- Преподавателю
- Другое
- Конспект урок-практикум по СБО Культура поведения школьника
Конспект урок-практикум по СБО Культура поведения школьника
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрожжина В.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок. Культура поведения школьника.
«Поведение человека - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете
Цель:
-
развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
-
научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
-
дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
-
выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
-
активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;
Форма проведения: практикум.
Подготовительная работа.
-
Подготовить аудиторию.
-
Разделить класс на 4 микрогруппы.
-
Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
-
Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя.
-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других - нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе - дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
-Что такое поведение?
-Поведение - это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
На доску вывешивается таблички:
К У Л Ь Т У Р А П О В Е Д Е Н И Я
Культура общения культура речи культура внешнего вида
-Что же такое культура?
Культура - это высокий уровень чего - ни будь, высокое развитие, умение.
-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Наш классный час посвящен культуре в школе, и мы весте должны будем разработать с вами свод правил для нашего класса
Послушайте стихотворение "Перемена"
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения на перемене)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
-Как себя надо вести в коридоре?
• спокойно ходить
• тихо разговаривать
• соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
(В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!)
-Как можно организовать свой отдых на перемене?
Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
• поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.
Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).
В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит "сломя голову".
Стихотворение С.Я.Маршака « Урок вежливости».
- О чем стихотворение? О каких правилах поведения идет речь? Чему учили медведя ( быть воспитанным)
- Оказывается, нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее и радостнее на душе.
Давайте все вместе, дружно составим Словарь вежливых слов:
1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого -----------
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит--------------------
3. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь--------------
-
Если больше есть не в силах, скажем маме мы --------------------
-
Когда нас бранят за шалости, говорим мы-----------------------------
-
И в России и в Дании на прощанье скажут-----------------------------------
-
Нужно знать как дважды два
-
Все волшебные слова
-
В день , пожалуй, раз до ста говорить---------------------------------------------
- Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо.
- У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.
-
- Предлагаю вам послушать один рассказ. Называется «Спор про вежливость».
-
Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.
-
О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).
-
Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?
-
Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?
-
Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?
«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».
-
Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.
Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют
специальные слова и обороты речи.
-
Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,
которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:
Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…
- Прочитайте ещё раз рассказ С.Иванова «Про вежливость». Внесите необходимые исправления в разговор детей так, чтобы спор был действительно вежливым.
Работа в группах.
Чтение полученного отрывка по ролям.
«Будь искусным в речах - слово сильнее, чем оружие»- поучал египетский фараон своего сына более 4-х тысяч лет тому назад.
- Об этом необходимо помнить и сегодня каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму.
Предлагаю послушать шутливое стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».
Давайте еще раз назовем вежливые слова и хорошо их запомним.
( ученики называют вежливые слова)
Будьте добры, будьте любезны
Эти слова в разговоре полезны
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
- И последнее что нам осталось обсудить - это культура внешнего вида.
Работа в группах.
Показ презентаций «Внешний вид школьника»
Вопросы для обсуждения:
- А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Как вы выглядите? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
- А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Попробуем на сегодняшнем классном часе определить, что нужно изменить в своем поведении:
Мои положительные качества
Мои отрицательные качества
Что мне нужно изменить в своем поведении …
По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.
-
Согласны ли вы соблюдать их?
-
Что может помешать в нашему классу не соблюдать этих правил
-
Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?
(Заслушиваются ответы).
- Перед вами школьник. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека.
( в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди приклеивают листочки со свойствами воспитанного человека)
Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
· Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
· Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.
· Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.
· Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
· Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе.
Вырабатывайте в себе такие свойства.
Решение
Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.
- Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.
Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)