Подборка заданий по спортивному ориентированию

Методическая разработка дидактических материалов по спортивному ориентированию «Азбука ориентирования». В работе большое внимание уделено развитию практических навыков по спортивному ориентированию. Материал составлен системно с учётом последовательности подачи теоретического материала и прохождения практических занятий.   Проведение учебных занятий основывается на учете индивидуальных физических, психологических особенностей детей (возраст, физическая и практическая подготовка, уровень сформиро...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подборка заданий по спортивному ориентированию

Буштаренко Оксана Дмитриевна

Ценность дидактического материала, используемого на занятиях в дополнительном образовании




Дидактический материал - особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Цели применения дидактических материалов:

  • Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся.

  • Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

  • Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

  • Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.

  • Самоконтроль и само коррекция.

  • Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

  • Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.

  • Усиление мотивации обучения.

  • Формирование культуры учебной деятельности.

  • Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Виды дидактического материала:

  • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

  • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

  • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

  • Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

  • Задания с проблемными вопросами.

  • Задания на развитие воображения и творчества.

  • Экспериментальные задания.

  • Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы

  • Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

  • Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

  • Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

  • Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

  • Алгоритм выполнения задания.

  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

  • Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.

  • Тесты с возможностью самоконтроля.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Этапы разработки дидактических материалов

Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

1. определение целей обучения на уроке;

2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

3. определение области и цели использования дидактических материалов;

4. разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;

5. выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;

6. разработка дидактических заданий;

7. формирование методического аппарата;

8. разработка методических рекомендации;

9. выработка критерия оценки результатов обучения;

10. разработка средств контроля знаний и способов их применения;

11. включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;

12. интерпретация полученных результатов

Представленный дидактический материал - результат обобщения работ ведущих специалистов в спортивном ориентировании как Республики Казахстан, так и ближнего зарубежья. Размышления о том, как с помощью занимательного материала сделать обучение основам ориентирования более радостным и интересным для учащихся.

Данный дидактический материал соответствует разделу «Обучение чтению карты» модифицированной учебной программы «Спортивное ориентирование», разработанной Буштаренко О.Д., рассмотренной на методическим советом КГКП «Станция юных техников п.Глубокое» 18.09.2012 г. и утвержденной.

В данном методическом материале представлены следующие виды дидактического материала:

  1. Изучение темы,

  2. закрепление.

  3. развитие логического мышления, внимания

  4. Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

  5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

  6. Задания с проблемными вопросами.

  7. Задания на развитие воображения и творчества.

© 2010-2022