- Преподавателю
- Другое
- Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»
Конспект Анализ литературных источников Выдержка из занятия в «Школе исследователей»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Феклисова О.В. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,
учителя химии МБОУ Лицей № 41
ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска
Анализ литературных источников
1 курс
Приемы работы с текстом
Цель занятия:
- формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации
-
Культура владения приемами творческой переработки информации
Анализируя исследовательские работы учащихся, можно отметить, что у школьников слабо сформирован навык анализа литературных источников. Для того, чтобы грамотно проводить анализ литературных источников, необходимо:
-
научиться работать с учебной и научной литературой
-
знать ориентиры в литературных источниках и иметь о них представление
-
уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать
Характеристика литературных источников
Монография - это научный труд одного или нескольких авторов, придерживающихся одной точки зрения. Слабые стороны монографий - они быстро устаревают, содержат всестороннее теоретическое исследование одной проблемы.
Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема научно-популярного характера.
Сборник научных статей - издание одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с разных точек зрения.
Журнальная статья - научное произведение, в котором одна проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, с описанием методики и результатов исследования. Слабые стороны - информация рассеяна по разным статьям, поэтому для более полного представления о проблеме необходимо переработать много статей.
Учебно-методическое пособие - рассмотрение проблемы происходит на научной основе, с рекомендацией по выполнению практических заданий.
Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения без фактов и примеров, тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть.
Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, где излагается основное содержание данной книги и даются сведения о том, для кого оно предназначено.
Рецензия - критический разбор научного произведения, где дается анализ важности, актуальности исследования, оценивается качество изложения, дается отзыв специалистов.
Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.
Для этой цели:
-
найти нужную информацию (поиск)
-
понять (усвоить) ее и логику рассуждения
-
осмыслить текст (критически проанализировать), определить к нему свое отношение
-
на основе осмысления прочитанного, дополнить и развить полученную информацию
Методика обработки полученной информации
Для обработки информации ее нужно прежде всего зафиксировать, делая пометки, закладки, подчеркивая ее, составляя тезисы, конспект, аннотацию.
-
Составить план. План - это «скелет» текста, который отражает последовательность изложения материала, более подробно, чем оглавление книги. Минусы плана: он не дает сведений о том, что и как сказано. Плюсы плана: происходить фильтрация текста, определяется схема его расположения, определяются границы мыслей.
-
Сделать выписки (выборка текста) - когда требуется собрать материал из разных источников, причем подбор должен вестись по какому либо признаку. Ошибочно выписывать цитаты автоматически (без творческого освоения и анализа). Большие цитаты нужно предельно сокращать, концентрировать их содержание до одной фразы и формулировать ее своими словами. Если цитируете дословно, то цитата заключаются в кавычки, пишется без искажений.
-
Составить тезисы - сложный план.
Типичные ошибки: попытка сделать «с ходу» - переписать куски текста из одной, двух книг. Это компиляция - списывание, она не дает навыков самостоятельной работы, не происходит критического анализа материала. Здесь главное - анализ и обобщение собранных материалов, составление самого текста.
Работа с источниками завершена. Что дальше?
-
Анализ
-
Систематизация всего материала
-
Разделение всего материала на главное и второстепенное
-
Составление плана исследовательской работы
-
Установление стройных логических связей
-
Ясное представление последовательности изложения своих мыслей
-
Оформление чернового варианта композиции
Как составить аннотацию:
-
Прочитать несколько раз текст
-
Разбить его по отрывкам
-
В каждом выделить главную мысль
-
Сформулировать ее своими словами.
Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Используйте глаголы: «автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.» «уделяет особое внимание, убедительно доказывает, особенно детально анализирует»
Как составить конспект:
Существует 4 типа конспекта:
-
Плановый - когда каждому вопросу соответствует определенная часть конспекта
-
Текстуальный - состоит из цитат, учит быстро и правильно цитировать
-
Свободный - сочетающий выписки, цитаты, тезисы
-
Тематический - содержит ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам
Каждый конспект содержит основные положения: факты, доказательства, выводы, примеры, схемы.
Конспект-схема:
-
«
«тело» паучкаПаучок» - классифицирует информацию
«ножки»
основные понятия
2.«Генеалогическое дерево», составляется от общих понятий к частным составляющим:
основные понятия
общие понятия
ключевые слова
термины
Как составить схему
-
определите ключевые слова, фразы, раскрывающие суть основного понятия
-
сгруппируйте факты в логической последовательности
-
дайте названия выделенным группам
-
заполните схему данными
Обзор литературных источников
Достаточно одной - двух страниц текста, чтобы показать главное - какова актуальность темы и состояние разработки данной темы, что в конечном итоге должно привести к выводу: данная тема пока не раскрыта (или частично, или не в том аспекте) и поэтому нуждается в вашей разработке.
Обзор литературы показывает:
-
насколько хорошо вы знакомы со специальной литературой по данной теме (необходимо проанализировать 8-10 источников)
-
как вы умеете систематизировать материал
-
критически оценивать работы, ранее выполненные другими исследователями
-
выделять главное, существенное, определять состояние изученности темы.
Как систематизировать изучаемый материал?
-
в определенной логической связи и последовательности, не обязательно в хронологическом порядке
-
только по выбранной теме, а не по проблеме в целом
-
представлять доказательства того, что проблема еще не получила полной разработки
Составляя обзор литературы:
-автор раскрывает суть исследуемой проблемы
-приводит разные точки зрения
-высказывает собственный взгляд на проблему
-использует не менее 8-10 разных источников для того, чтобы показать глубину проработки материала
-обязательно должны быть ссылки на используемую литературу (Пример: Ерастов М.П. [15], где[15] - № в списке литературы, строго в алфавитном порядке).
Язык и стиль научной работы
Особенности научного языка:
- это точность, ясность, доступность, позволяет судить об общей культуре автора.
- это рассуждения, доказательства истины, смысловая законченность, целостность. Уместны такие обороты, как «прежде всего, во-первых, значит, итак, и др. однако, но между тем, в то время как, тем не менее, следовательно, сообразно, в следствии этого, к тому же, обратимся к…»
-нельзя превращать в жаргон - бытовое представление научного понятия.
-доминирующая форма - констатация фактов, отсутствие экспрессии. В работу включаются только проверенные сведения и факты.
-преобладают сложные союзные предложения, много подчинительных союзов (так как, между тем, от того, что)
-выражение авторства через «мы» придает больше объективизма
-текст излагается от 3-го лица («автор полагает»)
Практическая часть «Работа с текстом»
Задание №1 «Самое главное»
-
Приготовьте бумагу и ручку
-
Быстро и внимательно прочитайте учебный текст (1 минута). По прочитанному тексту:
-
придумать наиболее подходящее «слово», характеризующее данный текст
-
составить фразу, дающую характеристику данного материала
-
выделить цитаты (без которых данный текст лишается смысла)
-
сделать ссылку на автора
Слова, фразы, цитаты записать! По очереди читаем, наша задача - выбрать самое точное, оригинальное, остроумное.
Iкоманда - слово, IIкоманда - фраза, IIIкоманда - цитата, IV команда - ссылка
Задание №2 Придумать оригинальный вопрос к абзацу учебного текста. 1-я команда задает - 2-я отвечает (как можно полнее).
Задание №3 «Семерка»
Разложить любой материал на 7 полочек. Это философские категории:
-
особенности
-
общее
-
единичное (частное)
-
содержание
-
форма
-
явление
-
сущность
Прочитайте еще раз текст и разложите его по категориям. Победит тот, кто лучше отразит учебный материал в этих понятиях. Что понравилось, что нет - высказывайтесь, аргументируйте.
Задание №4 «Рациональная работа с текстом»
Итак, вам нужно усвоить текст, информацию и составить конспект текста в разных видах. Разделите ваш лист на 4 параллельных полосы и заполните их желательно опорными сигналами.
Ключевые слова
Суть
Пояснения
Замечания
План текста
Основные мысли
Расшифровка
Неясности
Нужно выстроить блок-схему текста
Задание №5 «Сказка»
Придумать сказку по заданному тексту, непонятную всем, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала сущность учебного текста с любыми героями и любым сюжетом. Это будет конкурс сказочников. Читаем текст быстро и внимательно. Ну а теперь придумываем сказку о том, как…
Учитываются оригинальность, юмор, необычность.