РУУД - уметь принимать и выполнять учебную задачу; уметь планировать свои действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Книгопечатная продукция:

  • М.Т. Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России» , модуль «Основы светской этики»,5 класс, Москва, «Русское слово», 2012.

Печатные пособия:

  • Толковый словарь Ожегова.

Информационно-коммуникационные средства:

  • Видеоролики «Притча о добром самарянине», «Жизнь ради других !»;

  • Татьяна Щепкина-Куперник. «В чём милосердие_» Читает Оксана Лагутина. Проект «Живая поэзия»;

  • Компьютерная презентация.

Учебно-практическое оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная установка;

  • учебник «Основы светской этики»», тема №5

  • Видеоролики из хостинга «YouTube» :

- «Жизнь ради других»;

- Притча о добром самарянине;

- Татьяна Щепкина-Куперник. «В чём милосердие_» Читает Оксана Лагутина. Проект «Живая поэзия»;

  • тексты и отрывки литературных произведений;


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
    1. Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и формы решения


          1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
          1. Формируемые УУД
          2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Постановка учебной задачи. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

  • Приветствие учащихся.

  • Предлагает просмотр видеоролика «Жизнь ради других !»

  • Исследовательское задание на предмет толкования слова милосердие.

Слайд 2.


  • Просмотр видеоролика «Жизнь ради других !» и определение темы урока «Милосердие и сострадание»

  • Работа в группах по толкованию лексического значение слова «милосердие»).

ЛУУД: положительное отношение к уроку.

К УУД: взаимодействие учителя с учеником и в группе.

РУУД: организация рабочего места.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Подготовка к восприятию. Прослушивание притчи «Притча о добром самарянине».


  • Работа в группах по обсуждению содержания притчи;

  • Фронтальная беседа (работа в группах по обсуждению содержания ролика: кто нуждается в помощи).

ПУУД - анализ, синтез.

КУУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Чтение текста, используя метод критического мышления «Инсерт-таблица»

V

(уже знал)

-

(новое или противоречащее прежним знаниям)

+

(интересно)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

Исследовательская работа с текстом «Блокада Ленинграда» с. 66-67.

Чтение с пометами. Самостоятельная работа, фронтальное обсуждение.



ПУУД: анализ, сравнение, обобщение, ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста.

КУУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

РУУД: понимать цель выполняемых действий.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Сравнение понятий «Милосердие» и «сострадание»

Эвристическая беседа: кто больше нуждается в помощи? Какую помощь можете оказать вы пожилым людям, маленьким детям?

Слайд 3,4.



  • Работа в группах по сравнению понятий с использованием текста учебника 60-61.

  • Фронтальное обсуждение.

ПУУД: анализ, сравнение, обобщение, ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста.

КУУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

РУУД: понимать цель выполняемых действий.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Проявления милосердия и сострадания в жизни - работа с текстом учебника на с. 55-56.

  • Работа в группе, обсуждение различных жизненных ситуаций, нахождение отрывка, где герой проявляет своё милосердие.

  • Примеры из личного опыта учащихся с проявлениями милосердия и сострадания

ЛУУД: нравственно-этическое оценивание чувств милосердия и сострадания.

ПУУД: анализ, сравнение, обобщение.

КУУД: учитывать позиции партнёров по общению, интегрироваться в группу сверстников, инициативное сотрудничество в отборе информации.

РУУД: умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа со слайдами 5-13 - выявление проявлений милосердия в разных религиях - православии, исламе и буддизме.

Фронтальная работа. Корректирование ответов друг друга.

П (общеучебныеУУД-осознанное построение речевого высказывания устно, логические УУД - установление причинно-следственных связей), КУУД(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),

ЛУУД (осмысление морально - этического содержания событий и действий).

7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Предлагает дифференцированные задания для работы в группах:

-выбор пословиц из предложенного списка, которые соответствуют теме «Милосердие и сострадание»;

Метод словесный

-

Объединяются в группы, распределяют функции, выполняют задания.

Форма работы групповая.

ЛУУД - умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, РУУД - контроль, волевая саморегуляция,

ПУУД (анализ, синтез), КУУД (умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие)

9.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Синквейн «"Милосердные дела». Вывод по уроку, слово учителя о милосердии.

Дом. задание (дифференцированное): 1 группа: подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице. 2 группа: сделай своими руками поделку и подари её одинокому человеку; 3 группа: подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев.


Дети составляют синквейн по алгоритму.

Делают выбор, работают с родителями.

ЛУУД: формирование положительного отношения к своей семье.

ПУУД: самостоятельное выполнение творческого задания.

КУУД: умение осуществлять способ взаимодействия с родителями.



© 2010-2022