• Преподавателю
  • Другое
  • Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по социально-бытовой ориентировке в 9 классе

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по социально-бытовой ориентировке в 9 классе

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Сосновского района Нижегородской области




Принято решением педагогического совета

Протокол № __18_

от _04__ _сентября_2015г

«Согласовано»

Заместитель директора Кошелева В.С.

____________

« » _________ 2015г.

Утверждаю

Директор ________ Пронин А. А.

Приказ № __151_

от « 4 » сентября 2015г




Адаптированная образовательная программа обучения

по индивидуальному учебному плану на дому

для детей с умственной отсталостью

учителя Котковой Нины Николаевны

по социально-бытовой ориентировке в 9 классе





2015 - 2016

учебный год

с. Виткулово

Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.

Занятия направлены на практическую подготовку обучающегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающегося.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребенка. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

В программу включены следующие разделы:

«Личная гигиена»,

«Одежда и обувь»,

«Жилище»,

«Питание»,

«Семья»,

«Экономика домашнего хозяйства»,

«Культура поведения»,

«Транспорт»,

«Торговля»,

«Средства связи»,

«Медицинская помощь»,

«Учреждения и организации».

Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы.



Составитель - Коткова Нина Николаевна



Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.

Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, общее число часов - 17.

Цель курса социально - бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающегося к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к его включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи:

- Формировать и совершенствовать у обучающегося необходимые ему навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями в которые ему придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

- Развитие речи коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.

- Воспитание личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости; элементов трудовой культуры: организации труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, презентаций и др.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Межпредметные связи:

СБО - русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

СБО - математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

СБО - география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

СБО - биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

СБО - трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/

Содержание курса СБО в 9 классе

1.Личная гигиена.

Тематика. Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений.)

2.Одежда и обувь

Тематика. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Практические работы. Определение собственных размеров одежды и обуви

3.Семья

Тематика. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.

.Семейные традиции. Закон РФ о браке и семье.

4.Культура поведения.

Тематика. Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

5.Жилище.

Тематика. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

Практические работы. Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

6.Торговля.

Тематика: Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации с\х продуктов. Отделы рынка. Комиссионный магазин.

7.Средства связи

Тематика: Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

Практическая работа. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

8. Медицинская помощь.

Тематика. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

Практические работы. Сюжетная игра - больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного.

9. Учреждения, организации и предприятия.

Тематика. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.

10. Трудоустройство и профориентация.

Тематика. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления.

Практическая работа. Знакомство с профилем учреждений по трудоустройству, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.

Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса.

В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен
знать:
-
правила личной гигиены;

- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;

- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;

- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;

- основные средства связи, виды почтовых отправлений;

- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;

- виды учреждений, их местонахождение и назначение;

- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;

- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности;

- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;

- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;

- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;

- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;

- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;

- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.


Коррекционная работа с обучающимся.

Обучение имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе ,необходимо в его практической жизни. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на их сохранные возможности.

Коррекционная работа заключается в исправлении дефектов мышления ,в повышении интеллектуального уровня, что позволит ему приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающегося при выполнении новых учебных и трудовых заданий

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающегося.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;

-полнота ответа:

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка »5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ

Оценка »4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя

Оценка »3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя

Оценка »2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя

Оценка «1»-за устные ответы не ставится

Оценка практических работ:

Оценка »5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником

Оценка »4»-за работу с 1-2ошибками

Оценка »3»- за работу с 3-5 ошибками

Оценка »2»- за работу с 6-8 ошибками

Оценка »1»- за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке»2»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.

2.С.А.Львова «Практические материалы к урокам СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида». М.,ВЛАДОС, 2013


Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

дата

провед

план

дата

провед

факт

к-во

час

1

Правила личной гигиены - основа здорового образа жизни.

7.09

1

2

Вред курения, алкоголя и наркотиков.

21.09

1

3

Выбор одежды и обуви при покупке. Варианты обновления одежды. Выведение мелких пятен с одежды.

5.10

1

4

Закон РФ о браке и семье. Основы семейных отношений. Взаимоотношения в семье. Организация отдыха.

19.10

1

5

Правила «общежития». Игра «Прием гостей».

2.11

1

6

Рациональная расстановка мебели в доме. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

23.11

1

7

Продуктовый рынок. Отделы рынка. Комиссионный магазин. Его особенности.

7.12

1

8

Виды денежных переводов. Виды связи.

21.12

1

9

Заполнение бланков различных переводов.

23.01

1

10

Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению. Листок нетрудоспособности.

8.02

1

11

Уход за больным.

22.02

1

12

Предприятия бытового обслуживания. Виды оказываемых услуг.

7.03

1

13

Профессии работников предприятия.

21.03

1

14

Ситуация выбора после окончания 9 класса. Краткая характеристика рабочих мест.

11.04

1

15

Трудоустройство. Временная и постоянная занятость. Охрана труда несовершеннолетних.

25.04

1

16

Трудовой договор. Трудовой стаж. Временные работы.

23.05

1

17

Итоговое занятие: анкетирование. Рекомендации учителя.

23.05

1




© 2010-2022