Конспект урок-практикум по СБО Культура поведения школьника

-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся еже...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Культура поведения школьника.

«Поведение человека - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете

Цель:

  • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

  • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;

  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;

  • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;

  • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  • Подготовить аудиторию.

  • Разделить класс на 4 микрогруппы.

  • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».

  • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других - нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе - дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
-Что такое поведение?
-Поведение - это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)

На доску вывешивается таблички:

К У Л Ь Т У Р А П О В Е Д Е Н И Я

Культура общения культура речи культура внешнего вида


-Что же такое культура?
Культура - это высокий уровень чего - ни будь, высокое развитие, умение.

-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Наш классный час посвящен культуре в школе, и мы весте должны будем разработать с вами свод правил для нашего класса

Послушайте стихотворение "Перемена"
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения на перемене)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
-Как себя надо вести в коридоре?
• спокойно ходить
• тихо разговаривать
• соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
(В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!)
-Как можно организовать свой отдых на перемене?

Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
• поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.

Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).

В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит "сломя голову".


Стихотворение С.Я.Маршака « Урок вежливости».

- О чем стихотворение? О каких правилах поведения идет речь? Чему учили медведя ( быть воспитанным)

- Оказывается, нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее и радостнее на душе.

Давайте все вместе, дружно составим Словарь вежливых слов:

1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого -----------

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит--------------------

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь--------------

  1. Если больше есть не в силах, скажем маме мы --------------------

  2. Когда нас бранят за шалости, говорим мы-----------------------------

  3. И в России и в Дании на прощанье скажут-----------------------------------

  4. Нужно знать как дважды два

  5. Все волшебные слова

  6. В день , пожалуй, раз до ста говорить---------------------------------------------

- Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо.

- У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.


  • - Предлагаю вам послушать один рассказ. Называется «Спор про вежливость».

  • Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

  • О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

  • Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

  • Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

  • Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

  • Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют

специальные слова и обороты речи.

  • Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,

которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

- Прочитайте ещё раз рассказ С.Иванова «Про вежливость». Внесите необходимые исправления в разговор детей так, чтобы спор был действительно вежливым.

Работа в группах.
Чтение полученного отрывка по ролям.

«Будь искусным в речах - слово сильнее, чем оружие»- поучал египетский фараон своего сына более 4-х тысяч лет тому назад.

- Об этом необходимо помнить и сегодня каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму.

Предлагаю послушать шутливое стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

Давайте еще раз назовем вежливые слова и хорошо их запомним.

( ученики называют вежливые слова)

Будьте добры, будьте любезны

Эти слова в разговоре полезны

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

- И последнее что нам осталось обсудить - это культура внешнего вида.

Работа в группах.

Показ презентаций «Внешний вид школьника»

Вопросы для обсуждения:

- А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Как вы выглядите? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

- А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

Попробуем на сегодняшнем классном часе определить, что нужно изменить в своем поведении:

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

  • Согласны ли вы соблюдать их?

  • Что может помешать в нашему классу не соблюдать этих правил

  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы).

- Перед вами школьник. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека.
( в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди приклеивают листочки со свойствами воспитанного человека)
Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
· Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
· Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.
· Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.
· Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
· Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе.

Вырабатывайте в себе такие свойства.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

- Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)



© 2010-2022