• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад к презентации

«Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»


«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет. Общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Цель образования (программа развития школы) - развитие эмоционального мира личности и становление человека культуры. Человек культуры - духовная личность. Образование - основа духовности. Её содержание должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и отечественную духовную культуру и практическую подготовку человека к жизни в определенном культурном пространстве в условиях диалога культур.

Следовательно, становление личности, способной к культурному саморазвитию, - задача актуальная.

Цель исследования заключается в изучении технологии синтеза искусств и диалога культуры, актуализации подходов к обучению и воспитанию через синтез искусств и диалог культур, в развитии творческих потребностей и созидательных способностей.

Объектом исследования является интеграция культурологической тематики в содержание образовательного процесса.

Предмет исследования: характер и особенности воздействия искусства и культуры на развитие обучающегося как личности.

Гипотезой исследования:

наиболее эффективного создания педагогических условий для эстетизации сознания через синтез искусств и диалог культур можно добиться, если:

  • определить критерии и показатели сформированности эстетической культуры обучающихся;

  • выявить уровни сформированности эстетической культуры обучающихся;

  • конкретизировать методы формирования эстетической культуры обучающихся на уроках;

  • планировать работу по эстетизации сознания обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, используя эстетическую направленность.

  • экспериментальное апробирование результатов исследования.

Всё это будет способствовать эффективному воспитанию и формированию творческой, гармонично развитой, физически и нравственно здоровой личности (согласно потребности и запросу школы по программе развития школы).

Для реализации намеченных целей и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

  • Изучить основные принципы технологий.

  • Теоретически и экспериментально исследовать и обосновать педагогически значимые ориентиры творческой личности.

  • Выявить условия воздействия искусства и культуры на нравственное сознание и поведение обучающихся.

  • Определить критерии эстетической воспитанности.

  • Отработать навыки и умения поисково-исследовательской деятельности;

  • Способствовать формированию у школьников нравственно-эстетических ценностей через чувство прекрасного в искусстве и жизни.

Этапы исследования педагогических условий эстетизации сознания обучающихся:

1. Изучение состояния проблемы эстетической культуры в теории и практике, анализ современных подходов к поставленной проблеме, изучение исторического опыта по эстетическому воспитанию.

2. Опытно-экспериментальный. Работа по изучению состояния проблемы эстетической культуры (эстетического воспитания) в общеобразовательной школе. Анкетирование по вопросам эстетизации сознания обучающихся в общеобразовательной школе.

3. Обобщающий. Анализ и обобщение полученного исследовательского материала, уточнение педагогически целесообразных условий эстетического воспитания.

Методологическую основу исследования составляют работы ученых В.С.Библера, М.М.Бахтина, Б.Н.Неменского, Л.С.Выгодского, Д.Б.Кобалевского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского по вопросам изучения и восприятия произведений различных видов искусства, соотношений искусства и культуры к действительности как основы формирования человека культуры.

Модель направления работы проектной группы:

лДоклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»ичность ученика педагогическая деятельность, психолого-педагогическое общение, личность учителя. Элементы объединены единой задачей развития духовно-развитой личности. Элементы не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Виды деятельности учителя: урочная, внеурочная, методическая, исследовательская. Используя данные виды деятельности, учитель приобретает:

осведомленность, грамотность, компетентность, методическую культуру. Это показывает степень готовности учителя к использованию различных педагогических технологий, форм и методов обучения. Оценивание включает в себя самооценку учителя и внешнюю оценку его деятельности. Обсуждение результатов производилось на заседаниях проектных групп.

В исследовании для решения проблем определены следующие методы:

-теоретические методы: анализ эстетических, педагогических исследований по проблеме эстетического воспитания и эстетизации сознания, теоретическое осмысление передового педагогического опыта по проблеме, организация эксперимента.

-эмпирические методы: наблюдения, беседы, наглядность, сотворчество, опросы, анкетирование, проведение педагогического эксперимента и др.

В процессе работы определены критерии эстетической воспитанности.

1.Критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

2.Критерий сформированности эстетического отношения.

Наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребность систематически следить за развитием искусства, общаться с искусством, творчески применять полученные эстетические знания.

3.Вовлеченность в эстетическую деятельность, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной, а не пассивной личности. Эстетическая активность проявляется в деятельности учащегося, совершается по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только по тому, что это входит в круг его обязанностей.

Пришли к выводу, что эстетическая культура личности не сводится только к восприятию и пониманию прекрасного. Ее рамки значительно шире, а формы проявления более многообразны.

Более привлекательным в плане конкретности является определение, предложенное Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеровым: «Эстетическая культура есть совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями своего времени и продолжающих служить ему в другие времена.»1

А.А. Веремьев выделяет следующий ряд структурных компонентов:

  1. Материальные эстетические ценности.

  2. Эстетическая деятельность.

  3. Эстетическое сознание.

  4. Система социальных институтов, обеспечивающих хранение и распространение эстетических материальных и духовных ценностей.

Материальные эстетические ценности - созданные предметы, вещи, изделия в культуре обладают полbфункциональностью. Предметы помимо своей утилитарной функции должны выступать и в роли эстетической ценности.

Эстетическая деятельность в «чистом виде» не существует и выступает как одна из сторон других форм деятельности. О наличии в ней эстетического начала можно говорить, если она совершается на высоком профессиональном уровне, на уровне мастерства. Эстетическая деятельность является выражением эстетического творческого потенциала общества, показателем его эстетического развития.

Эстетическое сознание включает в себя такие важные компоненты, как эстетические потребности, мотивы, интересы и установки и т.п.

Система социальных институтов - театры, музеи, картинные галереи, радио, телевидение, кинопрокат, система образования и т.д.

Современные общеобразовательные учреждения, в том числе и наша школа, сталкиваются с рядом проблем, которые заключаются в следующем:

- низкий уровень воспитанности, падение нравов;

- идеологический хаос приводит к тому, что духовная сфера перестала быть ценностью для современной молодежи;

- недооценка в социальной практике роли эстетического воспитания как влиятельного фактора динамического развития общества;

-второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в школе

Поэтому изложенные проблемы определяют роль школы в достижении социализации личности учащихся, в формировании эстетической культуры личности каждого ребенка, подростка, молодого человека.

Интерес к осмыслению сущности эстетической культуры личности не первый год занимает педагогический коллектив школы. Целью эстетического воспитания, как известно, является эстетическое развитие личности, формирование ее эстетической культуры.

Модель эстетической культуры общества можно представить следующим образом:

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Исходя из данной модели, эстетическую культуру личности можно определить, как совокупность способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Содержанием эстетической культуры личности является форма отношения человека к миру, которая включает в себя эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Модель эстетической культуры личности можно представить в виде «звездочки»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»

Доклад к презентации «Эстетизация сознания через синтез искусств и диалог культур»


Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигла поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую её особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника»(15,17).

По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

Особое значение имеет эстетика быта, в эстетизации сознания отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление классного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги"/ Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

У каждого ребенка есть способности и талант, стремление к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, творец. Одна из характеристик творческой личности - креативность. Ориентируясь на характеристики творчества, мы можем ставить вопрос о диагностике и развитии творческих способностей. Известный специалист по разработке тестов для оценки её развития Е.П. Торранс пишет: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Учитель начальных классов А.В.В. использовала методику изучения креативности. При её оценке учитывают такие параметры, как продуктивность, или «беглость», гибкость, оригинальность и разработанность. На основе данной методики можно сделать вывод, что у учащихся 2А класса (2009-2010 учебный год) преобладающим параметром креативности является образное, творческое использование языка.

Эта методика была проведена в 6а классе (2013-2014 учебный год, бывшие уч-ся 2А класса). Вывод: преобладающим параметром креативности по-прежнему является образное, творческое использование языка, но процент немного снижен.

Было проведено социологическое исследование деятельности обучающихся во внеурочное время по развитию творческого мышления и творческих способностей. Результаты исследования показывают, что среди творческих увлечений обучающихся 2А класса лидирующие позиции занимают художественное творчество и хореография (42%). 34% обучающихся во внеурочное время нигде не занимаются. Это же исследование в 6А классе показывает: 38% обучающихся занимаются творческими видами деятельности, 35% - спортом, 27% не занимается нигде. Процент занятости в 6 классе выше по сравнению со 2 классом.

Учитель начальных классов М.И.И. провела в 3Б классе (2009-2010 учебный год) и в 5б классе (2011-2012 учебный год) диагностику творческого мышления по методике Вартега.

Цель исследования - беглость, гибкость и оригинальность мышления у обучающихся 3Б класса (2009-2010 учебный год). По результатам диагностики можно увидеть, что оригинальность мышления составляет 43%. В 5Б классе (2012-2013 учебный год) оригинальность мышления составляет 35%. На 8% показатель ниже.

Учителя Я.А.А. и П.Л.Н. для диагностики использовали методику номиналии (культурная осведомленность), которая направлена на выявление уровня культурного развития каждого обучающегося 8А и 8Б класса (2009-2010 учебный год). Результаты исследования показывают, что у обучающихся существуют пробелы в знаниях, касающихся культуры и искусства. В 8Б классе показатели выше по сравнению с 8А классом. Классные часы посвящены изучению разных видов искусства, различных субкультур, что является актуальной проблемой для современных подростков.

В 11А классе (2012-2013 учебный год, класс сформирован из 8А и 8Б классов) методика номиналии показала, что показатели культурной осведомленности намного выше по сравнению с 2009-2010 учебным годом.

В 2013-2014 учебном году методика номиналии в 10А, 11А, Б классах показывает, что в настоящее время у обучающихся существуют большие пробелы в знаниях, касающихся культуры, искусства и этики, которые требуют личностно-ориентированного подхода.

Учитель П.Л.Н. провела диагностику «Ориентация на художественно-эстетические ценности» в 2009-2010 учебном году, которая показала, что для учеников 5-х классов характерен средний уровень ориентации. Эта же диагностика в 2013-2014 учебном году у обучающихся 9-х классов показывает, что средний уровень стал ниже, низкий уровень - выше по сравнению с 5 классом.

В 2010-2011 учебном году провела диагностику «Уровень сформированности творческих способностей» по параллелям. 5-е классы: 82 % средний уровень, но 23 % на грани низкого уровня; 6-е классы: 66% ср. уровень, но 28 % на грани низкого; 7-е классы: 68% ср. уровень, но 22% на грани низкого. Таким образом, творческие способности учеников 5-7 классов соответствуют среднему уровню.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности»,2 - писал В.А. Сухомлинский. В подростковом возрасте усиливается потребность не только в эстетическом восприятии, но и в эстетической деятельности.

Ребенок - центральная фигура в процессе обучения, он «солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты.

Проблема раскрытия и развития творческого потенциала личности каждого ребенка - одна из основных проблем эстетического образования.

Основная идея: создание такого образовательного пространства, в котором обеспечивается гармоническое развитие личности ученика и учителя.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни любого народа, наглядно демонстрирует его эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры, искусства, традиций. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.

Социологическое исследование показало, что в нашей школе, было опрошено в 2009-2010 учебном году 65 девочек (6-8 классы), 51% считает, что нужно изучать культуру народа и соблюдать большинство традиций и народных ценностей. За глубокое изучение культуры, соблюдение всех традиций - 25%.

2013 - 2014 учебный год.

5 классы:

1 - Следует глубоко изучать культуру народа, соблюдать традиции (40%);

2 - Следует изучать культуру народа и традиции поверхностно, придерживаться большинства (48%);

3 - Не изучать (12%).

6 классы:

1 - Следует глубоко изучать культуру народа, соблюдать традиции (33%);

2 - Следует изучать культуру народа и традиции поверхностно, придерживаться большинства (46%);

3 - Не изучать (16%, 11% - 6а класс).

7 классы:

1 - Следует глубоко изучать культуру народа, соблюдать традиции (24% - 7б класс, 7а - 0%);

2 - Следует изучать культуру народа и традиции поверхностно, придерживаться большинства (53%);

3 - Не изучать (19% - 7а класс, 4% - 7б класс).

Исследование подтвердило, что у обучающихся школы есть потребность в изучении культуры своего народа, знакомство с традициями.

Детям интересно заниматься исследованиями в этой области, выбирая темы для исследования, касающиеся культуры, народного творчества, в сотворчестве и в содружестве с учителем и коллективом.

Коллективное творчество является основополагающим в достижении максимальных результатов при изучении технологии синтеза искусств и диалога культур.

Коллективная работа, где соединяются усилия всех, объединенных одной темой, разрабатывается на основе интеграции всех видов искусства. Одной из важнейших особенностей реализации данной работы является объединение усилий: учитель + учитель, учитель + ученик, ученик + ученик, когда вместе работают ученики разного и одного возраста. Это помогает чувствовать себя в едином мире. Коллективная творческая деятельность позволяет создать систему уроков или внеклассных мероприятий, при которых возникает сотворчество и содружество. Особое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, созданию художественных образов, развитию творчества.

Очень важно, чтобы коллективное творчество нашло применение в оформлении школьных интерьеров, праздников, мероприятий.

А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь цветочки, а хризантемы и розы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.



1 Н.И. Киященко / Эстетическая культура. М., 1996


2 Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1980

© 2010-2022