Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы включают задания, направленные на развитие умения учащихся 5-6 классов в игровой форме производить морфемный и этимологический разборы слов, как наиболее эффективные приёмы объяснения правильного написания морфем. У учащихся появляется возможность познакомиться с процессами опрощения и переразложения в русском языке и их последствиями. При выполнении заданий предусмотрена работа с этимологическим словарём, знакомство с группами этимологически родственных корней. Данные за...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)


Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

ЗДидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)адание 1. Рассмотрите примеры разбора слов (морфемного и этимологического). Докажите, что в словах имеет место процесс опро′щения. Отметьте, произошла ли полная утрата смысловой связи между бывшими однокоренными словами.


Морфемный анализ

Этимологический анализ

Связь со словом

воздух

воз-дух

от дух

восток

вос-ток

сравни: течь

внуш-а-ть

вн-уш-а-ть

от уши

внутр-и

вн-утр-и

от утрь - «внутренность»

внезапн-ый

вне-зап-н-ый

от зап - «ожидание»

кольц-о

коль-ц-о

от коло - «круг»

кусок

кус-ок

от кусать; превонач.: «откусанный кусок хлеба»

лощин-а («долина»)

лощ-ин-а

от лоск - «лог, низменность, лощина»

ломоть

лом-оть

от ломать; первонач.: «отломанный кусок хлеба»

образ

об-раз

от разить - «нарисовать, изобразить»

ошелом-и-ть

о-шелом-и-ть

первонач.: «ударить по шее»

перчатк-а

перч-атк-а

от перст - «палец»

супруг-а

су-пруг-а

от пруга -«пружина, упряжка; первонач.: «соединённый, связанный»

сутул-ый

су-тул-ый

от туло - «туловище»

Задание 2. В русском языке есть очень интересная группа, о которой обычно говорят: «без НЕ не употребляются». Сравните этимологически близкие слова и определите, в какую часть слова входит НЕ-.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)



Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)
















Задание 3. Одинаковое ли значение имеет этимологически выделяющийся суффикс -НИК- в данных словах? Докажите, что вы правы.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Задание 4. Объясните, как исторически связаны слова каждой группы.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

БЛАГОВОНИЕ, ОБОНЯНИЕ

БЛАГОДЕНСТВИЕ, ДЕНЩИК

БЛАГОПОЛУЧИЕ, РАЗЛУКА

ПОДЛИННИК, ДЛИННЮЩИЙ

ПОСТЕЛЬ, ЗАСТЕЛИТЬ

ПОЦЕЛУЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ

МЕШОК, МЕХ

Задание 5. Выпишите из этимологического словарика такие слова, которые исторически образованы по словообразовательной модели

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Что объединяет все слова в современном русском языке?

Задание 6. Используя данную запись, расскажите об истории происхождения приведённых ниже слов. Какие исторические изменения в морфемной структуре произошли в этих словах и почему?

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Задание 7. Рассмотрите группы этимологически родственных корней, проанализируйте примеры родственных слов, произведите морфемный и этимологический разборы, Уточните значения слов, используя толковые словари.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

-Золо(т)-, -зла(т)-, -желт(т)-, -зел-, -зл-

Этимологически родственными являются слова золото,

золотой, золотник, злато, жёлтый, желток,

желтизна, зелёный, зелень, зелье, злак и многие другие.

Основное значение корня в древнерусском языке - «жёлто-зелёный цвет».

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

-Ед-, -ес-, -еж-, -яд-

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Основные значения корня - «пища, продукты питания», «питаться, кормить(ся)»: есть (из едти), еда, едок, обед, обеденный, дармоед, сыроежка, травоядный, яд, тунеядец (от туне - «напрасно» + ядец - «бездельник, бесполезно для общества использующий блага жизни, еду»), ясли (из ядсли- «кормушка для скота»), яства (из ядства), едкий, ядовитый, заядлый, приедаться, надоесть, надоедать и др.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

-Кои-, -кой-, -чи-


Основное значение корня - «успокоение, спокойствие, отдых, погребение, кончина, обитель»: спокойствие, опочивальня, почивать («спать»), покой, покойный, успокоиться, спокойно, беспокойство, беспокоиться, койка («место для постели на кораблях») и др.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

-Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-

Исторически родственные слова связывает значение - «восприятие окружающей действительности зрением, глазами», «знание, получаемое в процессе изучения действительности»: видеть, ведать («знать»), ведок («знаток»), ведун («знахарь, колдун»), ведливый («знающий»), ведьма («колдунья, волшебница»), видный, видимый, видимость, предвидеть, предвидение, свидеться, свидетель, свидание, невидимка, освидетельствовать, зависть, завистник, завистливый, весть, известие, повестка, извещение, совесть, бессовестный, отведать, заведующий, ведомство («учреждение, ведающее какой-либо отраслью государственного управления»), ведомость, заповедник, невежа, невежда, разведка и др.

-Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Год-, -гожд-, -жд-, -жид-

Основное значение корня - «угождать, ждать, выжидать; позволять, быть довольным; время, срок, возраст»: годиться, год, годный, угодить, угождать, угодный, годность, угодье, выгода, невзгода, годичный, годовой, годовщина, ждать, ожидать, ожидание и др.

Задание 8. Используя словарь, объясните различия в написании слов каждой пары.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)


Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)


Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)


Задание 9. Учитывая значение и происхождение иноязычных слов, запишите их в четвёртую графу таблицы.

Иноязычный элемент

Его происхождение

Значение

Слова

морф

греч.

«форма»

?

морф

греч.

«сон»

?

терр

лат.

«земля»

?

терр

лат.

«пугать»

?

пед

греч.

«дитя»

?

пед

лат.

«нога»

?

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)



ЗДидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)адание 10. Вместо пропусков в каждой группе вставьте этимологически выделяющийся корень.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)ЛОГИЯ АНА

ПОЛЕ КАТА АТОР

ГРАФИЯ

КЛИМАТ

РИТМЫ

СФЕРА

ЗДидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)адание 11. Заполните таблицу иноязычными словами, которые содержат в своём составе указанные морфемы (приставки или суффиксы).

Иноязычный элемент

Его значение

Слова

анти

интер

архи

экстра

ультра

изм



ант, ент

ит


фикация

ировать

«противоположность»

«между»

«усиление»

«усиление»

«усиление»

«научное, общественно-политическое направление»

«название лиц»

«название болезней, предметов»

«делание»

«название действия»



Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)








Задание 12. Используя материалы этимологических словариков, попробуйте объяснить исконное значение слов каждой группы. На основе этих сведений определите первоначальное значение имён собственных.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

  1. Аллегория, аллергия, Алла.

  2. Трофим, дистрофия.

  3. Геннадий, Евгений, генезис, генотип, генерал, аутогенный.

  4. Георгий, географ, геометрия, геология.

  5. София, философия.

6) Поликарп, полиглот, полиграфия, полиэтилен,

поликлиника, поливитамины, полигон.

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)

Дидактические материалы по орфографии и этимологии (5-6 классы)




© 2010-2022