• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по дисциплине Патологическая анатомия и патологическая физиология

Рабочая программа по дисциплине Патологическая анатомия и патологическая физиология

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ,

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
























2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Лечебное дело»

Организация-разработчик:

ГОУ СПО МК № 8 Департамента здравоохранения города Москвы

Разработчики:

Парфенова Ирина Олеговна преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК № 8

Петров Борис Викторович к.м.н., преподаватель основ патологии, патологической анатомии, патологической физиологии ГОУ СПО МК № 8

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ,

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 «Лечебное дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Патологическая анатомия, патологическая физиология»

относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

Общие:

ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии и профессиональной деятельности.

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 - Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 - Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 - Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12 - Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 - Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненный и профессиональных целей.

Профессиональные:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

ПК 1.2 - Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3 - Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4 - Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 2.2 - Определять тактику ведения пациентов.

ПК 2.3 - Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1 - Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2 - Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.6 -Определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку в стационар.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.2 - Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3 - Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5 - Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.7 - Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8 - Организовывать работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней на всех этапах развития; проводить дифференцированную диагностику, применять на практике полученные теоретические знания относительно происходящих в организме человека изменений при различных заболеваниях и патологических состояниях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • этиологию, анатомо-морфологические основы, патоморфогенез болезней, структурные основы болезней и процессов восстановления утраченного здоровья, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


Составление словаря терминов

Составление конспектов

Работа с микропрепаратами

6

16

4

Итоговая аттестация в форме экзамена2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Общая патологическая анатомия, патологическая физиология

3


Тема 1.1.

Патанатомия, патфизиология как теоретическая основа клинической экспериментальной медицины

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

Пат.анатомия, пат.физиология - разделы

Содержание

Методы,

Междисциплинарные связи,

Предмет изучения - больной человек


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Нозология»

1



РАЗДЕЛ 2. Клинические актуальные аспекты общей пат.анатомии, пат.физиологии


15


Тема 2.1.

Нарушения кровообращения




Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

Нарушения центрального кровообращения

Проявления: сердечная недостаточность или нарушение сосудистого тонуса;

Классификации нарушений по форме, локализации и патогенезу.

Патоморфология и клиника нарушений


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Сердечная недостаточность»

Зарисовка с микропрепаратов «тигровое сердце»

1


1

2

3

4

Тема 2.2.

Артериальное малокровие (ишемия)

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3

45

Артериальное малокровие - определение

Этиология. Механизм развития

Значение коллатерального кровообращения

Следствия и осложнения


1

Самостоятельная работа

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Ишемия головного мозга, почек и сердца»

Зарисовка с микропрепаратов «инфаркт миокарда»

2




Тема 2.3.

Венозное полнокровие и другие нарушения периферического кровообращения

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4

5.


6.

7..

Венозное полнокровие - определение

Виды

Механизмы развития

Связь с нарушениями лимфообразования и состояния крови

Осложнения

Кровотечения, кровоизлияния, кровоподтеки, питехии, стазы, сладж-феномен: определение

Причины. Механизм развития

Последствия


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Артериальная и венозная гиперемия, значение»

Зарисовка с микропрепаратов «мускатная печень», «бурая индурация легких»

2


Тема 2.4.

Нарушения микроциркуляции. ДВС-синдром

Содержание учебного материала

2


1.


2.

3.

4.

5..

Виды нарушения микроциркуляции: первичный наследственный и вторичные приобретенные, интраваскулярный, трансваскулярный, экстраваскулярные нарушения.

ДВС-синдром: определение

Причины

Виды (острый, подострый, хронический)

Патоморфология


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «ДВС - синдром» «Отеки»

Зарисовка с микропрепаратов «Микроангиопатии при гипертонической болезни и сахарном дибете» «Тромбоз»

2


1

2

3

4

РАЗДЕЛ 3

Патогенетические механизмы нарушений адекватного энергообеспечения процессов жизнедеятельности

4


Тема 3.1.

Гипоксия



Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

Гипоксия - понятия

Факторы, нарушающие транспорт кислорода к органам

Классификация, типы

Структурно-функциональные особенности


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Нарушения функций внешнего дыхания»

Зарисовка с микропрепаратов «Морфологические изменения в паренхиматозных органах при гипоксии»

2


РАЗДЕЛ 4

Свойства организма дифференцированно реагировать на воздействие факторов среды


6


Тема 4.1.

Реактивность организма. Неспецифическая и иммуногенная реактивность при патологии

Содержание учебного материала

4


1.

2.

3.

4.

Реактивность организма. Понятия, типы

Аллергия, атопия, аутоаллергия: этиология, формы

Патогенез

Значение для организма


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Органы иммунной системы», «Функциональная активность иммунокомпетентных клеток», «особенности течения иммунопатологических процессов», «Аллергия. Атопия. Аутоаллергия» (по выбору)

2


1

2

3

4

РАЗДЕЛ 5

Частная патологическая анатомия, патологическая физиология

9


Тема 5.1.

Патология дыхательной системы

Содержание учебного материала

2


1.

2.


3.

4

5.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

Группа хронических диффузных заболеваний легких, в основе развития которых лежит механизм нарушения дренажной функции бронхов и бронхогенной проходимости: этиология, патогенез, Понятие «обструктивный синдром»

Осложнения

Рестриктивные заболевания легких, группа интерстициальных заболеваний легких с установленной и неустановленной этиологией, патогенез, патоморфология и осложнения


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Сосудистая патология легких», Клиника и морфология пневмоний»

Зарисовка с микропрепаратов «Крупозная пневмония. Бронхопневмония»

2


Тема 5.2.

Рестриктивные заболевания легких

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Группа интерстициальных заболеваний легких с установленной и неустановленной этиологией

Определение, этиология

Факторы риска

Патогенез

Классификация

Стадии

Патоморфология

Осложнения


1

Практическое занятие

Изучение ХОБЛ и интерстициальных пневмоний

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Хронические неспецифические заболевания легких»

1


1

2

3

4


РАЗДЕЛ 6

Патология сердечно-сосудистой системы


23


Тема 6.1.

Атеросклероз. Гипертоническая болезнь

Содержание учебного материала

4


1.

2.

3.

4.

5.

6.

Атеросклероз. Гипертоническая болезнь. Определение

Этиология, факторы риска

Патогенез

Классификация

Стадии

Патоморфология и осложнения


1

Практическое занятие

Изучение клиники и патоморфологии атеросклероза и гипертонической болезни

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта «Аритмии»

Зарисовка с микропрепаратов «Атеросклероз аорты, миокарда» «Первично-сморщенная почка при гипертонической болезни»

2


Тема 6.2.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС)

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ишемическая болезнь. Определение

Этиология, факторы риска

Формы

Стадии

Патогенез и морфогенез

Инфаркт миокарда, стадии, типы, ранние и поздние осложнения


1

Практическое занятие

Изучение ИБС, клиники, патоморфологии

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Инфаркт миокарда» «Ишемический инсульт» «Перемежающаяся хромота»

Зарисовка с микропрепаратов «Кровоизлияния в мозг» «Инфаркт миокарда»

2


1

2

3

4

Тема 6.3.

Метаболический синдром (МС)

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Метаболический синдром. Определение

Этиология, факторы риска

Распространенность

Патогенез

Патоморфология

Осложнения

МС как предстадия развития атеросклероза и сахарного диабета и развития сердечно-сосудистой недостаточности


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Дистрофии миокарда»

Зарисовка с микропрепаратов «Дистрофии миокарда»

1


Тема 6.4.

Некоронарогенные заболевания сердца

Содержание учебного материала

2


1.


2.

3.

4.

5.

6.

7.


Формы по этиологии и патогенезу: заболевания сердечной мышцы воспалительного генеза (миокардиты), дистрофического (миокардиодистрофии) и дегенеративного (кардиомиопатии) Определение

Этиология, факторы риска

Патогенез

Распространенность

Патоморфология

Осложнения







1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Воспалительные заболевания сердца», «Ревматизм», «Ревматические пороки сердца»

Зарисовка с микропрепаратов «Миокардит», «Дистрофия миокарда», «Гипертрофия миокарда»

2


РАЗДЕЛ 7

Патология почек

11


1

2

3

4

Тема 7.1.

Хронический пиелонефрит

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Хронический пиелонефрит Определение

Этиология, факторы риска

Патогенез

Классификация

Стадии

Патоморфология

Осложнения


1

Практическое занятие

Изучение воспалительных заболеваний почек и осложнений

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Острая и хроническая почечная недостаточность»

Зарисовка с микропрепаратов «Гломерулонефриты» «Пиелонефрит»

1


Тема 7.2.

Кардио-ренально-анемический синдром

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.


Кардио-ренально-анемический синдром. Определение

Этиология

Патогенез и морфогенез

Течение

Осложнение

Кардио-ренально-анемический синдром как фактор риска сердечной недостаточности и инсульта


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Первично и вторично сморщенные почки» «Анемия»

Зарисовка с микропрепаратов «Первично и вторично сморщенная почка»

1


РАЗДЕЛ 8

Патология пищеварительной системы

13


1

2

3

4

Тема 8.1.

Рак желудка

Содержание учебного материала

2


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Рак желудка. Определение

Факторы риска

Локализация

Стадии

Рост, форма

Гистологические признаки и типы

Осложнения


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Хронический гастрит, типы А.В,С» «Язвенная болезнь желудка и 12 ПК»

Зарисовка с микропрепаратов «Эрозии и острые язвы слизистой оболочки желудка»

2


Тема 8.2.

Циррозы печени

Содержание учебного материала

4


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


Циррозы печени. Определение

Этиология

Патогенез и морфогенез

Клинические проявления

Течение

Типы

Стадии, осложнение.

Гепатолиенальный синдром.

Хроническая печеночная недостаточность, осложнения


1

Практическое занятие

Изучение хронических вирусных, алкогольного и токсического гепатитов с исходом в цирроз печени»

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Вирусные гепатиты А, В, С,» «Алкогольный гепатит», «Хронический гепатит»

Зарисовка с микропрепаратов «Постнекротический цирроз», «Портальный цирроз», «Билиарный цирроз»

1


Всего

84 часа


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека с основами патологии»

Оборудование учебного кабинета:

Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Фонендоскоп

Тонометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Схемы

Рисунки

Фотографии

Рентгеновские снимки

Таблицы

Муляжи

Влажные препараты

Микропрепараты

Технические средства обучения:

  • компьютер,

  • экран,

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • DVD, CD - диски с учебными фильмами и презентациями.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии; учебник. Среднее профессиональное образование- Ростов на Дону.: Феникс, 2009, - 221 с.

  2. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патология; учебник.М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012, - 256 с.

Дополнительные источники:

  1. Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках - М.: Феникс, 2011, - 157 с.

  2. Жук И.А., Карякина Е.В. Общая патология и тератология; Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

  3. Патофизиология// Под ред. В.Ю.Шанина - СПб: ЭЛБИ-СПб, 2005. - 639 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

Знания:


  • морфологические основы развития и проявления патологических состояний и болезней;

  • влияние этиологических факторов и факторов риска заболеваний;

  • современные теории патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезней;

  • особенности патоморфоза

  • общепатологические процессы в освещении морфологии болезней на разных этапах их развития;

  • структурные основы процессов восстановления утраченного здоровья, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний.

Тестирование

Выполнение схем

Решение клинико-морфологических и ситуационных задач

Устный опрос

Работа с макро и микропрепаратами

Защита рефератов

Составление опорных конспектов

Умения:

  • применять знания номенклатуры и нозологии;

  • владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные и патологические показатели констант внутренней среды организма;

  • определять патологические процессы, развивающиеся при различных заболеваниях на органном, системном, тканевом, клеточном уровнях;

  • сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней на всех этапах развития;

  • проводить дифференцированную диагностику

применять на практике полученные теоретические знания относительно происходящих в организме человека изменений при различных заболеваниях и патологических состояниях

Тестирование

Выполнение схем

Решение клинико-морфологических и ситуационных задач

Устный опрос

Работа с макро и микропрепаратами

Защита рефератов

5

© 2010-2022