Особенности обучения и структуры детского футбола в Германии и Голандии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности обучения и структуры детского футбола в Германии и Голландии»
















Выполнил

тренер-преподаватель

ДЮСШ № 3

Петрихин Денис Валерьевич







Орел 2015 г.


После того как Германия неудачно выступила на чемпионате мира 1998 года, а спустя два года заняла последнее место в своей группе на Евро-2000, специалисты Германского футбольного союза (DFB) занялись поиском причин провала сборной. Пришлось признать, что недостаточно внимания уделяется работе с молодыми игроками, клубы профессиональных лиг не до конца используют свои возможности при подготовке новых кадров, существуют недостатки в системе просмотра и отбора одаренных футболистов 11-14 лет. На основании этих выводов была разработана "Программа поддержки талантов" - так называется система подготовки одаренных молодых футболистов. Ульф Шотт, руководитель отдела Германского футбольного союза, отвечающего за развитие детско-юношеского футбола, стал шефом этой программы.

Прежде всего, хотел бы сказать в общих чертах о новой системе подготовки футболистов, сформированной в Германии за последнее десятилетие.

- Программа поддержки талантов состоит из двух ступеней. Первая ступень - это "опорные пункты" (Stutzpunkte), их 366 по всей Германии. Тысяча тренеров занимается комплексным просмотром (по выходным) и отбором детей во всех футбольных школах. Через этих тренеров за год проходят около 600 000 юных игроков. Лучших их них приглашают на один из опорных пунктов. Там они могут тренироваться раз в неделю - дополнительно к регулярным тренировкам в команде, где они занимаются. Эта часть программы рассчитана на детей от 11 до 14 лет, общее их количество в программе составляет примерно 14 000.

Следующий уровень - "профессиональные центры" (Leistungszentren), их у нас сейчас 46. 36 из них созданы при профессиональных клубах, для которых наличие такого центра является обязательным условием сертификации. И ещё 10 центров оборудовано в командах третьей лиги, которые самостоятельно выразили желание заняться этой работой. К профессиональным центрам футбольным союзом предъявляются определенные технические требования, ведь туда попадают самые одаренные футболисты из тех, кто посещает опорные пункты.

Еще есть так называемые "элитные школы" (Eliteschulen). Этим термином обозначаются общеобразовательные школы, сотрудничающие с профессиональными футбольными центрами. Элитные школы проводят занятия до обеда, один-два раза в неделю. Для талантливых футболистов там гибкая программа, им позволяется отлучаться на сборы, писать контрольные позже остальных, с ними занимаются дополнительно… Если школа может обеспечить такую гибкость обучения, ей присваивается наименование "элитная школа".

Все эти ступени связаны между собой следующим образом, чтобы попасть в профессиональный центр подготовки при команде - надо сначала обязательно пройти обучение в опорном пункте?

У большинства игроков карьера начинается с того, что в 6-8 лет они приходят в любительскую команду и начинают там играть в футбол. Если к 9-10 годам становится ясно, что ребенок обладает хорошими данными, его переводят в команду Бундеслиги.

С 11 лет они уже могут попасть на занятия в опорный пункт. Но прежде их должны заметить на просмотрах. Как я и говорил, есть тысяча тренеров, каждый из них отвечает за 20-30 команд, за игроками которых он наблюдает. Самые талантливые, по мнению тренера (примерно 3-5% детей одного года рождения), могут посещать опорные пункты, но остаются и в своей команде.

В профессиональных центрах младшие группы (11-14 лет) тренируются 4-6 раз в неделю, а старшие (15-18 лет) 6-8 раз под руководством примерно 700 тренеров, 271 из которых являются штатными тренерами, а остальные работают не на полной ставке.

Места для расположения опорных пунктов, подбирались таким образом,

Что бы тренировка там могла проводиться максимум для 40 игроков. И, чтобы на эту тренировку детям приходилось добираться не больше чем за 25 километров. Учитывали при этом и инфраструктуру, и расположение населенных пунктов. Так появилась цифра 360-380 пунктов, распределенных по всей Германии.

Опорные пункты финансируются исключительно футбольным союзом.

Тренировки в опорном пункте проводятся один раз в неделю, и два или три раза дети тренируются в своей команде. В опорном пункте практикуется индивидуальный подход к каждому игроку: работают с его конкретными сильными и слабыми сторонами, наблюдают во время матчей, проводят тесты на физическую подготовку и моторику, из которых видно, на что надо обратить особое внимание. Одним словом, сопровождают развитие таланта ребенка. Дети, занимающиеся в профессиональных центрах, больше не участвуют в тренировках на опорных пунктах. Они уже практически тренируются в "Айнтрахте", "Боруссии", "Гамбурге" и других клубах.

Это, что-то вроде профессиональных центров. На самом деле это просто молодежное подразделение команды Бундеслиги. Наличие такого центра обязательно для каждого клуба первой и второй лиги. Клубы таким образом делают определенный вклад в развитие подрастающего поколения футболистов. Все расходы по содержанию центра оплачивает клуб, а мы проверяем качество их работы в этом направлении. Требования предъявляются следующие: минимум три тренера на полной ставке, три игровых поля, налаженное сотрудничество с общеобразовательной школой, своя концепция подготовки молодых футболистов, максимум 20 игроков одного года рождения - большее количество нежелательно, клубы должны концентрироваться на лучших из лучших. Дети до 11 лет тренируются там 3-5 раз в неделю, затем 5-6 раз, а у тех, кто постарше, бывает 6-8 тренировок в неделю.

У этого молодежного подразделения должен быть заключен договор о сотрудничестве со школой, чтобы детей отпускали на тренировки по утрам. И если это сотрудничество развивается хорошо - здесь у нас тоже есть определенные критерии оценки, - то такая школа может называться "элитной". То есть элитные школы - это не какое-то новое образование последних лет, а обычные государственные школы, успешно сотрудничающие с футбольными клубами.

Ко всему прочему, там, как правило, есть специальные классы для молодых спортсменов. Там учатся не только футболисты, особенно в больших городах, где есть много спортивных секций с интенсивными тренировками. В итоге и складывается класс из десяти футболистов, трех баскетболистов, четырех легкоатлетов и трех пловцов. И, например, по вторникам утром у них два урока физкультуры, но для каждого из них предусмотрена своя тренировка: пловцы идут в бассейн, а футболисты - в свой клуб. И так же, например, в четверг. После физкультуры они приходят опять в школу и все вместе идут на математику, французский и пр.

Вернемся к опорным пунктам. Что они представляют из себя с точки зрения инфраструктуры? Неужели их все специально построили за эти десять лет?

Нет, это спортивные сооружения, которые арендуются на один день в неделю. Но все эти стадионы очень хорошие. У детей должно быть чувство, что это здорово, что их пригласили тренироваться на современном классном поле. Возможно, на командных тренировках у них газон похуже или они делят один стадион с другими секциями. А здесь всегда отличное профессиональное поле, принадлежащее городу или муниципалитету.

Интересно, как в таких условиях строятся занятия, ведь туда приезжают дети разного возраста?

Как правило, занятия проводятся по вечерам каждый понедельник. Дети делятся на две группы: сначала тренируются 11-12-летние, а после них 13-14-летние. Все это время на поле присутствуют три тренера, они не меняются.

В сложившихся условиях ,возникает законный вопрос какие возможности для занятия футболом есть у детей до 11 лет?

В Германии сейчас 27 тысяч футбольных клубов, где играют два миллиона ребят до 18 лет, по 100-150 тысяч одного года рождения. У них по 2-3 тренировки в неделю, они играют в своих любительских командах. Некоторые из них дополнительно, например, по желанию родителей, посещают футбольную школу, едут в футбольный лагерь на каникулах. Но основную часть работы по подготовке футболистов берут на себя любительские команды.

Во время просмотра, тренеры обращают особое внимание, на следующие вещи. Предположим, у нас есть тысяча тренеров, по три на каждый опорный пункт. И есть 27 000 любительских команд, примерно по 60-70 вокруг каждого опорного пункта, за них отвечают три тренера данного опорного пункта. Тренеры разрабатывают график, где указывают, какие игры они планируют посетить на выходных. В соответствии с графиком они приезжают на стадион и наблюдают за игроками. Оценка производится по определенным критериям: скорость, техничность, прием и контроль мяча, дриблинг, финты, физическая подготовка, тактическая грамотность, а также личные черты характера. Если тренер считает игрока достойным, он приглашает его участвовать в программе. Кроме того, раз в год на каждом опорном пункте проводится большой просмотр, это называется "День талантов". Команды могут заявить на этот просмотр своих игроков, и тренеры познакомятся с ними там. Также тренеры посещают любительские турниры. В итоге, в год они просматривают примерно 600 000 игроков.

К сожалению, даже у немцев не обошлось без своих проблем и нюансов.

В каждой федеральной земле Германии существует свой футбольный союз, всего их 21 (в крупных землях есть несколько региональных союзов, например, в Баден-Вюртемберге их три). И каждый союз раньше разрабатывал и реализовывал свою программу поддержки талантливых футболистов, организовано это было у всех по-разному. Система была децентрализованной. Однако, решили сделать все единообразно и на высоком уровне. Вот в этом и заключалась проблема: убедить земельные союзы, что это правильный путь. Тут играли роль и разные политические факторы, да и любые перемены всегда воспринимаются с сомнением. Поэтому понадобилось определенное время, чтобы эта система была всеми принята, но теперь это произошло.

По большому счету, можно считать реформу завершенной.

Основная структура уже устоялась. Низший уровень - отбор - профессиональные центры - более узкий отбор. Но постоянно проводятся какие-то улучшения, корректировки - относительно тренировок, например. Или вот сейчас поднимается вопрос - стоит ли тренироваться на опорных пунктах чаще, чем один раз в неделю? Идет постоянная оптимизация, но основная структура не меняется.

В общем и целом, дела в Германии с детским футболом, далеко не в оптимальной форме.

К сожалению, количество мальчиков, занимающихся футболом, сокращается. Это обусловлено демографическими причинами - детей в принципе рождается все меньше. Но футбол остается спортом номер один, он вне конкуренции, поэтому нам не приходится как-то специально завлекать детей в футбольные секции. Что касается детей, занимающихся в опорных пунктах, - тут нет стремления, чтобы количество их росло. Пусть их лучше будет меньше, но тренировки будут более эффективными.

Кроме всего, проводятся курсы повышения квалификации для школьных учителей, им предоставляются материалы, учебники, оборудование - например, мячи. Вообще в школе важно не столько играть в футбол, сколько в принципе заниматься спортом, но количество уроков физкультуры в школах Германии к сожалению сокращается.

В Германии есть такой координационный центр, объединяющий футбол и научную деятельность. Во-первых, научные знания, выводы научных работ должны быть доступны футбольному союзу, отдельным его подразделениям. Во-вторых, вопросы, возникающие у специалистов этих подразделений, передавались представителям науки. Кроме того, по некоторым вопросам даются заказы исследовательским институтам на проведение научных изысканий. Программа поддержки подрастающих футболистов, о которой мы говорили, тоже анализируется научными сотрудниками: составляются базы данных по результатам тестов, проводится оценка и так далее.

Все работают не на полной ставке. Они получают 300 евро в месяц, за которые они должны проводить четыре тренировки, просматривать игроков на выходных, заносить результаты работы в компьютер и заниматься повышением квалификации тренеров любительских команд данного региона. Их работой управляют 29 координаторов, они являются штатными сотрудниками футбольного союза. Четыре раза в год координаторы проводят совместное заседание и обсуждают, как повышать квалификацию тренеров, анализируют результаты работы, разговаривают о задачах, стоящих перед футболом. В задачу координаторов входит передать полученные там знания тысяче тренеров на встречах, проводящихся два раза в год.

Удивительным для России, на мой взгляд, является то, что - это обычные люди, участвующие в развитии детско-юношеского футбола. Некоторые из них работают тренерами любительских команд, некоторые - учителя, полицейские, представители других профессий. Каждый желающий работать в программе должен иметь лицензию детского тренера. Есть лицензии разных категорий: на уровне федеральной земли, затем лицензии С, В…Чтобы получить лицензию для этой программы, необходимо иметь лицензии предыдущих уровней, обладать опытом работы с молодежью, опытом тренерской деятельности, уметь играть в футбол, а кроме того, пройти трехнедельный курс обучения. Конечно, в Германии все на высшем уровне и в футболе и во всем остальном, подтверждением этих слов являются результаты, показываемые немцами на протяжении долгого времени. И тем паче, не стыдно и поучиться у них многому и более того в 2015г. планируется внедрение инновационных для нас немецких программ обучения детей футболу, с поддержкой немецких специалистов. Остается как всегда с надеждой устремить свой взгляд вперед в светлое будущее.

Другим не менее ярким представителем и одним из лидеров в обучении детей футболу является Голландия.

Одним из тех людей кто внес большой вклад в развитие детского футбола в Голландии, является Арно Пайперс. В течение многих лет Арно работал в структуре Королевского футбольного союза Нидерландов, тренировал юношеские команды, возглавлял методический отдел. Система голландского футбола создавалась и совершенствовалась на протяжении полувека, и Арно Пайперс внес свой ощутимый вклад в ее развитие.

Как организована система детско-юношеского футбола в Голландии? Как она финансируется?

Чтобы понять все это, придется немного углубиться в историю и поговорить о том, как в целом организовано футбольное хозяйство Нидерландов. Рассматривать его можно с двух точек зрения: есть профессиональные клубы, но есть и базовый уровень, с которого все начинается. Замечу, что сама по себе система начала создаваться более сорока лет назад. Вся страна в футболе поделена на шесть регионов. В каждом из них есть один-два крупных города. В общей сложности в Нидерландах насчитывается около четырех тысяч клубов. Профессиональными являются только те, что выступают в двух высших дивизионах. Все остальные - любительские. Большинство из них муниципальные, они содержатся на бюджетные средства, поскольку правительство считает: занятия спортом очень важны для общества, так как они обеспечивают детям здоровое развитие и снимают многие социальные проблемы. Тридцать лет назад в поселке на востоке страны, с населением три тысячи человек, жители пришли к мэру и сказали: «Мы хотим футбольный клуб!» Им ответили: «Хорошо. Денег у нас немного, но два поля мы для вас построим». Конечно, в этой деревне было не так много детей, поэтому двух полей им вполне хватало. С тех пор деревня превратилась в тридцатитысячный город. В мэрии понимали, что выросло не только население, но и размер собираемых налогов, и можно позволить себе построить еще несколько полей, поскольку потребность в них, естественно, значительно выросла. Напротив, из Роттердама многие уезжают, и власти говорят: «Зачем вам столько полей?» - и какие-то территории забирают для других нужд. Это совершенно естественный процесс. И он совершенно неотделим от жизни голландского общества в целом - все взаимосвязано.

Традиционно, приобщение ребенка к футболу происходит следующим образом

Если вашему ребенку исполняется шесть лет, и вы хотите отдать его в футбол, вы приведете его в один из четырех тысяч любительских клубов. Таких детей придет, допустим, шестьдесят. Их разделят на восемь групп, по семь-восемь человек. У каждого клуба, как правило, есть два-три травяных поля и как минимум одно искусственное, так что места для занятий хватает всем. Есть клубное здание, где родители могут в ожидании своих детей выпить кофе или пива, перекусить. Есть парковка, в том числе для велосипедов. В клубе бесплатно работают до тридцати добровольцев - потому что хотят быть частью жизни своего общества. И наша система диаметрально противоположна, например, той, которая сложилась в США, где любой клуб предназначен для того, чтобы зарабатывать деньги.

Бесплатно, на общественных началах, работают президент клуба, его секретарь - все. Большинство приходят в клуб вечером, после своей основной работы. А поля и прочее имущество содержатся на те деньги, которые удается выручить в клубном кафе. Из этих же денег оплачивается участие в детских турнирах. Участие властей не ограничивается только строительством полей - они также участвуют в их содержании. Например, в Роттердаме около 30 клубов, а подстригают траву на их полях одни и те же люди, перебираясь с места на место. И все это оплачивается из бюджета.

Сорок лет назад инфраструктура любительских клубов в Голландии была очень скромной: максимум два поля, старенькое клубное здание… Придите туда сейчас - и вы не поверите, как все изменилось! У вас будет ощущение, что вы попали в тренировочный лагерь «Милана», например. При этом любые вопросы аренды или владения территорией всегда решаются на уровне муниципалитетов. Если, допустим, у клуба было шесть полей в центре города, местный мэр может сказать: «Мы построим вам три искусственных и шесть травяных полей, новое клубное здание, но не в центре, а на окраине. С большой парковкой. Запустим автобусный маршрут и будем возить детей на занятия». Это стоит больших денег - около 30 миллионов евро. Зато те самые шесть полей в центре могут стоить 60 миллионов. И клубы соглашаются на переезд - они от этого только выгадывают. Вот почему в наши дни нередко можно увидеть на окраинах средних по размерам голландских городов огромные современные футбольные комплексы.

- Платят ли родители за то, что их ребенок занимается футболом?

Да, но небольшую сумму - примерно 100 евро в год. Возрастные группы - каждая по два года - маркируются буквами от «F» до «A». В каждой, как мы помним, семь-восемь человек. Некоторые клубы сортируют детей в зависимости от уровня их подготовки - например, самая сильная группа младшего возраста называется «F1». Другие клубы перемешивают учащихся. Здесь нет единого подхода. Кстати, дети в разных клубах тоже очень разные. На севере, как правило, с ними нет никаких проблем - они вежливые, воспитанные, все хорошо воспринимают. А в больших городах - Амстердаме, Роттердаме - с ребятами бывает немало проблем.

Новые ребята - мальчики и девочки - приходят в клуб постоянно. Два года занимаются на начальном уровне, а затем переходят на уровень «Е» - для восьми-десятилетних. Затем идут «D» - для детей 10-12 лет, «С» - 12-14 лет, «В» - 14-16. Наконец, высший уровень подготовки - «А», для 16-18-летних футболистов. Количество команд в каждой возрастной группе постепенно уменьшается. Если в клубе начинали с восьми групп, к 12 годам остается шесть, а в старшей группе - уже только четыре. Эта система достаточно сложна, но она позволяет постепенно проводить отбор сильнейших. Поскольку в Голландии мало кто из ребят не хочет заниматься футболом, в клубы их приходит очень много. Несколько лет они все занимаются с удовольствием, но постепенно некоторые прекращают работать, происходит отсев. До 12 лет каждый ребенок еще мечтает вырасти в игрока «Аякса» и национальной сборной. Даже если толком не умеет играть в футбол. А вот в 13-14 он начинает более реалистично относиться к жизни и оценивать свои способности. Вдобавок у многих появляются подруги. А кто-то предпочитает перейти в другие виды спорта - например, в плавание или на коньки… Те же, кто дорастет в клубе до 18 лет, могут выступать во взрослых командах, выступающих в любительских лигах, поделенных на несколько дивизионов. А такие команды есть у каждого из 4000 клубов, причем у некоторых может быть до 18 команд! И как вы думаете, чем они все занимаются, сыграв свои матчи в выходные дни? Все вместе идут в свой бар и проводят там какое-то время. Иногда выпивают при этом много-много пива. А значит, клубная касса исправно пополняется. Взрослые игроки тем самым дают средства для развития детско-юношеского футбола. И местные власти тоже счастливы, потому что люди ведут подвижный образ жизни, участвуют в совместной деятельности. Хотя, конечно, не очень хорошо, что они употребляют алкоголь.

Лучшие из ребят могут попасть даже в первую команду. Здесь они могут проявить свои способности и быть замеченными скаутами. Главное для каждого - это серьезно относиться к футболу и много работать. Между прочим, на матчи первой любительской лиги часто приходят по две-три тысячи зрителей. Многие из них - это те, кто отыграл в младших по рангу командах того же клуба, и пришел посмотреть, как играют «старшие». Для детей, начиная с шести-восьми лет, также проводятся свои соревнования. Их организуют региональные отделения Королевского футбольного союза. Их, напомню, шесть. Кстати, эта система была принята как раз в то время, когда Пайперс работал в федерации.

Десять процентов от сумм, полученных за обучение с родителей, клубы переводят Королевскому футбольному союзу. На эти средства, в том числе, он и существует. Из них выделяются деньги на зарплату 30-35 штатных сотрудников региональных отделений, которые как раз и занимаются организацией футбольного процесса. Эти отделения работают в тесном контакте со штаб-квартирой футбольного союза, и, по сути, получается в хорошем смысле замкнутый круг: чем лучше играет голландская сборная - тем больше детей хотят заниматься футболом и приходят в клубы. Шире становятся возможности для селекции - больше хороших игроков получает сборная страны, выступает еще сильнее - и так далее. А те ребята, которые в больших игроков не вырастают или даже прекращают занятия, все равно продолжают любить футбол и будут ходить на матчи. Поэтому стадионы все время заполняются.

Вспомните Германию, ситуация с подрабатывающими тренерами, здесь похоже, допустим, мальчик живет в Гауде, он занимается в клубе «Олимпия», причем на поле выглядит неплохо. И таких, как он, набирается еще несколько десятков. Руководство клуба обращается к родителям с вопросом: не желает ли кто-то из них проводить тренировки? Занятия - два раза в неделю, в вечернее время. И тогда отец нашего мальчика говорит: я согласен, могу поработать во вторник и четверг с шести до семи вечера с группами «F1» и «F2» одновременно. С восьми утра до пяти вечера он будет на основной работе, и у него еще останется время зайти домой перекусить.

Всего групп в этом возрасте восемь, так что нужно четыре тренера. И в следующих возрастных группах тоже. Привлечь их для маленьких клубов может оказаться проблемой. Но у клуба, как мы помним, все-таки есть определенные доходы, и тем родителям, которые работают с ребятами, выплачивают в год около тысячи евро. Есть, правда, множество клубов, которые платить не в состоянии, и там родители работают просто из чувства социальной ответственности. Или потому, что считают этот клуб своим, болеют за него или играли за него когда-то. Они чувствуют себя членами этого клуба.

Но тренеров-добровольцев сначала самих нужно научить!

Конечно, и для этого в каждом региональном отделении футбольного союза организованы тренерские курсы. На них преподают стандартную программу занятий для каждой возрастной группы, разработанную департаментом развития. И вот мы собираем тренеров в группы по 20 человек и проводим занятия, например, каждую пятницу. 20 раз по три часа. И получается, что человек, придя в клуб в качестве добровольца, становится настоящим тренером. Обучение стоит 500 евро, и, естественно, эти деньги предоставляет клуб. Причем делает это охотно, поскольку получает в свое распоряжение лицензированного специалиста. В дальнейшем тренер может вновь прослушать курс и получить возможность работы с другими возрастными группами.

В каждом из шести районов мы в свое время набрали по пять инструкторов, которые ведут тренерские курсы. Причем не централизованно, а в разных городах своего района. Эти инструкторы - их 30 человек на всю страну - получают зарплату. Но преподавание - это только третья часть их работы. Еще одна треть - это выполнение скаутских функций. Начиная с десяти лет, уже во всех любительских клубах отбирают сильнейших игроков, выделяя их в первую команду своего возраста. И вот на их матчи уже ходят региональные инструкторы, просматривая и отбирая до 80 лучших ребят своего района. Потому что третья и последняя часть их работы - это тренировать сборные команды районов. Такие команды собираются по понедельникам, играя между собой - десять-двенадцать раз в году. Мы называем это «Юношеским голландским планом». Естественно, у каждого инструктора есть помощники, четыре-пять человек, потому что в одиночку никто не в состоянии охватить такой объем.

Так построена система селекции, и о ней можно рассказывать очень долго. Но остановимся лучше вот на чем. В каждом из шести районов есть «большие» клубы. И они, естественно, не остаются в стороне. Их представители обязательно присутствуют на тренировках и матчах региональных сборных. Причем могут забраться и в соседний район, здесь есть своего рода соревнование. Лучших из лучших юных футболистов скаут отмечает, расспрашивает о них тренеров и родителей, а затем докладывает в селекционную службу профессионального клуба. Та, в свою очередь, обращается с официальным письмом в любительский клуб и просит разрешить юному игроку провести пять тренировок в академии. Об этом ставят в известность родителей. Родители говорят ребенку: «Представляешь, тобой заинтересовался «Аякс»! Ребенок вне себя от счастья, но отец охлаждает его пыл: «Не надо так сильно радоваться, это будут всего лишь пять тренировок!» И вот по вторникам мальчик ездит заниматься в академию «Аякса», а через пять недель ему говорят: «Прости, парень»… Или, наоборот: «Все отлично, можешь за нас играть». Теоретически, можно было бы распространить эту систему на самые ранние возрастные группы, но там слишком много детей, поэтому настоящая селекция начинается именно с десяти лет.

В каждой возрастной группе - по 18 ребят. И если в клуб приглашают нового игрока, кого-то приходится отчислять - потому что новичок сильнее его. Если по прошествии времени найдут кого-то еще, и этого мальчика могут тоже отправить восвояси. Тогда он вернется в свой родной любительский клуб и снова будет за него выступать. В итоге тот же «Аякс» в своей команде 18-летних собирает всех самых лучших футболистов со всей страны.

- Если вы играли за «Аякс», играли долго и хорошо, и вам исполнилось 38 лет, руководство клуба спрашивает, не хотите ли вы тренировать детей. Рональд де Бур, например, начал с группы 12-летних мальчишек. Естественно, он также прошел обучение на курсах. Подобно ему, другим известным игрокам «Аякса» тоже предлагают работу. И все это приносит свои плоды: выпускники амстердамской академии выступают в сильнейших европейских клубах. А те бывшие футболисты, которые начинали тренерскую карьеру, работая с детьми, постепенно растут и переходят на более высокий уровень. Но как правило, тренерам в Нидерландах начинать приходится с любительских клубов, и только известные игроки пользуются своего рода привилегией. Итак Голландия своя линия, своя изюминка, свой путь, в чем то спорный, в чем то привлекательный, но безусловно достойный рассмотрения, изучения, а в чем то и подражания.

























Список используемой литературы:

  1. Футбол и немцы. История немецкого футбола. -2011. Борис Талиновский;


  1. Футболономика. 2011. Саймон Купер; Стеоран Шимански.


© 2010-2022