Планирование Интеграционный курс «Мой выбор» и «Основы правоведения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграционный курс

«Мой выбор» и «Основы правоведения»


(проект)
























Автор: Филатова И.Д.






Пояснительная записка:

Обосновывая необходимость и возможность интеграции курсов «Мой выбор» и «Основы правоведения», прежде всего необходимо сказать, что это даст возможность ориентировать учеников на сознательный выбор правильного социально-правового поведения. Это крайне важно на современном этапе развития нашей страны, этапе перемен и относительной стабильности, формирования нового правового пространства. Не малая часть наших сограждан, растерявшись под натиском перемен, так и не сумела адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Но ведь задача школы не только, и не столько дать определенную совокупность знаний, но и подготовить к «взрослой жизни» своих воспитанников, развить их лучшие качества, сформировать их позитивное мировоззрение будущих граждан, сделать их активными участниками социальных процессов, способными принимать решения и нести ответственность за эти решения. Собственно это и есть основная концепция ВПО «Мой выбор», делающая ее наиболее привлекательной для интеграции с обществоведческим курсом. Технически же структура курса «Основы правоведения» под ред. В.О.Мушинского позволяет осуществить интеграцию с ВПО «Мой выбор», не нарушая логику изложения материала и рассмотреть все предложенные понятия с точки зрения закономерности и необходимости их возникновения.

Интегративный подход к содержанию правового образования на основе этих программ открывает широкие возможности для обобщении тем.

Единство языка, объектов изучения, взаимопроникновение содержания предметов, общая понятийная основа дают учащимся ключ к восприятию и анализу социальных процессов, выводя их на новый уровень понимания.

Поскольку методики, используемые в курсе «Мой выбор», предполагают активное и осознанное участие школьников в решении вопросов, поставленных учителем; проблемы, поднимаемые на уроке, становятся более близкими учащимся, ведь они приходят к тем или иным выводам, опираясь на свой собственный «жизненный опыт». Опора на субъективный опыт учащихся очень важный момент. Таким образом решается проблема

актуализации получения знаний по теме и создаются условия для формирования внутренней положительной мотивации учебного

2


процесса, на основе использования методов стимуляции познавательной активности. Знакомство с юридическими терминами, решение ситуационных задач на основе реальных (или псевдореальных) документов позволяет таким образом приобретать свое обоснованное мнение без авторитарного давления учителя, усвоение юридических понятий происходит не формально, а на основе рассуждений и логических выводов.

Формирование нравственных и гражданских позиций, при подобных условиях, дает возможность каждому принять единственно правильное решение, при котором человек вписывается в окружающую социальную среду, в те нормы морали, которые устанавливает общество, легко и безболезненно, и не только принимает их, но и защищает, понимая неизбежность их возникновения и необходимость существования.










3


Урок 1

Тема: «Взаимоотношения без конфликта»

Цели урока:

!.Знакомство с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, возникновением общепринятых норм общественного поведения и последствиями их нарушений.

2.Формирование у учащихся представлений о том, какая связь существует между правом и государством, и каким образом возникает необходимость в формировании норм права.

3.Формирование представления о праве как части культуры.

4.Работа с понятиями: обычай, мораль, право, конфликт, ответственность.

5.Развитие способности анализировать, аргументировать свое решение, делать выбор в конкретной ситуации.

Урок 2

Тема: «Человек и гражданин в свободном обществе»

Цели урока:

1.Работа с понятиями: свобода, естественные права, ответственность.

2.Знакомство с условиями осуществления свободы и юридическими гарантиями.

3.Формирование умения определять границы собственной свободы, не ограничивая свободу других членов общества.

4.Формирование умения вести дискуссию и определять собственную позицию.

5.Повышение мотивации изучения социальной жизни.

Урок 3

Тема 3: «Свобода и ответственность».

Цели урока:

1.Работа с понятиями: справедливость, свобода выбора, сознательный выбор.

2.Закрепление и конкретизация понятия права и его отличия от морали.

3.Формирование понятия справедливости как сочетания права и морали.

4.Привитие навыков определения качеств человека, необходимых для того, чтобы сделать сознательный выбор.


4

Урок 4

Тема: «Правонарушение и ответственность».

Цели урока:1.Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций и самостоятельного принятия ответственного решения.

2.Рассмотрение понятий: правоотношения (субъект и объект правоотношения), юридические факты, правонарушения (виды и ответственность за них), возраст, с которого наступает юридическая ответственность и случаи освобождения от нее.

3.Формирование умения работать в группе, выражать и отстаивать свои собственные взгляды, работать с дополнительной литературой.

Урок 5

Тема: «Разделение властей - главное условие существования правового государства».

Цели урока:

1.Формирование у учащихся представлений о том, в каком отношении находятся право и закон, закон и политика.

2.Работа с понятиями: нормативный акт, СМИ, информация, СМИ - четвертая власть.

3.Формирование взгляда на диалогичность отношений государства и СМИ.

Урок 6

Тема: «Я вне политики? Я политик! Я и политика.»

Цели урока:

1.Знакомство с политическими правами и свободами, гарантированными Конституцией РФ, видами осуществления законов и системой исполнительной власти.

2.Работа с понятиями: гражданское общество, политическая активность, политическая партия.

3.Формирование личной ответственности за свою гражданскую позицию и политический выбор.

4.Формирование умения работать в группе, вести дискуссию, моделировать ситуации.


5


Учебный план интегрированного курса «Основы правоведения» под редакцией Мушинского О.В. и В.О.П. «Мой выбор».

«Мой выбор»

«Основы правоведения»

«Интегрированные темы»

№ темы

№ темы/№ параграфа

№ темы/ кол-во уроков

2

«Учимся строить отношения»

1/1

«Человек и природа»

1/ 2+1

«Взаимоотношения без конфликта»

1

«Человек свободного общества»

1/3

«Человек и общество»

(Свобода)

2/ 2+1

«Человек и гражданин в свободном обществе»

6

«Свобода и ответственность» - выбор XX века

2/8

«Право и мораль»

(Справедливость)

3/ 2

«Свобода и ответственность»

3

«Преступление и наказание»

2/10

«Правонарушение и юридическая ответственность»

4 /2

«Правонарушение и юридическая ответственность»

5

«СМИ. Четвертая власть»

3/11

«Право, политика, закон» (Разделение властей) + «Гражданское общество» (СМИ)

5/ 1

«Разделение властей - главное условие существования правового государства»

4

«Я и политика»

3/14

«Осуществление законов» + «Гражданское общество»

6 / 1

«Я вне политики? Я политик! Я и политика»

6


Методические рекомендации по раскрытию тем интегрированного курса.

Тема 1: «Взаимоотношения без конфликта».

Время занятий: 2-3 урока по 45 минут.

Вопросы:

1 урок. а) Почему появляется необходимость договориться?

б) Для чего создаются правила?

в) Как возникают общепринятые нормы поведения в

обществе и что это такое?

2 урок. а) Нужно ли следовать общепринятым правилам

поведения?

б) Что такое конфликт и почему он возникает?

Последствия конфликта.

в) Как общество регулирует решение конфликтов?

г) Можно ли избежать насилия при разрешении конфликта?

3 урок. (при наличии времени. Рекомендуется для отработки

практических приемов бесконфликтного решения

проблем.)

а) Какие существуют подходы к разрешению социальных

проблем?

б) Существуют ли эффективные правомерные

ненасильственные способы разрешения конфликтов?

в) Как можно избежать возникновения конфликта?

г) Отработка навыков ведения переговоров.

Основные понятия: инстинкт, обычай, традиция, мораль, конфликт, закон, ответственность, соглашение.

Рассматриваемые проблемы: право - часть культуры, необходимость договариваться, возникновение норм поведения, ответственность за нарушения, формирование норм права и его связь с государством.

Цели:

1.Знакомство с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, возникновением общепринятых норм общественного поведения и последствиями их нарушений.

2.Учащиеся получат представление о том, какая связь существует между правом и государством, и каким образом возникает необходимость в формировании норм права.

3.Формирование представления о праве как части культуры.

4.Учащиеся смогут научиться анализировать, делая выбор в конкретной ситуации, аргументировать свое решение.

7

Тема 2. «Человек и гражданин в свободном обществе».

Время занятий: 2 - 3 урока по 45 минут.

Основные понятия: свобода, границы свободы, юридические гарантии свободы, гражданская позиция, целостные ориентиры, естественные права.

Цели:

1.Знакомство с условиями осуществления свободы и юридическими гарантиями ее.

2.Формирование понятия «границы свободы» и представления о необходимости ее осуществления для реализации свободы всех членов общества.

3.Формирование умения вести дискуссию.

4.Предоставить возможность ученикам высказать собственную позицию.

5.Повышение мотивации изучения проблем социальной жизни.

Тема 3. «Свобода и ответственность»

Время занятий: 2 урока по 45 минут.

Основные понятия: сознательный выбор, свобода выбора, независимость, справедливость, ответственность.

Цели:

1.Конкретизация понятия права и его отличие от морали.

2.Формирование понятия справедливость как сочетания права и морали.

3.Постановка и обсуждение вопросов:

а) Всегда ли у человека есть выбор и какие проблемы

возникают при его осуществлении?

б) Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь

возможность делать сознательный выбор, а значит быть

свободным?

в) Готовы ли мы нести ответственность за свое, свободно

принимаемое решение?

4.Ориентировать учеников на то, что никто не может заставить человека «быть счастливым», навязывая ему свои «истины».

Тема 4. «Правонарушение и ответственность»

Время занятий: 2 урока по 45 минут. Основные понятия: правоотношения, объект правоотношения, субъект правоотношения, юридические факты, правонарушения, последствия правонарушений, ответственность за правонарушения.

Цели:1.Формирование навыка критического анализа различных ситуаций и принятия самостоятельного ответственного решения.

8


2.Рассмотрение видов правонарушений и ответственности за них (возраст, с которого наступает юридическая ответственность и случаи освобождения от нее).

3.Формирование умения работать в группе, выражать и отстаивать свои собственные взгляды, работать с дополнительной литературой.

Тема 5. «Разделение властей - главное условие существования правового государства»

Время занятий: 1 урок - 45 минут.

Основные понятия: власть, ветви власти, нормативны акт, информация, СМИ, СМИ - четвертая власть, политика.

Цели:

1.Учащиеся познакомятся с тем, в какой взаимосвязи находятся право и закон, закон и политика.

2.Знакомство со схемой разделения властей.

3.Обсуждение возрастающей роли информации в жизни человека и ее влияние на общество.

4.Формирование навыков рассмотрения проблемы с разных точек зрения и критического осмысления своего выбора.

Тема 6: «Я вне политики? Я политик! Я и политика.»

Время занятий: 1 урок - 45 минут.

Основные понятия: гражданское общество, гражданская позиция, политическая активность, политическая партия, референдум, права избирателя, социальная политика.

Цели:

1.Знакомство с политическими правами и свободами, гарантированными Конституцией РФ, видами осуществления законов и системой исполнительной власти.

2.Стимулировать осознание необходимости участия каждого в политической жизни общества.

3.Формирование личной ответственности за свою гражданскую позицию и политический выбор.

4.Дальнейшее формирование умения работать в группе, вести дискуссию, моделировать ситуацию для более точного прогноза последствий.





9

Урок 1.

Ход урока:

1.Учебная мотивация.

1.1.Введение.

Вступительное слово учителя: «Человек в обществе, взаимодействуя с другими людьми, решая свои личные проблемы, вынужден постоянно сталкиваться с необходимостью выбора линии поведения в соответствии с правилами, установленными в данном обществе и подчиняться не только обстоятельствам, но и традициям (обычаям), морали, нормам поведения, законам этого общества.»

1.2.Постановка проблемы: Учащимся предлагается провести игру (решить задачу), условия которой не оговариваются подробно.

Например: «На площади для застройки расположите следующие объекты: 3 жилых дома, школу, автостоянку, детскую площадку.» Победит тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Учитель на доске рисует образец плана, а ученики выполняют задание в тетради

а

б

в

г

д

е

Можно попросить кого-нибудь выполнить задание на доске.

Учитель несколько раз останавливает ребят и просит все начать сначала, так как они якобы допустили ошибку (например: нельзя строить автостоянку рядом со школой, жилые дома не должны стоять впритык друг к другу и т.д.), т.е. учитель постоянно выдвигает новые требования. По окончании работы учитель объявит, что победителей нет, так как все выполнили задание неправильно.

Проводим анализ игры с учениками по вопросам:

С какими проблемами вы столкнулись?

Почему игра не получилась?

Что не было сделано до начала игры?

(Допустимо привести примеры игр - состязаний «без правил», например: регби, кик-боксинг, в действительности имеющих не меньшее количество правил, чем футбол или бокс.)

Что мы делаем, когда определяем правила?

Вывод, к которому следует подвести ребят или сделать его вместе с ними: «Никакая игра без правил не может получиться.»И в повседневной жизни мы тоже должны «играть по определенным правилам».

10


3.Знакомство с основными понятиями.

Учитель: Как происходит формирование этих правил поведения?

Кто их придумывает? От чего они зависят и можно ли уклониться от соблюдения правил поведения?(Возможно проведение мини-дискуссии по этим вопросам).

Учитель формулирует условия ролевой игры: «Ребенка учат вести себя правильно (безопасно, удобно) взрослые. С них он берет пример, к ним обращается за помощью и советом, их он мучает бесконечными вопросами.

Представьте себе, что перед вами совсем маленький «Почемучка», а вы очень заняты, но общаться с ним вынуждены. Попробуйте кратко (в одно-два слова) ответить на его вопросы:

Почему бутерброд всегда падает маслом вниз? (закон природы)

Почему собаки не любят кошек? (инстинкт)

Почему птицы улетают на юг? Откуда они знают дорогу? (инстинкт)

Почему тельняшка полосатая? (традиция)

Почему «Новый год» справляют 31.12? (обычай, традиция)

Почему девочек надо пропускать вперед? (правило хорошего тона,

Почему я должен со всеми здороваться? норма поведения)

Почему нельзя обижать младших? (норма морали)

Почему нельзя ябедничать? (норма морали)

Почему нельзя сорить на улице? (норма права, норма поведения)

Почему улицу переходят только на «зеленый свет»? (закон)»

Основные понятия (ответы) необходимо выписать на доску. Это понадобится для дальнейшей работы над понятиями.

Вывод: «В природе и в человеческом обществе (как части природы) существуют определенные законы, правила, нормы. Одни из них существуют постоянно, другие принимаются лишь на время по необходимости и по обоюдному соглашению (договору).

4.Насколько это необходимо мы с вами сейчас увидим.

(Предлагается выполнить групповое проблемное задание)

ЗАДАНИЕ: Обсудить вопросы и результаты записать в таблицу: «Договариваться или не договариваться» (см. рабочую тетрадь, стр.16)

Вопросы для обсуждения:

О чем люди могут договариваться?

Почему появляется желание договориться?

Каковы последствия, если они не договорятся?

Вывод, к которому следует подвести учеников в результате группового опроса: «Люди договариваются по любому поводу и от ого, насколько они смогли договориться, зависит решение проблемы, их общее благополучие.

11


5.Индуктивный этап раскрытия темы.

Проводится в форме диалога учителя с учениками, в результате которого из терминов, выписанных на доске, выстраивается цепочка, показывающая связь между ними. Параллельно можно записать в тетрадь готовые определения или же попросить записать ребят лишь сами термины, а определения к ним найти самостоятельно (в качестве домашнего задания), что даже предпочтительнее.

Учитель: «Итак, сначала человек подчинялся исключительно инстинкту. Что такое инстинкт, как биологическое понятие? (Варианты ответов)

Инстинкт - это своеобразный «свод законов», «правил поведения», заложенных природой о определяющих отношение к себе подобным и другим существам.

Является ли наличие инстинкта у человека положительным фактором? (Обсуждение, варианты ответов)

  • как и у животных он (инстинкт) обеспечивает выживание вида на примитивном уровне.

Может ли человек подавить инстинкт? (допустима мини-дискуссия в группах)

  • да, конечно (примеры со стороны учителя или учеников)

Но, если нарушена природная программа, что заменит ее, что обеспечит выживание популяции? (ведь первобытный человек беззащитен перед силами природы, перед дикими зверями или другим человеческим сообществом, живущим рядом, если оно настроено агрессивно.)Тогда инстинкт (природный закон) заменяет искусственно созданная норма поведения - обычай. Что вы понимаете под обычаем? (Варианты)

- это самые древние правила, они похожи на инстинкты, ведь человек выполняет их не задумываясь (просто потому, что так принято).

Обсуждение вопросов: Какие обычаи вы знаете? - соблюдаете?

Являются ли соблюдения обычаев на современном этапе обязательными? Почему? Как изменяется отношение к обычаям с течением времени?

Как часто мы произносим слова: «высоко-моральный поступок», «оценить с точки зрения морали», «аморальный человек» и кажется, что всем понятно, о чем идет речь. Что же на самом деле стоит за этим понятием?

Попробуйте сформулировать или же назовите примеры морального поведения. Что по-вашему входит в это понятие? (Рассуждения учеников)

12


И так, то, что нормально для одного человека, для другого может оказаться аморальным. Съеденный враг - для члена полинезийского племени - обычное явление; нам же (цивилизованным людям) это представляется отвратительным. Осуществить месть врагу или простить его? Сообщить ли кто разбил стекло в рекреации? Это вопросы морального порядка.

Расплывчатое понятие? Относительно. Каждое сообщество, группа, каждый человек имеет свое понятие о морали. Более того, она изменяется во времени и не только для сообщества, но и для отдельного человека (с возрастом). В целом же, совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы. Следуя морали человек делает сознательный выбор (поступить так или иначе).

Все это плоды культуры. Различен уровень культуры - различны компоненты морального кодекса. Отдельный человек (личность!) решает по каким правилам он будет действовать.

Именно на защиту прав личности направлена возникшая чуть позднее система правил поведения, называемая - ПРАВО. Право более стабильно, т.е. неизменяемо в зависимости от обстоятельств. Оно вобрало в себя признаки традиции (обычное право - так делали всегда) и признаки морали (так поступать правильно, справедливо). Долгое время право существовало не записанным, но к нему обращаются всякий раз, когда хотят подтвердить свои притязания на что-либо (Я имею право…; Вы не имеете на это прав…). Конечно, со временем возникла необходимость урегулировать права, во избежании недоразумений или открытых столкновений.

Эта система оформляется и защищается ЗАКОНОМ, регулирующим взаимоотношения между людьми, не допуская конфликтов. Закон всегда записан, стабилен и действует, не зависимо от того знаете вы его или нет. Исполнение закона обязательно для всех, под страхом

наказания и направлен он на защиту интересов как личности, так и общества в целом.

6.Рефлексивный этап. Итоговая дискуссия.

Предполагаемые вопросы:

  • Для чего люди создают правила поведения?

  • Всегда ли необходимо создавать новые правила?

  • Что дают человеку постоянные (стабильные) нормы поведения?

  • Какие, из перечисленных, норм поведения, ориентированы на защиту интересов общества?

  • …личности?

13

Урок 2.

Ход урока.

1.Ориентировочно - мотивационный этап.

1.1.Организационный момент (обращение к материалу предыдущего занятия)

Учитель: «Мы с вами уже знаем, что в любом обществе существуют определенные правила поведения. Кратковременные по действию (принимаются каждый раз заново, для осуществления какой-то конкретной задачи) или стабильные (постоянно действующие), они обеспечивают существование данного общества в «нормальных условиях».

1.Задание классу: Ответьте на вопросы и приведите примеры.

  • Назовите известные вам правила.

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?

  • Какие последствия это имело?

1.2.Постановка проблемы: Задание по группам (рабочая тетрадь с.15) табл.: «Составить правила поведения…», определить, что в них общего и каковы их различия. Чем это обусловлено?

При обсуждении результатов работы в группах, школьники отвечают на вопросы:

  • Для чего создают правили?

  • Почему люди нарушают их?

  • Могут ли люди нарушать правила по уважительной причине?

  • Если правило не нравится, подчинятся ли ему?

  • Следовать ли общепринятым правилам, нормам или нет?

ВЫВОД: Правила создаются для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Если правило не очень хорошее, его нужно изменить, но стараться не нарушать даже по уважительной причине.

Ведь нарушение правил может привести не только к личным неприятностям, но и возникновению конфликта - столкновения, серьезного разногласия, спора с другими членами общества или общества в целом, в последнем случае против нарушителя выступает закон. (определение следует записать в тетрадь)

2.Работа с понятием конфликт.

Ученикам предлагается рассмотреть и проанализировать конкретную ситуацию, например: «Однажды на уроке физики…», «Брат и сестра остались дома одни…» (см. методическое пособие стр.48-52)

ВЫВОД: Конфликты неизбежны в жизни человека и причин для этого много: различия в характере, разные взгляды, неумение выслушать и т.д.

Последствия тоже могут быть самыми различными: от негативных до положительных (договорились, пришли к общему выводу).

3.Работа с понятием «соглашение».

14


Учитель: развитие и последствия конфликта зависят от конфликтующих сторон, от того, какую линию поведения они выберут.

Практическая работа: предлагается заполнить третью графу таблицы.

Развитие конфликта

Результат


Чувства участников

Отказ от решения проблемы.

Конфликт не решен.

Проблема осталась.

Неудовлетворенность горечь, обида.

Решение с позиции силы.

1 вариант - конфликт не разрешен. Породил новый конфликт.

2 вариант - конфликт разрешен в пользу сильного, ущемлены права и интересы потерпевшего.

Неудовлетворенность злость, обида.



Победитель: удовлетворение, превосходство, злорадство.

Потерпевший: горечь, обида, унижение.

Отказ от использования силы, диалог, достижение соглашения.

Мирное разрешение.

Соглашение.

Удовлетворение, радость, гордость за принятое решение.


Вопросы для дискуссии по окончании работы с таблицей:

- Какой же выбор делаете вы: конфликтовать или нет?

- Применять или не применять силу для разрешения конфликтов?

- Почему значительная часть людей стремится при разрешении конфликта избежать насилия?

Вывод: Не всегда с помощью силы можно разрешить конфликтную ситуацию, чаще всего насилие порождает жестокость, эгоизм, ответное насилие.

4.Общество в целом тоже заинтересовано в мирном и справедливом разрешении конфликтных ситуаций, ведь от этого зависит благополучие всех его членов. Конфликт всегда затрагивает интересы личности, и если он достаточно серьезен, не может быть

решен самими участниками в рамках общепринятых норм на бытовом уровне, что делать?

Мы с вами в прошлом говорили о постепенном оформлении стабильных (т.е. постоянно действующих) норм общественного

15


поведения (обычай, мораль, право), следуя которым можно избежать конфликтов. Верховной организацией, призванной обеспечивать

исполнение этих правил и защищать права каждого своего члена, является государство. Его задача упорядочение отношений между людьми. Инструмент государства не только общественное мнение (порицающее нарушителя традиции, морали, права), но и закон, обязательный к исполнению под страхом физического воздействия. Именно закон предлагает определенные нормы, формы, образцы поведения для разрешения сложных конфликтных ситуаций.

5.Домашнее задание:

Составьте памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями».

Привести примеры законов, предупреждающих возникновение конфликта или его развитие.







Литература для учащихся:

Алексеев С.С. Введение в правоведение: Учебное пособие для учащихся М., 1997.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9 - 11 кл. М.,1998

Володина С.И., Полиевкова А.М., Ашмарина Е.М. и др. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8 - 9 кл. М., 1999

Гайнер М.Л. Старшеклассникам о праве. М.,1997

Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 - 11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998

Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. М., 1998

Ловягин С.Н., Володина С.И., Калпин А.Г. и др. Практикум по курсу "Основы правовых знаний": Пособие для учащихся 8 - 9 кл. М., 1999

Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: Пособие для 7 -11 кл. М., 2000

Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник для основной школы М., 2001

Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права.: Школьникам и абитуриентам. Любое издание.

Никитин А.Ф. Право и политика. Любое издание.

Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8 - 9 кл.\ Сост. Н.И. Элиасберг. СПб 2001

Салыгин Е.Н.,Ягофаров Д.А. Право на каждый день. 8 кл. М. - Екатеринбург,1999

Соколов Я.В., Прудченков А.С. Граждановедение. 8 кл. М, 1997

Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. М., 1992

Человек и Общество. Современный мир. М., 1994


Литература для учителей:

Давид Р., Жоффре - Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997

Данилов Е.П. Справочник адвоката М.,1999

Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1994

Домашняя юридическая энциклопедия. Любое издание.

Зивс С.Л. Источники права. М., 1981

Конвенция о правах ребенка и Законодательство РФ. Справочник. М., 1998

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, принцип, ответственность. М.,1985

Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М.,1992

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. История и современность. М.,1996

Пристанская О.В. условия эффективности государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. М.. 1997

Семина Л., Фесуненков И., Чертков Ю. Право на каждый день. М.,1997

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1997

Философский энциклопедический словарь. Любое издание



© 2010-2022