Доклад Слагаемые профессионального имиджа педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»



ДОКЛАД

ТЕМА: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Учитель русского языка и

литературы

Балобанова Светлана

Владимировна

Кашира 2014

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1. Понятие имиджа.

2.2. Личность педагога.

2.3. Педагогическая этика.

2.4 Модель имиджа педагога.

3.Заключение.

Приложение.

Список литературы.





Введение

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия.

Современный учитель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

Основная часть

2.1. Понятие имиджа.

Имидж. Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» - это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, социологи, стилисты, визажисты.

Имидж формирует не только сам человек, но и те, кто окружает его.

Поэтому имидж включает в себя умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором мы предстаем перед людьми.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

Профессиональная деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность; выразительность и т.д. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

В рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

2.2 Личность педагога.

Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.

Не смотря на то, что человек - неповторима, яркая индивидуальность,
у всех представителей профессии «педагог» должны быть общие, специфические черты.

Педагог берёт на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессию, подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем.

Профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями психолого-педагогичной деятельности: уважай в ученике человека, личность; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования: передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании. Педагог обязан быть личностью. Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер.

2.3 Педагогическая этика.

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета - специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

2.4. Модель имиджа педагога.

Визуальная привлекательность - первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Формирование личного обаяния педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация, полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся.

Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура речи - произношение, манера говорить, дикция, грамотность.

Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога - в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.

Профессионально важно для педагога владеть речевым этикетом, что расширяет коммуникативные возможности и привлечет потенциальных собеседников, делая общение приятным и содержательным.

Таким образом, педагогический этикет устанавливает порядок поведения, формы общения между субъектами образовательного процесса. Необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, не унижать учащихся, у педагога не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.

Заключение

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».







ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Твой имидж»

  1. Элегантность для вас - это прежде всего...

А) стиль

Б) одежда

В) способ жизни

2. Поговорка «Не одежда украшает человека...» по-вашему...

  • правдива

  • полуправдива

  • неправдива

3 Собственный стиль...

  • приобретается от рождения

  • можно выработать путем проб и ошибок

  • это дело каждого человека, и каждый его имеет

4 Если судьба не дала красоты...

  • не имеет значение - не в этом счастье

  • это порождает всяческие комплексы

  • для мужчины это почти не проблема, но и женщины должны не очень переживать

5 Когда собираешься в театр...

  • надеваешь что-то особенно праздничное, торжественное

  • одежду выбираешь в зависимости от общества

  • идешь так, как есть, в рабочей повседневной одежде

6 Зубы чистишь

  • совсем не чистишь - это излишняя роскошь

  • раз в день

  • два раза в день

7 Деньги...

  • имеют положительное влияние на внешний вид человека

  • не имеют влияния

  • могут иметь положительное влияние, но бывает и наоборот

8 Мода...

  • иногда интересуетесь ею

  • это для вас обязанность

  • неизвестное вам понятие

9 Журнал мод - это...

  • периодика, которая вам ни к чему

  • издание, которое вы иногда просматриваете

  • излюбленное чтиво

10 Новую одежду покупаете или шьете...

  • найдя что-то приличное в журнале мод

  • по подсказке друзей, приятельниц

  • когда увидите на улице кого-то, одетого по последнему крику моды







Тест «Ваш имидж»

Тест целесообразно применять в несколько этапов, выверяя список качеств и корректируя имидж.

Основные этапы работы

Первый этап связан с индивидуальной работой личности. Необходимо внимательно прочитать нижеприведенный список качеств, относящихся к имиджу, и оценить особенности проявления у себя этих качеств, то есть оценить по пятибалльной системе степень выраженности у себя каждого из приведенных качеств. Кроме того, нужно выделить те качества, которые сам человек считает важными для себя.

Второй этап. На этом этапе работают люди, хорошо знающие тестируемого. Они оценивают особенности проявления качеств также по пятибалльной системе и выделяют наиболее важные качества.

Если проводится тестирование руководителей больших коллективов, то необходим и третий этап.

Третий этап. На этом этапе работает группа сотрудников (экспертов), которые анализируют выступления, переговоры. Они выставляют свои оценки по перечисленным качествам.

Четвертый этап. На этом этапе сопоставляются все полученные оценки качеств имиджа. Далее следует выделить те качества, которые отнесены к значимым, но имеют низкую оценку. Именно на эти качества следует обратить наибольшее внимание и начать их коррекцию.

Перечень качеств для самооценки и оценки:

  1. Адекватная мимика

  2. Аксессуары

  3. Аккуратность

  4. Аргументированность

  5. Вера в добро

  6. Выразительность жестов

  7. Высокая самооценка

  8. Высокие цели

  9. Достойные средства

  10. Героизм

  11. Гибкость мышления

  12. Житейский опыт

  13. Запоминающаяся внешность

  14. Заразительность высказываний

  15. Идейная насыщенность

  16. Известность

  17. Искренность

  18. Крепкое здоровье

  19. Компетентность

  20. Костюм

  21. Культура

  22. Лидерские качества

  23. Любовь к людям

  24. Мечтательность

  25. Наличие легенды

  26. Обаяние

  27. Обувь

  28. Обучаемость

  29. Общительность

  30. Ораторское мастерство

  31. Оригинальность мышления

  32. Ответственность

  33. Ощущение единения с природой и обществом

  34. Позитивная позиция

  35. Походка

  36. Прическа

  37. Приятная улыбка

  38. Приятный тембр голоса

  39. Профессионализм

  40. Развитый интеллект

  41. Решительность

  42. Романтический настрой

  43. Самообладание

  44. Сила воли

  45. Сила голоса

  46. Способность к преодолению препятствий

  47. Индивидуальный стиль

  48. Тактичность

  49. Терпение

  50. Уверенность в себе

  51. Умение меняться

  52. Умение слушать

  53. Хорошие манеры

  54. Чистота помыслов

  55. Чувство юмора

  56. Широта интересов

  57. Элегантность

  58. Эмоциональность

  59. Энергичность

  60. Эрудиция

Этот перечень качеств составлен на основе структуры имиджа, но он не окончательный, поскольку сам имидж изменяется в зависимости от конкретной ситуации. Целесообразно добавить те качества, которые, по мнению самого тестируемого, его близких и коллег или экспертов, в списке отсутствуют.

Опросы также дают представления о тех качествах, которые желательны для клиентов и партнеров. Иногда их целесообразно включать в перечень качеств, иногда нет, но анализировать необходимо всегда.



Обработка результатов

Воспользуйтесь ключом. Баллы, которыми оценили качество, поставьте в соответствие с их нумерацией.

Ключ:

  • процессуальная составляющая имиджа
    14, 17, 18, 26, 29, 31, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 52, 58, 59;

  • внутренняя составляющая имиджа
    4, 11, 12, 19, 21, 22, 28, 30, 32, 39, 40, 51, 55, 56, 60;

  • внешняя составляющая имиджа
    1, 2, 3, 6, 13, 20, 27, 35, 36, 37, 38, 45, 47, 53, 57;

  • ядро имиджа
    5, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 23, 24, 25, 33, 34, 42, 46, 54.

Максимальное количество баллов каждой составляющей имиджа равно 75, но таким оно может быть у идеальной личности. Подсчитайте количество баллов на основании ваших оценок и выясните, какие качества вашего имиджа и его составляющие выражены у вас сильнее, а какие слабее. Это позволит вам эффективно и целенаправленно формировать свой имидж.

Список литературы:

  1. Калюжный А.А. Социальная психология схемы построения имиджа;

Вестник Государственного университета управления. Серия социологии и управления персоналом - № 2 (13). М., ГУУ, 2005. С. 115-119;

  1. Курочкина И.Н. Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля. Etiquette-life.narod.ru;

  2. Кузнецова Е.Н. Современный учитель. Мои статьи englishelena.ucoz.ru;

  3. Рюкле Х. Раменантное оружие в общении. Мимика, жест, движение.
    И., Интерэксперт, 1996;

  4. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. М., Школа-Пресс. 1997;

  5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. М., 1988. Т. 3. С. 168-169;

  6. Широбокова Т.С. Культура профессионального общения педагога. Mcfr.ru;

  7. BestReferat.ru;

  8. 5ballov.ru;

  9. Ido.rubn.ru;

  10. Revolution.allbest.ru;

  11. Sociosphera.ucoz.ru.



© 2010-2022