- Преподавателю
- Другое
- Подборка заданий по спортивному ориентированию
Подборка заданий по спортивному ориентированию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буштаренко О.Д. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Буштаренко Оксана Дмитриевна
Ценность дидактического материала, используемого на занятиях в дополнительном образовании
Дидактический материал - особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Цели применения дидактических материалов:
-
Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся.
-
Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
-
Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
-
Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.
-
Самоконтроль и само коррекция.
-
Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
-
Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.
-
Усиление мотивации обучения.
-
Формирование культуры учебной деятельности.
-
Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
Виды дидактического материала:
-
Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
-
Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
-
Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
-
Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
-
Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
-
Задания с проблемными вопросами.
-
Задания на развитие воображения и творчества.
-
Экспериментальные задания.
-
Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
-
Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
-
Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
-
Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
-
Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
-
Алгоритм выполнения задания.
-
Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
-
Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
-
Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
-
Тесты с возможностью самоконтроля.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6. принцип познавательной мотивации;
7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Этапы разработки дидактических материалов
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
1. определение целей обучения на уроке;
2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
3. определение области и цели использования дидактических материалов;
4. разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;
5. выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;
6. разработка дидактических заданий;
7. формирование методического аппарата;
8. разработка методических рекомендации;
9. выработка критерия оценки результатов обучения;
10. разработка средств контроля знаний и способов их применения;
11. включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;
12. интерпретация полученных результатов
Представленный дидактический материал - результат обобщения работ ведущих специалистов в спортивном ориентировании как Республики Казахстан, так и ближнего зарубежья. Размышления о том, как с помощью занимательного материала сделать обучение основам ориентирования более радостным и интересным для учащихся.
Данный дидактический материал соответствует разделу «Обучение чтению карты» модифицированной учебной программы «Спортивное ориентирование», разработанной Буштаренко О.Д., рассмотренной на методическим советом КГКП «Станция юных техников п.Глубокое» 18.09.2012 г. и утвержденной.
В данном методическом материале представлены следующие виды дидактического материала:
-
Изучение темы,
-
закрепление.
-
развитие логического мышления, внимания
-
Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
-
Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
-
Задания с проблемными вопросами.
-
Задания на развитие воображения и творчества.