Программа по чтению 9 класс для специальной корр. школы 8 вида

         Программа  по чтению построена   на коммуникативно-речевом подходе к обучению.          На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь реко...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по курсу

«Чтение и развитие речи» в 9 классе

Адаптированная образовательная программа по предметам Учебного плана и предметным курсам обеспечивает реализацию федерального компонента государственных стандартов начального общего и основного общего образования и разработана, основываясь на следующих нормативных документах:

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки Российской Федерации»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонении в развитии»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г №2357, от 18.12.2012г № 1060)

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г №164, от 31.08.2009г №320, от 19.10.2009г №427, от 10.11.2011г №2643, от 24.01.2012г № 39, от 31.01.2012г №69)

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №373

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г №2357 «О внесении изменений в федеральный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г №373

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089;

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  12. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.05.2014г № 01/1810 « О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;

  13. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- VIII видов»

  14. Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000г №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997г № 48»;

  15. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

  16. Модельного областного базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных организаций, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014г №01/2540;

  17. Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;

  18. Целей, задач и особенностей специального (коррекционного) образовательного учреждения, определенных Уставом школы;

  19. Адаптированной Основной образовательной программы школы, утвержденной 01.09.2011 г. на период 2011-15 г.г.

  20. Требований СанПиН 2.4.2.2821-10.

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой.- Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих задач:

- формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения общеобразовательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации в жизни, обществе, создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам свободного человека, любви к окружающей природе и к среде, стране, семье;

- формирование здорового образа жизни.

- с программой по чтению и развитию речи в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида - автор В.В. Воронкова

Реализация курса ориентирована на достижение целей образования, а именно:

-подготовка воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства; помощь в достижении необходимого уровня общеобразовательных знаний и умений, необходимых для социальной адаптации, разностороннее развитие личности учащихся.

Уроки чтения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обеспечивают и решают задачи:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая

объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • Развивать полноценное восприятие доступных по содержанию

художественных произведений;

  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к

тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь

естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,

выборочно, от лица различных героев произведения

  • на основе текстов произведений художественной литературы воспитывать нравственно-эстетические и гражданские качества личности (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психического и физического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

- Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по предмету «Чтение и развитие речи» имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В программе конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Преподавания чтения в основной школе осуществляет функции:

• воспитательную

• коррекционно-развивающую

• обучающую

Основные межпредметные связи строятся по линии:

чтение и развитие речи - русский язык

чтение и развитие речи - внеклассное чтение

чтение и развитие речи - история

чтение и развитие речи - ИЗО

чтение и развитие речи - биология, география и другие школьные предметы.

В тематическом планировании курса «Чтение и развитие речи» в 9 классе предусмотрены следующие уроки:

- вводные,

- сообщение нового материала,

- обобщающие,

- комбинированные,

- экскурсии.

Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания общеобразовательного школьного предмета «Чтение и развитие речи » в 5 классе, содержание тем, предъявляемых учащимся поурочно.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2014-2015 учебный год.

Количество часов на изучение чтения и развитие речи в 8 классе

Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

9 класс

102ч

Распределение количества часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

27ч

21ч

30ч

24ч

102ч

Количество часов по основным разделам программы

№ п/п

Тема

Четверть

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

1

Устное народное творчество

12ч.

-

-

-

12ч.

2

Русская литература XIX века

15ч.

21ч.

4ч.

-

40ч.

3

Произведения русской литературы 20 века

-

-

26ч.

6ч.

32ч.

4

Произведения зарубежной литературы

-

-

-

18ч.

18ч.


Всего

27ч.

21ч.

30ч.

24ч.

102ч.

Основные объекты проверки

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Входная техника чтения

-

-

-

Проверка техники чтения.

Проверка техники чтения.

Проверка техники чтения.

Проверка техники чтения.

Проверка осознанного чтения.

Проверка выразительного чтения.

Проверка правильного навыка чтения.

Проверка беглого навыка чтения.

-

-

-

Итоговая техника чтения



Количество объектов проверки по чтению за год

Четверть, год

Виды работ

Входная техника чтения

Проверка техники чтения

Проверка осознанного чтения

Проверка выразительного чтения

Проверка правильного навыка чтения

Проверка беглого навыка чтения.

Итоговая техника чтения

I четверть

1

1

1

-

-

-

-

II четверть

-

1

-

1

-

-

-

III четверть

-

1

-

-

1

-

-

IV четверть

-

1

-

-

-

1

1

Год

1

4

1

1

1

1

1

Распределение ЭНРО по крупным темам:

9 класс

Темы программы

Количество часов НРК

  1. Устное народное творчество

3

  1. Русская литература XIX века

2

  1. Произведения русской литературы 20 века

6

Формами включения ЭНРО в урок являются:

-элементы уроков № 2,5,12,29,42,53,66,71,73,74,75.

(Смотреть приложение №2)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

• наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Учащиеся должны уметь:

• читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

• выделять главную мысль произведения;

• давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

• пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание - с помощью учителя);
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Внеклассное чтение:

  • самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя;

  • умение делить текст на части с помощью учителя.

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • умение пересказывать содержание прочитанного по плану

  • умение работать над планом и средствами языковой выразительности;

  • знание основных сведений о жизни писателей. - заучивание наизусть стихотворений.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.


состоит из фронтального и индивидуального устного опроса:

- пересказы,

- свободное чтение

- заучивание наизусть стихов .

Отметки выставляются в журнале по 5- балльной системе за устные ответы, а также по итогам учебных четвертей и за год. Тесты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля - 5-15 минут.

(Смотреть приложение №1)

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

Учебник:

1. Аксенова А.К. чтение 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2007г.

Методические пособия:

  1. Программа по чтению и развитию речи В.В.Воронковой. Сборник № 1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 2011 г.;

  2. Гусева Г.М. Уроки чтения в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2007г.

Дидактические пособия :

  1. Литературные альбомы, портреты писателей, картины различного тематического направления.

  2. Занимательный материал: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

  3. Тематические картины об Истории России, времена года, иллюстративный дополнительный материал учебника, раздаточные предметные картинки.

Перечень используемых цифровых образовательных ресурсов:

№ п/п

Наименование ЦОР

1.

Презентация «Биография Льва Николаевича Толстого»

2.

Презентация «Жизненный путь великого русского поэта А. С. Пушкина»

3.

Презентация «Лев Николаевич Толстой (1828-1910)»

4.

Презентация «М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Основные мотивы лирики Лермонтова»

5.

Презентация «Некрасов Николай Алексеевич»

6.

Презентация «Образ родной природы в песенном слове С.Есенина»

7.

Презентация «Серебряный век русской литературы: И. А. Бунин»

Ожидаемые результаты

к концу обучения учащиеся должны:

  • - овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • - научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Приложение №1

Оценочная деятельность на уроках чтения и развития речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка - мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс -45-60 слов; VI класс -70-80 слов; VIII - IX классы -90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

V- IX классы

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в VIII - IX классах легкие тексты - самостоятельно); называет главных действующих лиц передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.

Приложение №2

Реализация ЭНРО на уроках чтения и развития речи

На реализацию ЭНРО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Выполнение (НРЭО) будет осуществляться за счёт включения в содержание уроков сведений о жизни и быте народов, проживающих на территории Челябинской области об особенностях природы и труда людей, произведения местных авторов описывающих наш край (Коркинский район).

Цели НРЭО:

• Формирование представления о национальной литературе, литературных традициях уральского народа.

• Пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине. Чувства кровного родства с её прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.

• Воспитание художественного читательского вкуса

Список литературы для реализации ЭНРК

1.В.В.Дерягин, М.С.Гитис «Краеведение» Челябинск «Абрис»2008 год

2.М.А.Андреева краткий справочник «Челябинская область» Челябинск «Абрис»2004 год.

3. М.С.Гитис «Занимательная география в вопросах и ответах» Челябинск «Абрис»2008 год.

4.М.С.Салмина «История Южного Урала» Челябинск «Взгляд» 2004год.

5 М.А.Андреева, А.С.Макарова «География Челябинской области» Ю-У книжное издательство 2002г.

6. Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала» Ю-У книжное издательство 2001г.

7.Л.К. Суслова «Коркино- наш дом» Челябинск 2007г.

8. Учебник. А.С. Маркова, Л.М. Мискина, Н.Н. Титаренко «Наш край - Челябинская область» Челябинск 2009

9. andrukoff.ru/yumor/osobennosti-razgovornoj-rechi-na-srednem-urale/

10. biofile.ru/geo/1222.html (ссылка в интернете)

11. Сборник поэзии и прозы южноуральских литераторов 2004г.

12. makfa.ru/#/about/history/


ЭНРО на уроках чтения и развития речи в 9 классе.

№ ур.

Тема урока

Источник

Тема и содержание ЭНРО

2

Пословицы и поговорки

andrukoff.ru/yumor/osobennosti-razgovornoj-rechi-na-srednem-urale/ (ссылка в интернете)

Особенности речи Южного Урала

5

Былины

Коркино- наш дом» Л.К. Суслова Челябинск 2007г

Легенды и сказы о Коркино

12

Внеклассное чтение « Сказы Бажова»

«Природа Южного Урала» Е.В.Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр. 29

Путешествие в геологическое прошлое Земли.

29

Стихотворение «Тучи».

«География Челябинской области» М.А.Андреева, А.С.Макарова Ю-У книжное издательство 2002г. Стр. 39

«Особенности климатических условий».

42

« Это утро, радость эта..» Н.А. Некрасов.

Сборник поэзии и прозы южноуральских литераторов2004г..стр26

Н.И.Година Знакомство продолжается. Сборник поэзии и прозы южноуральских литераторов2004г..стр296 Н.И.Година

Знакомство продолжается.

53

«Песня о Соколе» Максим Горький

redbook.ru/article709.html

Хищные птицы Южного Урала

66

« Судьба человека» ( отрывки в сокращении) М. А. Шолохов

«Коркино- наш дом» Л.К. Суслова Челябинск 2007г. Стр3

Рассказ о нашей малой Родине. Сравнение больших и малых городов.

71

«Трудный хлеб»

makfa.ru/#/about/history/

Как зерно превращается в хлеб. Хладокомбинаты Челябинской области «Макфа»

73

« Тихая моя Родина» Н. М. Рубцов

Коркино- наш дом» Л.К. Суслова Челябинск 2007г

Моя малая Родина.

74

«Русский огонёк» Н. М. Рубцов

Наш край-Челябинская область

А.С. Маркова, Л.М. Мискина, Н.Н. Титаренко. Челябинск

2009.

Национальные традиции и обычаи народов

Челябинской области

75

«Зимняя песня» Н. М. Рубцов

«География Челябинской области» М.А.Андреева, А.С.Макарова Ю-У книжное издательство 2002г. Стр. 39

«Особенности климатических условий»


© 2010-2022