- Преподавателю
- Другое
- План работы информационно-бибилиотечного центра
План работы информационно-бибилиотечного центра
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Умарова И.Р. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДЕН
Приказом Муниципального образовательного учреждения
Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2
от «__» ____________ 20__года № ___
Директор школы _____________________
А.А.Махмутова
План работы информационно-библиотечного центра (ИБЦ)
на 2013 -2014 учебный год.
ЦЕЛЬ: Развитие информационно-коммуникативных компетенций педагогов и обучающихся через влияние информационной среды образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ:
-
Систематизировать хранимую и получаемую информацию;
-
Предоставлять обучающимся и сотрудникам школы возможность найти максимально полную информацию по интересующему вопросу, используя различные источники;
-
Расширять информационное поле обучающимся, обучать различным способам поиска информации;
-
Обеспечивать участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях;
-
Способствовать формированию навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации у обучающихся;
-
Совершенствовать предоставляемые ИБЦ услуги на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды; расширение ассортименты форм, методов и технологий библиотечной практики.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА
1. Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных программ школы, моделей предпрофильной подготовки.
2.Информационная - предоставление возможности использования источников информации вне зависимости от вида, формата, носителя, способа предъявления.
3.Культурная - помощь в проведении мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействие эмоциональному и духовному развитию учащихся и педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ
I.Формирование и использование фонда школьной библиотеки
№ П/П
Наименование работы
Срок исполнения
1.
Подведение итогов движения фонда.
Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2013-2014 уч. год.
до 20 сентября
2.
Составление библиографической модели комплектования учебной литературы:
а) работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, сайтами ведущих издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования)
б) осуществление сбора заказов на учебники федерального комплекта, согласование, координация заказов с руководителями методических объединений, с заместителями директора по учебно-воспитательной работе;
в) осуществление контроля за выполнением сделанного заказа.
февраль
по мере поступления заказа
3.
Составление отчетных документов.
по требованию в установленных сроки
4.
Прием и выдача учебников (по графику)
май-сентябрь
5.
Списание фонда с учетом ветхости и смены программ
1 раз в год
6.
Работа с электронным каталогом «Учебники и учебные пособия»
октябрь
7.
Редактирование учетной картотеки «Учебники и учебные пособия»
при поступлении и списывании
8.
Обеспечение сохранности учебного фонда:
- рейды по проверке состояния учебников;
-проверка использования учебного фонда
1 раз в четверть
9.
Своевременной занесение в инвентарную книгу вновь поступивших документов, проведение их обработки и учета в соответствии с инструкцией «Об учете библиотечного фонда». Занесение в электронный каталог.
по мере поступления
10.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
постоянно
11.
Систематическая проверка за своевременным возвратом в ИБЦ выданных изданий
1 раз в четверть
12.
Прием литературы в дар, учет и их обработка
по мере поступления
13.
Раскрытие фонда читателям путем оформления тематических стеллажей и внутриполочных выставок
в течение года
14.
Акция «Подари библиотеке книгу»
октябрь
15.
Оформление подписки на периодические издания на 1 и 2 полугодия 2014 года в соответствии с выделенными средствами
октябрь, апрель
II. Содержание и организация работы с читателями
№ п/п
Содержание работы
контингент
Срок исполнения
ответственный
1. Работа с читателем
1.
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, родителей.
постоянно
Библиотекарь
2.
Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся, педагогов, сотрудников ОУ.
постоянно
Библиотекарь
3.
Обслуживание на персональном компьютере в читальном зале.
по мере необходимости
Библиотекарь
4.
Рекомендательные беседы при выдаче книг
в теч. года
Библиотекарь
5.
Беседы о прочитанном с часто посещающими учащимися.
1-4 кл.
постоянно
.
6.
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в ИБЦ.
по мере поступления
Библиотекарь
7.
Консультации по вопросам работы на компьютере, в Интернете.
Учителя, учащиеся
постоянно
Библиотекарь
2. Работа с родителями
1.
Предоставление родителям информации о новых учебниках (составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года).
на сайте школы, индивидуальные консультации с родителями
Кл.руководители
2.
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.
май-июнь
Библиотекарь
3.
Выступление на родительских собраниях, внеклассных часах, семейных конкурсах на тему: «Семейное чтение»
родители
учащиеся
ноябрь-март
Библиотекарь, кл. руководители
1-х классов
3. Работа с педагогическим коллективом
1.
Информационные обзоры о новой учебной и учебно-методической литературе, педагогических журналах и газетах на педагогических советах и совещаниях.
в течение года
Библиотекарь
2.
Консультационно - информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
в течение года
Учителя- предметники
3.
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях.
по требованию
Библиотекарь
4.
Свободный доступ педагогических работников к компьютерному оборудованию ИБЦ для работы с мультимедиа ресурсами и электронными каталогами.
постоянно
Библиотекарь
5.
Помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений т.д.
по мере необходимости
Библиотекарь
4. Массовая работа
1.
Проект «Книга-лучший друг семьи».
учащиеся и родители (1 кл.)
ноябрь-март
Библиотекарь, классные руководители начальных классов
2.
Участие в областном конкурсе «Аленький цветочек»
Ученица 7Б класса Кириленко О.
отправить конкурсные материалы до 10 сентября;
участие в октябре
Умарова И.Р.
3.
Обзор выставки, посвященной 185 летию со дня рождения Л.Н.Толстого
5-7 классы
с 9 -15 сентября
Библиотекарь¸ учителя русского языка и литературы
4.
Игра-викторина « Наша хрупкая зеленая планета», посвященная месячнику охраны природы»
3 Б класс
10 октября
Библиотекарь, Вебер Е.П.
5.
Литературный ринг. «В мире интересных книг»
7 классы
октябрь
Библиотекарь, учителя литературы
6.
Литературная игра «Счастливый случай»
4 классы
ноябрь
Библиотекарь, учителя литературы
7.
Сказки И.С. Аксакова . К юбилею писателя. Внеклассное мероприятие.
2, 3 классы
8 октября
Библиотекарь, классные руководители
8.
Игра-викторина «Штурманы книжных морей»
6 класс
октябрь
Библиотекарь
9.
К юбилею Б.Окуджавы. Беседа о жизни и творчестве Б.Окуджавы.
10 класс
октябрь
Библиотекарь, учитель Карпова И.А.
10.
Игра-путешествие « В стране Незнайки», к юбилею писателя Н.Носова
3-4 классы
до 15 ноября
Библиотекарь, классные руководители
11.
КВН «Денискины рассказы и другие..» К юбилею В.Драгунского
4 классы
30 ноября
Библиотекарь
12.
Читательская конференция «Архипелаг ГУЛАГ», посвященная дню памяти политических репрессий , к юбилею А.И.Солженицына
11 класс
2-7 ноября
Библиотекарь, кл. руководитель Петрова И.Ю.
13.
«В гостях у сказки». Игровая программа .
1 кла ссы
до 10 декабря
Библиотекарь
14.
«Ежели вы Вежливы!». Игра - путешествие по книгам.
3 класс
декабрь
Библиотекарь
15.
Информационный час «Единство разных»
8 кл.
декабрь
Библиотекарь
16.
Беседа «Мой друг словарь».
6-7 классы
январь
Библиотекарь
17.
Участие во всех этапах всероссийского конкурса «Живая классика»
6-7 класс
февраль
Библиотекарь, учителя литературы
18.
По страницам прочитанных произведений. Викторина «Лесная газета» В. Бианки. К юбилею писателя.
2 класс
февраль
Библиотекарь, кл. руководители
19.
Викторина «Виват, Олимпийские игры!» Ко дню открытия Олимпиады в Сочи.
8-9 классы
до 7 февраля
Библиотекарь, кл. руководители
20.
Демонстрация презентации «Есть такая профессия-Родину защищать»
5-6 классы
февраль
Библиотекарь, кл. руководители
21.
Игра - викторина «Рукодельница» Для девочек.
4 классы
март
Библиотекарь, кл. руководители
22.
Конкурс стихов о маме.
1-4 классы
март
Библиотекарь, учителя литературы
23.
Игровая программа «Как на Книжкины именины». Открытие Недели Детской книги.
1-4 классы
апрель
Библиотекарь, члены кружка «Я хочу читать!»
24.
Конкурс « Лучший читатель библиотеки.»
1-4 классы
апрель
Библиотекарь
25.
Путешествие по книгомаршрутам. «Книги детских писателей разных стран»
5-6 классы
апрель
Библиотекарь
26.
Читательская конференция ««А зори здесь тихие», « В списках не значился...»» К 90-летию со дня рождения Б.Васильева
10-11классы
апрель
Библиотекарь, кл.руководители, учителя литературы
27.
Викторина «Космические дали»
2-4 классы
апрель
Библиотекарь, кл. руководители
28.
Конкурс стихов о войне.
май
Библиотекарь
29.
Мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы ( по особому плану)
1-11 класс
май
Библиотекарь, Пед коллектив .
5. Работа с обучающимися школы
1.
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы ИБЦ.
постоянно
Библиотекарь
2.
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям).
1 раз в четверть
Библиотекарь
3.
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в ИБЦ, о культуре чтения книг и журнальной периодике.
постоянно
Библиотекарь
4.
Информировать классных руководителей о чтении и посещении ИБЦ учащимися каждого класса.
1 раз в полгода
Библиотекарь
5.
Предоставление пользователям возможности работы с мультимедиа ресурсами.
постоянно
Библиотекарь
6. Книжные выставки, полки, оформление
1.
Эстетика оформления фонда:
-
Полочные и буквенные разделители по темам и классам;
-
Оформление надписей с названиями журналов на стеллажах на абонементе и в читальном зале;
в течение года
Библиотекарь
2.
Книжные выставки, тематические полки:
-
К юбилею писателя (книжные выставки)
-
«Моя безопасная сеть» (тематическая полка);
-
«Сдадим ЕГЭ успешно» (книжная выставка);
-
«Сбережем голубую планету» (тематическая полка);
-
«Олимпиада -2014»( тематическая полка);
1-11классы
в течение года
Библиотекарь
I I I. Информационно-библиографическая и справочная работа библиотеки
№
п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки
1.
Индивидуальные беседы, консультации:
- по культуре чтения;
- о пользовании ПК
- о поиске информации по Интернету
в течение года
Библиотекарь
2.
Инвентаризация, каталогизация,
в течение года
Библиотекарь.
3
Накапливать материалы периодических изданий, систематизировать, оформлять в тематические папки газетных и журнальных вырезок.
Постоянно
Библиотекарь
4.
Начать ведение справочно-библиографического аппарата:
-
Алфавитного каталога;
-
Систематического каталога;
-
Систематической картотеки статей;
-
Систематического каталога видеокассет;
-
Систематического каталога CD-дисков;
-
Электронного каталога учебной литературы.
-
Картотека методических решений;
в течение года
Библиотекарь
5.
Индивидуальное и групповое информирование на заседаниях МО, педсоветах, родительских собраниях о новой учебно-методической литературе.
в течение года
Библиотекарь
6.
Пополнение и редакция презентации и медиотеки «Календарь знаменательных и памятных дат»
в течение года
Библиотекарь
2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся
1.
Выполнение библиографических справок,
и учет их в «Тетрадь справок».
Анализ библиографических справок с целью докомлектования книжного фонда.
в течение года
Библиотекарь
2.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
-на абонементе,
-в читальном зале,
-по предварительным заказам.
постоянно
Библиотекарь
3.
Подбор литературы для написания рефератов, проектов, докладов, сообщений и т.д.
постоянно
Библиотекарь
3. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание педагогов
1.
Выполнение сложных библиографических справок.
постоянно
Библиотекарь
2.
Пополнение пресс-папок:
- педагогические технологии;
- элективные курсы;
- оценка знаний;
- проектная деятельность учащихся;
- Интернет;
- информатизация школы;
- информационные технологии;
- одаренные дети;
- сценарии праздников, кл. часов;
- учителю-предметнику и др.
постоянно
Библиотекарь
3.
Индивидуальное и групповое информирование на ШМО, педсоветах о педагогических новинках в печати.
по мере поступления
Библиотекарь
4. Формирование информационной грамотности
(библиотечно-библиографические уроки)
1класс.
1.Экскурсия по библиотеке. «Путешествие в Книжный дом».
2.Правила обращения с книгой. .Посвящение в читатели.
сентябрь
октябрь
Библиотекарь
2класс
1.Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и
читальном зале. Расстановка книг на полках.
Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.
2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга?
Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок..
Внутреннее оформление: текст,страница,иллюстрация.
cентябрь
январь
Библиотекарь
ноябрь
январь
3 класс
1.Структура книги. Углубление знаний о структуре книги:
титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
2.Гимн книге. Мировые библиотеки.
октябрь
февраль
Библиотекарь
ноябрь
февраль
4 класс
1.«Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представ-
ление о словаре, справочнике, энциклопедии.
Структура справочной литературы:алфавитное расположение
материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
2.История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.
ноябрь
январь
Библиотекарь
декабрь
апрель
5класс
1.Как построена книга? Аннотация. Предисловие.
Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними/
2.Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом,
знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью.
октябрь
март
Библиотекарь
декабрь
апрель
6 класс
История книги. Слов драгоценные клады.
март
Библиотекарь
7 класс
Мой друг словарь. Эти книги знают все.
апрель
Библиотекарь
5. Информационное обслуживание родителей обучающихся
1.
Информирование о пользовании ИБЦ их детьми.
по мере необходимости
Библиотекарь
2.
Оформление выставок документов для родителей на актуальные темы.
по мере необходимости
Библиотекарь
3.
Выступления на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд.
по мере необходимости
Библиотекарь
4.
Информирование родителей об обеспеченности учебной литературой на управляющем совете.
ноябрь
Библиотекарь
1Y. Внедрение новых информационных технологий.
№
п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1.
Автоматизация внутрибиблиотечных процессов, внедрение новых библиотечных технологий в работу библиотеки.
в течение года
Библиотекарь
2.
Компьютерные презентации
Библиотекарь
3.
Продолжить работу над созданием электронного каталога библиотечного фонда
в течение годаа
Библиотекарь
4.
Продолжить работу в АБИС Читатель
5.
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.
в течение года
Библиотекарь
6.
Электронная каталогизация новых поступлений.
по мере поступления
Библиотекарь
7.
Предоставление материалов для ведения страницы ИБЦ на сайте ОУ
в течение года
Библиотекарь
Y.Методическое обеспечение библиотечной деятельности.
№
п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
в течение года
Библиотекарь
2
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий:
-
использование электронных носителей;
-
приобретение новых компьютерных программ;
-
освоение новых систем автоматизированного комплектования.
в течение года
Библиотекарь
YI. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями
№
п/п
Содержание работы
Срок исполнения
Ответственный
1.
Связь с библиотеками других ведомств с целью обмена опытом.
по необходимости
Библиотекарь
2.
Использование в своей работе опыта лучших школьных библиотекарей, обобщенного в специальной периодической печати, в Интернете.
в течение года
Библиотекарь
3.
Участие в семинарах, проводимых методистом школьных библиотек.
в течение года
Библиотекарь
4.
Участие в районных, зональных и областных семинарах, конференциях, конкурсах.
в течение года