• Преподавателю
  • Другое
  • Активизация познавательной деятельности учащихся как психолого – психологическая проблема

Активизация познавательной деятельности учащихся как психолого – психологическая проблема

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности учащихся

как психолого - психологическая проблема

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего среднего образования, повышение качества подготовки выпускников средней школы, формирование их активной жизненной позиции - является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от педагога такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти, творческого воображения.

Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, дети не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.

Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процессобучающихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребенка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому - труд. Речь идет о труде мыслителя; детский труд - это активное видение мира.

Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Познавательная активность как педагогическое явление - это двухсторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:

1. Накопление информации.

2. Искусственное навязывание интереса.

3. Самостоятельная познавательная активность.

Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам или предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней.

Второй этап сводится к искусственному навязыванию интереса к теме. Это должно происходить непринужденно и просто. Обучающимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии, похода на вернисажи и выставки, посещение театральных постановок, концертов. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес воспитанников к теме. Данный этап дает огромное значение в развитии познавательной активности детей. Если второй этап развития будет проведен рационально и методически правильно, то весь процесс развития перейдет к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдет появление у обучающихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития - это самостоятельная познавательная активность учащихся.

Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения обучающихся на занятиях.

Развитие познавательной активности детей -это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.

Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность обучающихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.

Повышение активности школьников в обучении достигается так же путем использования педагогических приемов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приемов относится эмоциональность речипедагога. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у обучающихся эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.

Нужно создать на своих занятиях психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ребенку, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда группа видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.



© 2010-2022