Исследовательская работа по краеведению Сквозь невзгоды с любовью

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

X X областной этап конкурса

Исследовательских краеведческих работ обучающихся - участников

Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»







(«Семейная летопись», продолжение)


Тема исследовательской работы: «Сквозь невзгоды с любовью»








Автор: Коженкова Марина Евгеньевна,

обучающаяся 10 класса Берендеевской СОШ

Научные руководители: Коженкова

Нина Александровна, мама;

Филиппова

Валентина Александровна,

учитель математики

Берендеевской СОШ





г. Ярославль, 2013 г

Цель работы: исследовать проявление художественных способностей в родовой линии Лукьяновых на примере личности Леонида Ивановича Лукьянова

Задачи, решаемые в работе:

  • изучить биографию Л.И. Лукьянова;

  • познакомить учащихся Берендеевской средней школы с личностью человека, который был её первым директором;

  • разработать новую ветвь Лукьяновых в родословном древе;

  • создать древо «Потомки Луки»

  • разыскать старинные семейные фотографии;

  • расширить знания по истории.

Формы работы:

  • изучение научно-популярной, исторической, краеведческой, художественной, справочной литературы;

  • работа с интерактивными источниками;

  • опрос родственников и жителей села Берендеево;

  • поиск фотоматериалов, содержащих информацию о

Л.И. Лукьянове;

  • фотосъёмка;

  • компьютерная обработка родословного материала.

Содержание:

1. Введение

2. «Самородок рода Лукьяновых»

2.1 Детские годы

2.2 Студенческие годы. Проявление многогранного художественного

таланта

2.3 «Кто придумал, что грубеют

На войне сердца?»

2.4 Директор Л.И. Лукьянов. Жизнь. Работа. Творчество.

3. Заключение

Использованные материалы:

  1. Рукописные воспоминания Н.Л. Лукьяновой (Саранчук) об отце;

  2. Рукописная запись бесед с Л.К. Спиридоновой, А.З. Васильевой,

А.П. Епифановой, Г.Л. Панковой, А.А. Павловым, С.Н. Филипповым,

А.И. Сёминой;

  1. «Контрреволюционная право-троцкистская молодёжная организация». По материалам архива Управления ФСБ по Ярославской области

(old.memo.ru/library/books/korni/chapter7.htm)

  1. С.В. Кудрявцев «Методы следствия и первая волна репрессий в НКВД»

(yaroslavl.fsb.ru/book/gl45.html)

  1. «Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования

командного состава пехоты «Выстрел» (guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=121&sid=92279)

6. Приказ Верховного Главнокомандующего 7 ноября 1943 года № 309

г. Москва

(stalin-irk.narod.ru/index.files/STALIN_1/Stalin_4/Voina/war_18.html)

7. Государственный архив Ярославской области. № Р-829. Ярославские рабочие факультеты

(yararchive.ru/funds/fund110001/)

  1. Т. Егорова «Из жизни физика и музыканта»

(sevkray.ru/news/9/17534/)

9. images.yandex.ru/

10 . ru.wikipedia.org/

11. vestnik.yspu.org/releases/90/part1/3.htm

12. vslovar.org.ru/ped/1526.htm

13. enc-dic.com/

14. markarbejde.ru/m/s/michurin_vasiliy_konstantinovich


Картины и рисунки Л.И. Лукьянова для фотосъёмки предоставили:

А.З. Васильева, Л.К. Спиридонова, Р.П. Виноградова, Е.А. Ашурова,

Г.И. Соколова, Н.В. Лобахин, Н.Л. Саранчук, Г.Л. Панкова, О.В. Белецкая.

Приложения:

  1. Родословное древо «Потомки Луки», выполненное при помощи компьютерной программы;

  2. Стихи Н. Л. Лукьяновой;

  3. Письмо в стихах Л.И. Лукьянова детям Нине, Гале и Саше;

  4. Слайд-фильм.





1. Четвёртый год мы собираем материалы по родословию и не перестаём удивляться тому, как много среди наших родственников людей, увлечённых музыкой, танцем, песней, поэзией, живописью. Каждое исследование пополняет список талантливых людей новыми именами. Для некоторых из них творчество стало профессией, для других - просто любимым занятием.

Мой прадед, Александр Кириллович Лукьянов, будучи ребёнком, пел в церковном хоре и сохранил сильный красивый голос до преклонного возраста. Владимир Борисович Низяев, двоюродный брат мамы по линии Лукьяновых, прекрасно рисовал. Для него, военного моряка - подводника, увлечение живописью в какой-то мере восполняло недостаток живого общения с окружающим миром. Работы Юрия Ивановича Покровского (двоюродного брата моего деда), выполнены с мастерством профессионала.

О моих предках по линии Шушковых говорили, что не было им равных на сельских праздниках: «Всех перепляшут, перепоют!»

Мы установили, что у 250 известных нам родственников в каждом поколении проявлялись творческие способности.

Особого внимания заслуживает личность Леонида Ивановича Лукьянова. Природа щедро наградила его талантами: с детства рисовал, обладал музыкальным слухом; играл на баяне и аккордеоне, на балалайке, домре, мандолине; замечательно пел; писал стихи.

Этого человека давно нет в живых. Леонид Иванович - двоюродный брат моего прадеда. В предыдущем исследовании мы обосновали гипотезу о том, что фамилия Лукьяновы пришла в нашу семью от предка по имени Лука (в повседневном обиходе это имя использовалось как Лукьян), который жил в селе Давыдово Переславского уезда Владимирской губернии.

2.1 Родители Леонида Ивановича - Анастасия Михайловна и Иван Лукич, содержали большое личное хозяйство. Трое детей - Леонид, Николай и Валентина были всегда сыты и одеты. В период раскулачивания почти каждое крепкое крестьянское хозяйство было обречено на разорение. Документы Переславского райисполкома 1930-х годов свидетельствуют о страданиях ни в чём не повинных людей. Лукьяновы не были исключением. Иван Лукич, узнав, что его собираются объявить кулаком, уехал в Москву. Надеялся таким образом отвести опасность от семьи, но Анастасию Михайловну всё-таки арестовали. Маленький Лёня добрался до Александрова и жил там под лавками на железнодорожном вокзале. К счастью, это продолжалось недолго, во всём разобрались и семья воссоединилась.

Учился в родном селе. Школа в Давыдове существовала уже с 1888 года.

2.2 По окончании школы Леонид Иванович работает в редакции одной из районных газет на севере Ярославской области. В это время по области прокатилась волна репрессий. Главного редактора арестовали как «врага народа», а от сотрудников пытались получить против него показания. С этой целью людей ставили в очень тесное, чтобы нельзя было пошевелиться, помещение без потолка, а сверху им на головы лили помои. Леониду Ивановичу удалось бежать из этого района, его не разыскивали и не преследовали. Но душевная рана осталась на всю жизнь. «За что люди проходили такие унижения?» - этот вопрос не давал ему покоя.

Испытывая непреодолимую тягу к знаниям, Леонид Иванович поставил перед собой цель: стать по - настоящему образованным человеком.

В то время в системе народного образования особое самостоятельное место занимали рабфаки. До их создания институты были фактически недоступны для рабочих и крестьян, не имевших систематических знаний, необходимых для прохождения высшей школы.

В 1938 году Леонид Иванович окончил педагогический рабфак. Впереди - чудесные годы студенческой жизни. Студент Лукьянов находит время для занятия живописью, играет в оркестре русских народных инструментов. Сам зарабатывает на еду и одежду: некоторые учреждения предлагают Леониду Ивановичу работу оформителя. Случается подработать в ресторанах игрой на аккордеоне. Часть денег Леонид Иванович отдавал родителям. Если удавалось побывать в Давыдове, возвращался в общежитие с огромным фанерным чемоданом, набитым до отказа домашними продуктами. Не ради себя вёз он этот неподъёмный груз. Вваливался в комнату девушек и выкладывал все гостинцы горой на стол. Девчонки весёлой стайкой слетались полакомиться пирогами и шутили над одной из подруг: «Соня, жених-то какой завидный!» Однокурсница Соня Рябчикова полностью завладела сердцем Леонида Ивановича. Однажды он отважился на дорогой подарок - купил Софье изящные наручные часики. Правила приличия не позволили девушке принять этого знака внимания, и Леонид от обиды и досады разбил часы у неё на глазах. Знакомый сюжет. Он не выдуман и произошёл за много лет до того, как воплотился в известном фильме.

2.3 В судьбу влюблённых непрошеной гостьей жестоко вторглась война. В институте состоялся ускоренный выпуск. Леонида Ивановича направляют в качестве преподавателя на курсы командного состава «Выстрел», а Софья Ивановна едет по распределению в Бурят - Монголию. В суете переполненного холодного вагона, ночью, Софья Ивановна остаётся без чемодана. Всё украли, но документы, без которых она просто не выжила бы в условиях сурового военного времени, оставили. До самой смерти Софья Ивановна была благодарна людям, обобравшим её, за то, что в последний момент в их душе дрогнули струны благородства или жалости.

Леонид Иванович понимал, что война может навсегда разлучить их с Софьей. Останется ли он сам в живых? Что будет с Соней, совершенно незащищённой и одинокой на чужбине, в лихое время. Потерять её он не может! Перед самой отправкой в свою часть, Леонид Иванович едет в Бурят - Монголию. Добирается с трудом: то в товарных поездах, то на попутках. Последние десять километров - пешком, почти по пояс в снегу. Расписались в сельском совете и сразу же обратно. Оставив Соню в родительском доме, Леонид Иванович отправляется к месту службы, а затем на фронт. Пачку фронтовых писем сейчас бережно хранит старшая дочь, Нина Леонидовна. Можно догадываться, с каким уважением в семье Лукьяновых относятся к чувствам родителей. Давно уже закончилась война, 20 лет нет в живых Леонида Ивановича, 16 лет - Софьи Ивановны. Но, ни одного письма, никто из троих детей не открыл и не прочитал. Они адресованы только маме!

Однако, узнав о нашей работе, Нина Леонидовна сама привезла один фронтовой треугольник. «Мой отец почти всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, по-настоящему уважал в каждом ученике личность. Он свято верил в Победу. Пусть дети прочтут и почувствуют, какая большая цена заплачена за всё, что они сейчас имеют», - так решила Нина Леонидовна.

Всего лишь один пожелтевший от времени тетрадный листок, свёрнутый треугольником, с датой 2 ноября 1943 года и грифом «Проверено военной цензурой». А в нём и ожидание речи тов. Сталина, посвящённой ноябрьским праздникам, и вера в Победу, и надежда на скорую встречу, и, конечно, стихи и рисунок, сделанный наспех, в минуты короткого отдыха между сменой караула.

В январе 1945 года Леонида Ивановича направляют служить в город Ахтырку Сумской области. Софья Ивановна едет вместе с мужем. Здесь семья пережила страшное потрясение: от воспаления лёгких умерла первая дочь - маленькая Лиана.

2.4 После демобилизации Лукьяновы возвращаются в Давыдово и приступают к долгожданному мирному труду. Леонид Иванович - директор школы, Софья Ивановна - учитель химии. Со всей округи сходились дети в неполную среднюю школу села Давыдова.

После войны стремительно развивается добыча торфа на Берендеевом болоте, быстрыми темпами растёт посёлок торфяников - Берендеево.

В 1952 году Леонид Иванович в качестве директора принимает новостройку - Берендеевскую среднюю школу, с которой связана вся его дальнейшая судьба. Первоначально семья жила в здании школы, в помещении современной библиотеки. Вспоминая тот период, Нина Леонидовна рассказала, что школа для неё - это не часть жизни, это вся её жизнь, дом, семья. Наверное, в то время она научилась уважать чужое пространство. Было невообразимо тяжело для детской души постоянно контролировать свои поступки. Хотелось лёгкости, бесшабашности, того, что бывает только в детстве. Но родительская фраза «Если вы будете плохо себя вести или плохо учиться, у нас не будет морального права учить других детей» была словно приколочена к каждому предмету, окружавшему Нину и Галю Лукьяновых.

Леонид Иванович с искренней заботой относился к коллегам и к ученикам. Если в школу приезжал новый учитель, ему было приготовлено жильё. Сам встречал учительскую семью на вокзале. Не считал зазорным съездить на тракторе в лес за дровами для учителей. Летом, во время отпуска, обходил дома, где жили ученики, чтобы узнать у кого из школьников нет валенок или тёплой одежды, при необходимости находил возможность материально помочь этим детям. Ребята, особенно мальчишки, оставшиеся после войны без отцов, тянулись к Леониду Ивановичу. А он для каждого ребёнка находил время, вникал в его проблемы. Отпуска у него по существу никогда не было, Леонид Иванович ни разу не был в доме отдыха или в санатории. Наверное, работать, не щадя своих сил, неправильно, но в таком духе было воспитано его поколение.

В конце 1924 года нарком просвещения А.В. Луначарский, выступая перед студентами Ярославского пединститута и желая подчеркнуть трудности, в которых тогда находилась страна, сказал: «Наша эпоха - сверхчеловеческая. Она требует мобилизации сил и способностей всего нашего народа. И если у вас будут трещать кости и рваться мускулы, но вы все же будете работать - только тогда вы сможете считать себя современником нашей эпохи». Так и работал Леонид Иванович.

Школьная жизнь кипела. Функционировало множество кружков как в школе, так и при клубе.

Леонид Иванович приглашает на работу лучших молодых специалистов (в подборе кадров ему помогает Василий Константинович Мичурин, доцент Физико-математического факультета Ярославского пединститута, с которым Леонид Иванович познакомился в студенческие годы, во время совместных занятий в оркестре русских народных инструментов).

Коллектив Берендеевской средней школы в те годы - неизменный участник многочисленных смотров художественной самодеятельности. Леонид Иванович с особым вниманием относится к детям, у которых замечает хотя бы малейшие искорки таланта. С поразительной интуицией предсказывает их поступки в будущем. Приведём только два примера. В 1964-1966 годах в школьной художественной самодеятельности самый активный участник - Владимир Яровицын. Леонид Иванович видит в нём будущего певца, рекомендует серьёзно учиться музыке. Наперекор советам педагога, Владимир поступает в Рижское лётно-техническое училище, успешно оканчивает его по специальности «радиолокация». Однако любовь к музыке оказалась сильнее, чем тяга к небу. Далее - годы учёбы в Латвийской государственной консерватории, из которой Владимир Яровицын выпускается как оперный певец. Богатый тембр, актёрские данные, потрясающая душевность исполнения позволили ему получить звание лауреата в Первом международном конкурсе басов им. Ф.И. Шаляпина. Борис Годунов в исполнении Владияра (сценический псевдоним В.Н. Яровицына) прозвучал в лучших оперных залах Франции, Швейцарии, Голландии. А у истоков таланта стоял Леонид Иванович Лукьянов.

Ученик начальной школы Боря Разин однажды написал в сочинении, что собирается стать художником, дети смеялись. А Леонид Иванович, присмотревшись к рисункам мальчика, привёл его в детскую художественную студию, которая работала в клубе посёлка Берендеево. В 1968 году Борис поступает в Ярославское художественное училище. Через четыре года получает специальность художника - декоратора.

Сам Леонид Иванович, при всей занятости, не расстаётся с аккордеоном. Находит время для репетиций. Занимается живописью.

Для него не составляет труда моментально на любой заданный сюжет придумать шарж и тут же сочинить к нему стихи. Он даже письма рифмует. Приведём выдержки из письма, которое он прислал своим детям Нине, Гале и Саше, находясь на очередной учёбе в Ярославле:

« Начинаю повышать образование

И вызываю вас на соревнование:

Чтоб книги читать от корки до корки

И получать одни лишь пятёрки.

А ещё вам такие советы:

Аккуратно пишите мне ответы,

Слушайтесь и помогайте маме,

Койки убирайте сами.

Не забывайте щётку и мыло,

Чтобы всё у вас чистое было.

…………………………….

Вот так, дорогие детишки,

За это привезу карандаши и книжки.

Хотелось бы вас обнять,

Да далеко…, мне до вас не достать.

Придётся ждать возвращенья;

Не этого, а второго воскресенья.

Ждите меня, я приеду,

Только к ужину, а не к обеду

……………………………..

Напишите ответ, проверьте,

Чтоб не перепутать адрес на конверте.

Живу я в Ярославле старинном

На улице второй овинной,

Дом номер один, но не дом, а закута,

А называется общежитие института.

Ваш папа»

Если прочесть это письмо полностью, можно получить полное представление и о составе семьи Леонида Ивановича, и о возрасте детей, и об укладе жизни Лукьяновых, и даже о расписании поездов по станции Берендеево. О том, каковы были условия жизни в общежитии института можно судить по меткому слову «закута», которое употребляется крайне редко.

Леонид Иванович умел сжато и точно выражать свои мысли. Во время выступлений на совещаниях, учительских конференциях не пользовался заранее написанным текстом. Говорил тихо, но с первых секунд завладевал вниманием аудитории.

Случалось, в кабинет директора приводили провинившегося ученика. Какие он находил слова, как убеждал, старые коллеги Леонида Ивановича не знают: воспитательная беседа происходила при закрытых дверях. Но повторно не случалось, чтобы школьник вновь совершил похожий проступок.

Очень требовательный к себе, Леонид Иванович понимал и принимал поступки других людей. Он одинаково свободно мог общаться как с людьми, высоко стоящими на социальной лестнице, так и с теми, кто половину жизни провёл в местах лишения свободы. Он мог, казалось бы, в пропащем человеке не только докопаться до самых глубинных струн души, но и убедить его, что нужно жить другой жизнью. Внимание, понимание и помощь с его стороны были гарантированы. И если он что-то обещал, то выполнял обязательно, несмотря на потерю времени, материальные затраты и даже ссоры в семье. (На Софье Ивановне была огромная нагрузка: трое детей, каждый день вставала в 5 утра, чтобы истопить печь и приготовить до ухода на работу еду на весь день, работа в две смены и ежедневная проверка тетрадей).

Много раз Леониду Ивановичу предоставлялась возможность перейти на более престижную работу. Его приглашали петь в хоре Всесоюзного радио - не поехал. После войны предлагали преподавать в военном училище одного из южных городов - отказался. Позднее была возможность работать в школе при группе Советских войск в Германии - снова отказ. Не захотел поехать в Подмосковье на должность директора школы в лётной воинской части.

Какая-то сила накрепко привязала его к малой родине. Не уехал, даже когда

тяжело переживал предательство коллеги, как оказалось, писавшего на Леонида Ивановича доносы.

По мнению Нины Леонидовны, нереализованный в полной мере талант, душевный дискомфорт стали той страшной разрушительной силой, которая повлекла за собой депрессию и всё, что ей сопутствует…

Леонид Иванович оставил директорский пост, но ещё долго работал учителем биологии и рисования в стенах родной школы. Его авторитет до сих пор непоколебим в памяти бывших учеников и коллег.

К сожалению, мы уже никогда не услышим песен в исполнении Леонида Ивановича, и только по рассказам современников можем почувствовать, как тревожно начинали биться сердца, и захватывало дух, когда звучал в его руках аккордеон.

Свои живописные работы Леонид Иванович дарил друзьям. Мы нашли и смогли снять на фото восемь картин, написанных маслом и одну работу, выполненную углём на холсте. Можно считать, что одно полотно, благодаря нашему исследованию обрело вторую жизнь. Пятнадцать лет оно пролежало, свёрнутое рулоном, в кладовке бывшей квартиры Лукьяновых. Возможно, Леонид Иванович собирался вставить его в рамку, но не успел. Новая хозяйка квартиры совершенно случайно не выбросила рулон, а машинально положила в кладовку на дальнюю полку и вспомнила о нём только тогда, когда узнала, что мы разыскиваем работы Леонида Ивановича. На холсте воспроизведён сюжет одной из легенд о Волчьей горе.

Живописи Леонид Иванович профессионально не учился, но занимался ею в течение всей своей жизни. Не придерживался какой-то одной темы, рисовал то, что в данный момент волновало его душу. Более всего любил и писал природу своей малой родины.

Необыкновенно одарённым человеком был Леонид Иванович, выросший в простой крестьянской семье, «самородок» рода Лукьяновых, мой родственник и первый директор школы, в которой я сейчас учусь.

Судьба не щадила его, а порой была просто жестока. Он родился в годы разрухи и умер в годы разрухи, а молодость отняла война.

Смыслом всей его жизни была любовь - к малой родине, к своей семье, к родителям, к друзьям и коллегам, к детям, к своей работе. Отдать эту любовь людям помогали ему музыка, живопись, поэзия.

Закончить рассказ о Леониде Ивановиче хочется словами Нины Леонидовны, которые она очень хотела, но почему-то не решилась написать на надгробной плите: «Люди, земляки мои дорогие! Он вас очень любил. Очень».

3. Работа над очередной страницей семейной летописи позволила нам:

  • познакомиться с историей жизни удивительного человека - Леонида Ивановича Лукьянова;

  • подтвердить наличие наследственных художественных задатков в родовой линии Лукьяновых;

  • разработать ещё одну ветвь Лукьяновых в родословном древе;

  • разыскать старинные семейные фотографии;

  • расширить знания по истории;

  • познакомить обучающихся Берендеевской средней школы с личностью человека, который был её первым директором.

В качестве послесловия:

Большую помощь в работе нам оказала Нина Леонидовна Лукьянова. Это добрый, искренний человек, открытый для общения. Она хранит семейные реликвии Лукьяновых. И так же, как отец, пишет стихи.

Просматривая однажды газету «Московский комсомолец», Нина Леонидовна увидела, как ей показалось, очень знакомое, «Лукьяновское» лицо. Совпадала фамилия: Плоткин. Плоткина - девичья фамилия матери Леонида Ивановича, Анастасии Михайловны. С тех пор Нина Леонидовна стала собирать газетные вырезки, считая, что продюсер Михаил Плоткин приходится родственником семьи Лукьяновых. Мы попытались связаться с Михаилом Владимировичем через Интернет. И когда уже перестали надеяться на ответ, получили по электронной почте письмо: «…Извиняюсь, что так долго не отвечал - находился в Америке. К сожалению, Анастасия Михайловна не является моей родственницей, поскольку мои корни в Белоруссии. Желаю удачи в поиске родственников! С уважением, Михаил Плоткин».

Откуда происходят родовые корни Анастасии Михайловны Плоткиной, на данный момент семье Лукьяновых неизвестно. Если позволят обстоятельства, Нина Леонидовна займётся их поиском.

15

© 2010-2022