• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,

учителя химии МБОУ Лицей № 41

ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска

Анализ литературных источников

1 курс

Приемы работы с текстом

Цель занятия:

- формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;

- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации

  • Культура владения приемами творческой переработки информации

Анализируя исследовательские работы учащихся, можно отметить, что у школьников слабо сформирован навык анализа литературных источников. Для того, чтобы грамотно проводить анализ литературных источников, необходимо:

  1. научиться работать с учебной и научной литературой

  2. знать ориентиры в литературных источниках и иметь о них представление

  3. уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать

Характеристика литературных источников

Монография - это научный труд одного или нескольких авторов, придерживающихся одной точки зрения. Слабые стороны монографий - они быстро устаревают, содержат всестороннее теоретическое исследование одной проблемы.

Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема научно-популярного характера.

Сборник научных статей - издание одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с разных точек зрения.

Журнальная статья - научное произведение, в котором одна проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, с описанием методики и результатов исследования. Слабые стороны - информация рассеяна по разным статьям, поэтому для более полного представления о проблеме необходимо переработать много статей.

Учебно-методическое пособие - рассмотрение проблемы происходит на научной основе, с рекомендацией по выполнению практических заданий.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения без фактов и примеров, тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть.

Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, где излагается основное содержание данной книги и даются сведения о том, для кого оно предназначено.

Рецензия - критический разбор научного произведения, где дается анализ важности, актуальности исследования, оценивается качество изложения, дается отзыв специалистов.

Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.

Для этой цели:

  1. найти нужную информацию (поиск)

  2. понять (усвоить) ее и логику рассуждения

  3. осмыслить текст (критически проанализировать), определить к нему свое отношение

  4. на основе осмысления прочитанного, дополнить и развить полученную информацию

Методика обработки полученной информации

Для обработки информации ее нужно прежде всего зафиксировать, делая пометки, закладки, подчеркивая ее, составляя тезисы, конспект, аннотацию.

  1. Составить план. План - это «скелет» текста, который отражает последовательность изложения материала, более подробно, чем оглавление книги. Минусы плана: он не дает сведений о том, что и как сказано. Плюсы плана: происходить фильтрация текста, определяется схема его расположения, определяются границы мыслей.

  2. Сделать выписки (выборка текста) - когда требуется собрать материал из разных источников, причем подбор должен вестись по какому либо признаку. Ошибочно выписывать цитаты автоматически (без творческого освоения и анализа). Большие цитаты нужно предельно сокращать, концентрировать их содержание до одной фразы и формулировать ее своими словами. Если цитируете дословно, то цитата заключаются в кавычки, пишется без искажений.

  3. Составить тезисы - сложный план.

Типичные ошибки: попытка сделать «с ходу» - переписать куски текста из одной, двух книг. Это компиляция - списывание, она не дает навыков самостоятельной работы, не происходит критического анализа материала. Здесь главное - анализ и обобщение собранных материалов, составление самого текста.

Работа с источниками завершена. Что дальше?

  1. Анализ

  2. Систематизация всего материала

  3. Разделение всего материала на главное и второстепенное

  4. Составление плана исследовательской работы

  5. Установление стройных логических связей

  6. Ясное представление последовательности изложения своих мыслей

  7. Оформление чернового варианта композиции

Как составить аннотацию:

  1. Прочитать несколько раз текст

  2. Разбить его по отрывкам

  3. В каждом выделить главную мысль

  4. Сформулировать ее своими словами.

Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Используйте глаголы: «автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.» «уделяет особое внимание, убедительно доказывает, особенно детально анализирует»

Как составить конспект:

Существует 4 типа конспекта:

  1. Плановый - когда каждому вопросу соответствует определенная часть конспекта

  2. Текстуальный - состоит из цитат, учит быстро и правильно цитировать

  3. Свободный - сочетающий выписки, цитаты, тезисы

  4. Тематический - содержит ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам

Каждый конспект содержит основные положения: факты, доказательства, выводы, примеры, схемы.

Конспект-схема:

  1. «

    «тело» паучкаПаучок» - классифицирует информацию

Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

«ножки»

основные понятия




2.«Генеалогическое дерево», составляется от общих понятий к частным составляющим:

Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

основные понятия

Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

оКонспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»бщие понятия

ключевые слова

Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

термины


Как составить схему

  • определите ключевые слова, фразы, раскрывающие суть основного понятия

  • сгруппируйте факты в логической последовательности

  • дайте названия выделенным группам

  • заполните схему данными

Обзор литературных источников

Достаточно одной - двух страниц текста, чтобы показать главное - какова актуальность темы и состояние разработки данной темы, что в конечном итоге должно привести к выводу: данная тема пока не раскрыта (или частично, или не в том аспекте) и поэтому нуждается в вашей разработке.

Обзор литературы показывает:

  • насколько хорошо вы знакомы со специальной литературой по данной теме (необходимо проанализировать 8-10 источников)

  • как вы умеете систематизировать материал

  • критически оценивать работы, ранее выполненные другими исследователями

  • выделять главное, существенное, определять состояние изученности темы.

Как систематизировать изучаемый материал?

  • в определенной логической связи и последовательности, не обязательно в хронологическом порядке

  • только по выбранной теме, а не по проблеме в целом

  • представлять доказательства того, что проблема еще не получила полной разработки

Составляя обзор литературы:

-автор раскрывает суть исследуемой проблемы

-приводит разные точки зрения

-высказывает собственный взгляд на проблему

-использует не менее 8-10 разных источников для того, чтобы показать глубину проработки материала

-обязательно должны быть ссылки на используемую литературу (Пример: Ерастов М.П. [15], где[15] - № в списке литературы, строго в алфавитном порядке).

Язык и стиль научной работы

Особенности научного языка:

- это точность, ясность, доступность, позволяет судить об общей культуре автора.

- это рассуждения, доказательства истины, смысловая законченность, целостность. Уместны такие обороты, как «прежде всего, во-первых, значит, итак, и др. однако, но между тем, в то время как, тем не менее, следовательно, сообразно, в следствии этого, к тому же, обратимся к…»

-нельзя превращать в жаргон - бытовое представление научного понятия.

-доминирующая форма - констатация фактов, отсутствие экспрессии. В работу включаются только проверенные сведения и факты.

-преобладают сложные союзные предложения, много подчинительных союзов (так как, между тем, от того, что)

-выражение авторства через «мы» придает больше объективизма

-текст излагается от 3-го лица («автор полагает»)

Практическая часть «Работа с текстом»

Задание №1 «Самое главное»

  1. Приготовьте бумагу и ручку

  2. Быстро и внимательно прочитайте учебный текст (1 минута). По прочитанному тексту:

  • придумать наиболее подходящее «слово», характеризующее данный текст

  • составить фразу, дающую характеристику данного материала

  • выделить цитаты (без которых данный текст лишается смысла)

  • сделать ссылку на автора

Слова, фразы, цитаты записать! По очереди читаем, наша задача - выбрать самое точное, оригинальное, остроумное.

Iкоманда - слово, IIкоманда - фраза, IIIкоманда - цитата, IV команда - ссылка

Задание №2 Придумать оригинальный вопрос к абзацу учебного текста. 1-я команда задает - 2-я отвечает (как можно полнее).

Задание №3 «Семерка»

Разложить любой материал на 7 полочек. Это философские категории:

  1. особенности

  2. общее

  3. единичное (частное)

  4. содержание

  5. форма

  6. явление

  7. сущность

Прочитайте еще раз текст и разложите его по категориям. Победит тот, кто лучше отразит учебный материал в этих понятиях. Что понравилось, что нет - высказывайтесь, аргументируйте.

Задание №4 «Рациональная работа с текстом»

Итак, вам нужно усвоить текст, информацию и составить конспект текста в разных видах. Разделите ваш лист на 4 параллельных полосы и заполните их желательно опорными сигналами.

Ключевые слова

Суть

Пояснения

Замечания

План текста

Основные мысли

Расшифровка

Неясности


Нужно выстроить блок-схему текста

Задание №5 «Сказка»

Придумать сказку по заданному тексту, непонятную всем, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала сущность учебного текста с любыми героями и любым сюжетом. Это будет конкурс сказочников. Читаем текст быстро и внимательно. Ну а теперь придумываем сказку о том, как…

Учитываются оригинальность, юмор, необычность.

© 2010-2022