Занятие к программе Охрана природы, Широкая и узкая приспособленность растений

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Широкая и узкая приспособленность растений

Цели занятия:

•Обучающие:◦ввести понятия «широкая и узкая экологическая приспособленность»;

◦познакомить школьников с условиями существования растений;

◦показать их роль для растений;

◦показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

•Развивающие: ◦развивать умения сравнивать и сопоставлять явления и процессы;

◦продолжить развитие логического мышления, интеллектуальных навыков;

◦развивать умение самостоятельной работы с учебником, с табличным материалом.

Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения за счет внедрения новых терминов, воспитание уважительного отношения к природе.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: рисунки и таблица «Виды ольхи».

Структура занятия:

1. Организационный момент - 1-2 минуты

2. Актуализация прежних знаний - 13 минут

3. Формирование новых понятий и способов действия - 23 минуты

4. Закрепление - 5 минут

Содержание

Методы

1-2 мин.

1. Оргмомент Приветствие, отметка отсутствующих.

Запись на доске

13 мин. 2. Актуализация прежних знаний

Вопросы:

•Возраст ветки определяют по числу … (почечных чешуй)

•Возраст старых толстых ветвей определяют по … (числу годичных колец древесины на спилах стеблей)

•Изменение климата на Земле можно определить по … (ширине годичных колец древесины)

•У лесоводов появилась поговорка: «Лес - это… (летопись природы)

•Жизнь растений делится на четыре периода. Перечислите их. (Зародышевый, молодости, зрелости и старости)

•Короткие этапы в период жизни растений называются … (возрастные состояния)

•Этот период включает четыре возрастных состояния: проростка, юношеского, полувзрослого и взрослого вегетативного растения … (период молодости)

•С момента первого цветения растения вступают в период … (зрелости)

•К старости растения утрачивают способность к цветению и плодоношению, и наступает … (старческое возрастное состояние)

•Жизнеспособные семена, покоящиеся в почве, называют ... (почвенным запасом семян)

Биологический диктант

3. Формирование новых понятий и способов действия

Условия существования растений.

В каждой природной зоне на сравнительно небольшой территории можно обнаружить значительное разнообразие условий для жизни растений. Так, например, в Московской области, пройдя 3-5 км, вы можете увидеть и тенистый еловый лес, и пронизанный светом березовый, и глубокие заросшие овраги. На вашем пути могут встретиться и небольшой ручей, и речка, берега которой, то пологие, песчаные, то обрывистые, глинистые, и поля, засеянные разными культурами, и красочный сенокосный луг, и пастбище с низкими травами и крупными растениями полыни и чертополоха.

Как различаются растения по разнообразию условий их существования.

Одни растения могут жить в самых различных условиях. Ольха серая, например, растет и в хвойных, и в смешанных, и в лиственных лесах (рис. 89). Она встречается на лесных болотах, на сухих песчаных и на влажных глинистых почвах, на плоских участках и на крутых склонах, по днищам оврагов и по берегам рек. Береза повислая может образовывать чисто березовые леса, как примесь присутствовать в еловых, сосновых, дубовых и смешанных лесах. Береза легко заселяет разнообразные места, нарушенные человеком: карьеры, откосы дорог, вырубки, пожарища и даже обитает на карнизах и крышах заброшенных зданий. Лютик ползучий можно встретить в лесу и на опушке, на лесной поляне и на лугах, на заболоченных местах и на пашне.

Другие виды обитают в строго определенных условиях. Так, ольха клейкая, или черная, растет только на обильно увлажняемых торфянистых болотных почвах вдоль рек, по берегам водоемов, в оврагах (рис. 89). Клюква и росянка (§ 34) встречаются только на сфагновых болотах, а рдест курчавый - преимущественно в быстротекучих небольших речках.

Растения, которые могут жить в разнообразных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью: ольха серая, береза повислая, лютик ползучий. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают узкой экологической приспособленностью: ольха черная, клюква, росянка, рдест курчавый.

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Как условия существования влияют на растения.

Если растение имеет широкую экологическую приспособленность, то в одних местах оно находит более благоприятные условия жизни, в других местах условия бывают менее благоприятны, а то и вовсе плохие. Например, лютик ползучий прекрасно растет на влажных рыхлых почвах в придорожных канавах, на заброшенных пашнях, на влажных лугах. Здесь формируются крупные растения лютика высотой до 50-70см, с большими листьями, многочисленными ползучими побегами.

Сообщение педагога с элементами беседы и использование рисунков учебника и таблицы на доске

Вместо листьев - иглы и колючки.

Видоизменения корневой системы

Приспособления к повышенной сухости.

Например: опушенность листа, накопление влаги в стебле (кактус, баобаб), превращение листьев в иголки.
Приспособления к повышенной влажности.

Например: большая поверхность листа, много устьиц, повышенная интенсивность испарения.
Приспособленность к опылению насекомыми.

Например: яркая, привлекающая окраска цветка, наличие нектара, запах, форма цветка.
Приспособления к опылению ветром.

Например: вынесение тычинок с пыльниками далеко за пределы цветка, мелкая, легкая пыльца, пестик сильно опушен, лепестки и чашелистики не развиты, не мешают обдуванию других частей цветка ветром.

5 мин.

4. Закрепление

Вопросы для беседы:

•Насколько разнообразны могут быть условия для жизни растений в одной природной зоне?

•Расскажите о разнообразии условий для жизни растений в окрестностях школы, вашего дома.

•Какие растения имеют широкую экологическую приспособленность? Приведите примеры.

•Какие растения имеют узкую экологическую приспособленность? Приведите примеры.

•Как отличить растения с широкой и узкой экологической приспособленностью? Приведите примеры.

•Какие условия произрастания растений называют благоприятными, а какие - неблагоприятными?



© 2010-2022