Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образования

В современном мире качественное образованиеиграет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни – с детских лет до глубокой старости. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияОбразовательный центр как одно из условий модернизации системы образованияМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. НОВОСИБИРСКА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ВТОРАЯ НОВОСИБИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ



Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образования







Проект

«Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образования»







Автор проекта:

Курченкова Жанна Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка высшей квалификационной категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вторая Новосибирская гимназия»



630034, г. Новосибирск, ул. Троллейная, 39-31

моб. 89139879035, дом. 8(383)2109384, раб. 8(383)3418986

[email protected]/[email protected]

gym2.nsk.ru/kurchenkova











Новосибирск

2012

Оглавление



Введение

В современном мире качественное образованиеиграет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни - с детских лет до глубокой старости.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Целесообразность разработки данного проекта обусловлена рядом причин. Прежде всего, создание модели образовательного центра позволит более эффективно решать целый комплекс задач, связанных с учебно-воспитательным процессом как внутри себя, так и в открытом образовательно-воспитательном пространстве.

Создание такого центра сделает образовательный процесс более открытым для профессионального сообщества, для обмена мнениями, идеями, передовым опытом.



  1. Паспорт проекта

Паспорт проекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование проекта

Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образования

Правовые основания для разработки проекта

  • Федеральный закон «Об образовании» (от 10.07.1992 N 3266-1 с изменениями).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Комплекс мер по модернизации общего образования (Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 04.04. 2011).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

  • ФГОС начального профессионального образования.

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, раздел III «Образование» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271).

  • Федеральная целевая программа развития образования - 2011-2015 гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

Стратегическая цель

проекта

Интеграция различных типов и видов образовательных услуг в составе единой системы управления за счет модульного построения, обеспечивающего возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды и социального заказа.

Задачи проекта

(приложение 4)

  • Повысить удовлетворенность общества и государства качеством образовательных услуг.

  • Обеспечить высокую доступность качественного образования.

  • Повысить конкурентоспособность и привлекательность образовательных учреждений.

  • Увеличить число инновационно-работающих учреждений.

Продукт проекта

Образовательный центр, реализующий программы общего, начального профессионального и дополнительного образования, в профессиональном имидже которого заложены такие понятия, как престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие.

Сроки реализации

проекта

2012-2015 гг.

Заказчики проекта

(приложение 1)

  • Органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования.

  • Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

  • Родители (законные представители).

Участники проекта

(приложение 2)

  • Образовательный центр.

  • Учреждения дополнительного профессионального образования.

  • Органы государственно-общественного управления и самоуправления.

  • Некоммерческие организации (партнерства, фонды, ассоциации, союзы).

Пользователи проекта

(приложение 3)

  • Воспитанники, учащиеся, обучающиеся.

  • Родители (законные представители).

  • Другие образовательные учреждения.

  • Потенциальный работодатель.

  • Органы власти (на уровне субъекта РФ и муниципалитета).

Социальная эффективность проекта

  • Создание и устойчивое развитие Образовательного центра, реализующего широкий спектр образовательных услуг, востребованных социумом, на базе единого юридического лица, которое определяет приоритеты деятельности всего ОУ.

  • Качественное обновление содержания образования, воспитание человека-гражданина, способного к постоянному самообразованию, самосовершенствованию с целью нахождения своего места в демократическом обществе с рыночной экономикой.

  • Удовлетворениекультурно-образовательных потребностей обучающихся и их родителей, предоставление права свободного выбора на получение достойного образования, через широкий спектр образовательных услуг.

Автор проекта

Курченкова Жанна Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка высшей квалификационной категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вторая Новосибирская гимназия»




  1. Актуальность проекта

Последнее десятилетие принесло в российское образование серьезные перемены. В связи с тем, что начали меняться ценностные ориентиры нашего общества, стало происходить переосмысление и самого образования. В образовательной среде возник ряд противоречий:

  • между потребностью современного общества в личности инедостаточной способностью современной российской школыудовлетворить эту потребность в полной мере;

  • между возрастными возможностями детей и педагогическими условиями становления, развития, самореализации личности школьников в современной образовательной практике.

Уже сегодня российское общество столкнулось с серьезными проблемами:

  • низкое качество образовательных услуг в отдельных учреждениях;

  • нестабильность педагогических и руководящих кадров и недостаточный уровень их профессиональной компетенции;

  • несоответствие методического и материально-технического обеспечения школ современным стандартам;несоответствие нормативно-правовой базы современным требованиям;

  • неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

При разрушении единого социально-экономического пространства, недостаточном финансировании сферы образования в сложных условиях оказались сельские и малокомплектные школы, в том числе и городские. В связи с этим следует существенно менять подходы к организации образовательных учреждений. Следовательно, становится актуальной задача создания принципиально новой модели образовательной системы, которая была бы способна обеспечить оптимальные условия для образования и разностороннего развития детей и максимально обеспечивала бы преемственность.

Основная часть

  1. Концептуальные положения проекта

Образовательный центр представляет собой такую организационную форму, которая позволяет согласовывать и координировать усилия общеобразовательной школы и других учреждений, причастных к воспитанию, обучению и развитию, и тем самым обеспечивать единство и целостность процесса как в организационно-педагогическом, так и содержательном плане. Это образовательное учреждение, в котором,по возможности, реализуются образовательные программы дошкольного, начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам, начального профессионального образования и программы дополнительного образования. Миссией образовательного центра является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания.

Базовые черты образовательного центра:

  • наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся;

  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;

  • гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей;

  • создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одного учреждения (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);

  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

  • дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;

  • здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;

  • оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Основным условием успешности развития центраявляется сочетание высокого педагогического профессионализма учителей (воспитателей, преподавателей) и внутренней образовательной мотивации школьников (воспитанников, обучающихся). Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе - за счет ориентации во взаимодействии с детьми на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

Образовательный центр дает возможность реализовать:

  • единую систему непрерывного образования;

  • учебную и воспитательную работу раздельно для различных возрастных групп детей, используя имеющиеся здания;

  • культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу с привлечением всех участников образовательного процесса;

  • объединение штатных расписаний всех учреждений и на основе их создание принципиально другого штатного расписания центра с введением должностей необходимых специалистов;

  • привлечение к работе ведущих специалистов и научно-педагогических кадров;

  • сосредоточение необходимых финансовых средств (бюджетных и дополнительных) всех составляющих учреждений центра для осуществления финансирования конкретных задач и программ;

  • возможность варьировать кадрами, оборудованием, техникой, помещениями и т.д.

Образовательный центр должен функционировать и развиваться как муниципальное общеобразовательное учреждение, основная направленность учебно-воспитательного процесса которого - гармоничное развитие личности ребенка, через систему преемственности.Образовательный центр рассматривается нами как единое образовательное учреждение, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствие с единой логикой построения образовательного пространства, а все участники процесса обучения, воспитания и развития осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности. Успешность выбранной стратегии развития отечественной системы образования зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

  • принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты;

  • принцип расширения образовательного пространства учеников (воспитанников, обучающихся) на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

  • принцип расширения поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на другую;

  • принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

  • принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

  • принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности;

  • принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

  • принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому участнику образовательного процесса;

  • принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаемый проект образовательного центра состоит из следующих структурных подразделений (модулей):

  1. Дошкольное образовательное учреждение;

  2. Начальная школа;

  3. Средняя школа, включающая два модуля: основную и старшую школу (с гимназическими и профильными классами, классами или группами коррекции);

  4. Модуль дополнительного образования;

  5. Модуль начального профессионального образования.

Организационная структура управления образовательного центра

Организационная структура управления образовательного центра представлена на рис. 1

Образовательный центр как одно из условий модернизации системы образования

Рисунок 1. Структура управления образовательного центра

В условиях крупного образовательного центра достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания:

  • основного и дополнительного образования;

  • разнообразных форм учебной деятельности;

  • требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;

  • эмоциональной психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников;

  • а также при использовании на уроке и во внеурочной деятельности новых информационно-коммуникативных технологий, электронных учебно-методических комплексов.


  1. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный (Диагностико-конструирующий) (2012 г.) - выявление перспективных направлений развития центра и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизациисовременной школы.

Предполагает:

1. Изучение микросреды центра, потребностей потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг.

2. Анализ состояния образовательного процесса с целью выявления противоречий вего содержании и организации с учетом установленных потребностей обучающихся, ихродителей (законных представителей) и педагогов.

  1. Проведение кадровой политики в соответствие с законодательством.

Ожидаемый результат - наличие сайта центра и нормативно-правовой базы проекта.

II. Основной этап (2013-2015 гг.) - переход образовательного учреждения в новоекачественное состояние.

Предполагает:

  1. Создание новых организационно-педагогических условий функционирования учреждения.

  2. Разработку системы взаимодействия Детский сад - Школа - учреждение дополнительного образования - учреждение начального профессионального образования.

  3. Разработку программы развития центра.

3. Модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ в соответствии сФГОС второго поколения, ФГТ, примерной программой дополнительного образования и т.д.

4. Создание системы диагностики.

5. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации ведущих целей проекта.

6. Отслеживание, корректировку и обобщение промежуточных результатов нововведений.

7. Оформление промежуточных результатов развития.

8. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

Ожидаемый результат

  1. Структурные и системные изменения финансово-экономической деятельностиобразовательного центра.

2. Обеспечение общедоступного и качественного образования в соответствие с принятой и утвержденной программой развития.

3. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образованияпедагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачуобучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизацииобразования в РФ.

4. Воспитание социально - активной личности, имеющей опыт личного участия всоциально значимой деятельности, способной к успешной самореализации в обществе,гражданина, патриота своей Родины.

III. Обобщающий (Заключительный) (2015 г.) - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития, фиксация созданных положительных образовательныхпрактик и их закрепление в локальных нормативных актах образовательного центра.

Предполагает:

Проблемно-ориентированный анализ состояния работы центра.

Ожидаемый результат

1. Анализ.

2. Рекомендации по дальнейшему развитию образовательного центра.

  1. Обмен опытом.

  2. Увеличение числа последователей.



  1. Календарный план-график

Календарный план проекта представлен в таблице 2.

Таблица 2

Организационные мероприятия

Сроки

2012

2013

2014

2015

мес.

кв.

кв.

кв.

11

12

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Подготовительный этап

Изучение потребностей потенциальных заказчиков и потребителей услуг

Анализ состояния образовательного процесса

Создание сайта образовательного центра и его информационное наполнение

Проведение кадровой политики в соответствии с законодательством








Создание нормативно-правовой базы

Основной этап

Заключение трудовых и прочих договоров

Создание программы развития образовательного центра

Формирование бюджета образовательного центра

Создание штатного расписания

Создание научно-методической базы

Совершенствование материально-технической базы

Создание оптимальной структуры управления

Организация переподготовки педагогических кадров и повышения квалификации

Привлечение дополнительного финансирования за счет грантовой поддержки проекта

Промежуточные мониторинговые исследования

Заключительный этап

Заключительные мониторинговые исследования

Анализ достигнутых результатов

Определение перспектив дальнейшего развития

Обмен опытом с другими ОУ


4. Финансовое и ресурсное обеспечение реализации проекта

4.1. Ресурсное обеспечение проекта

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно-методическое, организационно-педагогическое, финансово - экономическое и материально - техническое обеспечение (табл. 3-7).

Кадровые ресурсы:

  • переподготовка педагогов и классных руководителей по внедрению новых технологий, образовательных стандартов и т.д.:

  • привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта;

  • привлечение специалистов в других областях с целью консультирования по вопросам реализации проекта.

Научно-методическое обеспечение:

  • методические рекомендации по работе с детьми и родителями;

  • методические рекомендации для детей и родителей по внедрению и использованию современных технологий, в том числе дистанционных;

  • рекомендации и литература, необходимые для разработки индивидуальных образовательных программв соответствие с требованиями;

подпрограммы и проекты, направленные на реализацию основных направлений деятельности в рамках проекта «Образовательный центр».

Нормативно-правовое обеспечение:

  • локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного центра в рамках проекта.

Материально-технические ресурсы:

  • оборудованный кабинет для обеспечения дистанционного взаимодействия с отдаленными модулями проекта;

  • компьютерная, мультимедийная и множительная техника.


Ресурсное обеспечение проекта

Таблица 3

Необходимое ресурсное обеспечение

Стоимостная оценка, руб.

  1. Кадровое (повышение квалификации, переподготовка)

871 950 (с 2012-2015 гг.)

  1. Нормативно-правовое

50 000 (единовременно)

  1. Научно-методическое

25 000 (единовременно)

  1. Материально-техническое

345 000 (единовременно)

ИТОГО:

1 216 950


Затраты на оборудование, расходные материалы и услуги

Таблица 4

Наименование

Требуемое

кол-во

Цена

Сумма

Оргтехника и комплектующие:

  • Компьютерный класс на 14 машин;

1 комплект

170 000

170 000

  • Интерактивная доска;

1шт.

80 000

80 000

  • Мультимедийный проектор;

1шт.

20 000

20 000

  • МФУ и расходные материалы;

1шт.

15 000

15 000

  • Маркерная белая доска.

1шт.

15 000

15 000

Мебель:

  • Стол компьютерный ученический;

13шт.

1 700

22 100

  • Стул компьютерный ученический;

13шт.

1 100

14 300

  • Рабочее место учителя.

1шт.

8600

8600

Ремонтные и электромонтажные работы

1 кабинет

50 000

50 000

Нормативно-правовая база ОЦ, в том числе:

  • подготовка и согласование нормативно-правовых документов;

  • внесение изменений и дополнений в действующие документы;

  • консультации юриста;

  • уплата государственных пошлин;

  • получение разрешений на ведение образовательной и досуговой деятельности в соответствие с проектов (надзорные организации)

50 000

50 000

Научно-методическая база, в том числе:

  • программа развития центра;

  • рабочие программы;

  • рецензирование программ и подпрограмм.

25 000

25 000

ИТОГО:

470 000

Расчет финансового обеспечения проекта осуществляется исходя из следующих показателей:

  • предполагаемая проектная мощность центра - 1300 чел.;

  • 40 классокомплектов;

  • педагогические работники - 130 чел.;

  • учебно-вспомогательный персонал - 10 чел.;

  • администрация - 15 чел.;

  • младший обслуживающий персонал - 50 чел.


Формирование ФОТ центра

Таблица 5

Проектная мощность центра

Кол-во

Норматив

Финансирование на период

Период

Детский сад

(дети от 2 до 7 лет)

120

39500

4740000

год

Общеобразовательные классы

950

22918

21772100

год

Обучающиеся с ОВЗ

30

45836

1375080

год

Специализированные классы

200

81200

16240000

год

ИТОГО:

44127180

С учетом поправочных коэффициентов

1,48

65 308 226,4

ИТОГО:

65308 226,4


Распределение ФОТ центра

Таблица 6

Показатель

Проценты

Сумма

Директорский фонд

3%

1959246,792

Фонд з/платы, в т.ч.:

97%

63348979,61

Базовый фонд оплаты труда:

75%

47511734,71

Педагогический персонал

70%

33258214,29

Административно-хозяйственный персонал, МОП

30%

14253520,41

Стимулирующий фонд

25%

15837244,9


Расчет средней заработной платы по категориям


Таблица 7

Категории

работников

Численность,

человек

Кол-во ч/мес.

Стоимость

ч/ руб.

ЗП в месяц, руб.

ФОТ в месяц, руб.

Педагогический работник (учитель)

108

88

244

21500

2322000

Классный руководитель

40

-

-

1 000

40 000

Педагогический работник (воспитатель)

22

148

81

12000

264000

Администрация

15

162

185

30000

450000

МОП

50

162

42

6800

340000

ИТОГО:

  1. 416 000


  1. Финансовое обеспечение

Финансирование проекта осуществляется из нескольких источников:

  • федеральный, региональный и местный бюджеты;

  • средства целевых программ и образовательных грантов;

  • общественные и некоммерческие организации (фонды, советы, союзы, ассоциации, партнерства);

  • спонсоры (депутаты, политические партии, предприятия, коммерческие структуры);

  • средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Стоимостная оценка проекта и движение денежных средств по его реализации

Стоимостная оценка проекта представлена в таблице 8 (сумма в руб.).


Таблица 8

Показатель

Год реализации проекта

2012

(2 мес.)

2013

2014

2015

Инвестиционная деятельность

Поступления

1014848

41669880

43820510

47004378

1

из бюджета

1014848

41469880

43820510

47004378

2

спонсорские

0

200000

0

0

Выплаты

470000

0

0

0

капитальные вложения

470000

0

0

0

Сальдо от инвестиционной деятельности

544848

42214728

86035238

133039616

Операционная деятельность

Поступления

1880800

10846000

11696000

11696000

1

Социально-значимые проекты и гранты на инновационное развитие образовательных учреждений

150000

500000

2

От родителей (содержание ребенка в детском саду, интернате)

496000

2772000

2772000

2772000

3

Общественные и некоммерческие организации (фонды, советы, союзы, ассоциации, партнерства)

1384800

6924000

6924000

6924000

4

Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0

1000000

1500000

2000000

Выплаты

2425648

52515880

55516510

58700378

1

Канцелярия, обслуживание техники

30000

720000

777600

839808

2

Командировочные расходы

28147

180000

194400

209952

3

Транспортные расходы

60167

168880

182390

196982

4

Повышение квалификации и обучение сотрудников

361000

389880

421070

6

Конкурсные мероприятия (олимпиады, НПК, тренинги, семинары, профессиональные конкурсы и т.п.)

390000

421200

454896

7

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (заработная плата)

562667

40512000

42942720

45519283

8

Классное руководство

80000

400000

400000

400000

9

Нормативные затраты на обще-хозяйственные нужды и затраты на содержание имущества

1138667

6832000

7241920

7676435

10

Питание и содержание детей вдетском саду и интернате

496000

2772000

2772000

2772000

11

Прочие текущие расходы

30000

180000

194400

209952

Сальдо от операционной деятельности

-544848

-42214728

-86035238

-133039616

Чистый денежный поток нарастающим итогом

0

0

0

0


  1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

К критериям эффективности реализации проекта «образовательный центр» можно отнести (табл. 9):

1. Соотнесение процесса развития центра с критериями эффективности

● образовательными (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическимиценностями);

● психолого-педагогическими(устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост);

● показателями условий (рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы центра).

2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития центра с региональной и муниципальной программами развития образования.

3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.

4. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качествомобразовательных услуг (наличие практики выявления общественного мнения).

Критерии и показатели эффективности

Таблица 9

Критерии

Показатели эффективности

Образовательный

  • повышение среднего показателя по ГИА и ЕГЭ на 4 и более баллов;

  • позитивная динамика результатов ОКПД;

  • увеличение количества выпускников, получивших рабочую профессию на 7-8%;

  • увеличение количества выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетные места в среднем на 5%;

  • уменьшение числа воспитанников и обучающихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) на 10%;

  • повышение уровня духовно-нравственного развития личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и т.д.).

Психолого-педагогический

  • снижение утомляемости, общей тревожности на 1%;

  • уменьшение количества дезадаптированных к условиям учебной и воспитательной деятельности на 2-3%;

  • ежегодное снижение числа обращений к школьному психологу

Показатель условий

  • пополнение и обновление библиотечного фонда и компьютерной техники на 15%;

  • модернизация оборудования (столовая, медицинский кабинет, спортивный зал, зоны релаксации) на 5%;

  • обновление лабораторного оборудования центра на 1 комплект.

Рост личностных достижений

  • увеличение числа участников, лауреатов, призеров и победителей конкурсов (творческие, профессиональные), НПК, олимпиад на 60%;

  • повышение квалификационной категории и сдача экзамена на соответствие занимаемой должности - 10%;

  • результативное участие в программах грантовой поддержки на 3%;

  • увеличение числа педагогов, обобщающих передовой опыт на 10%.

Удовлетворенность образовательным процессом

  • 100% отсутствие обоснованных жалоб;

  • увеличение положительных отзывов о работе образовательного центра на 20%;

  • увеличение доли участия родителей в жизни центра на 10%;

  • ежегодное увеличение числа семей, заключивших договоры на оказание платных услуг центра;

  • увеличение количественного состава обучающихся и воспитанников на 3 и более %;

  • уменьшение пропусков по болезни более чем на 60 детодней;

  • снижение уровня детского травматизма на 2%;

  • улучшение условий реализации образовательного процесса (создание комфортной, безопасной, защищенной образовательной среды);

  • увеличение числа пользователей сайтом образовательного центра на 15%;

  • рост числа школ, работающих по модели «Образовательный центр» на 2%.


  1. Возможные риски при реализации проекта и мероприятия, направленные на их минимизацию

Внедрение моделей образовательных центров наталкивается на ряд проблем и административных барьеров, препятствующих их созданию и функционированию, в том числе:

Первая проблема - территориально-административные границы и межбюджетные отношения. Проблема возникает, если при реализации моделей образовательных центров их филиалы или структурные подразделения находятся в разных муниципальных образованиях. В этом случае возможны определенные административные барьеры, поскольку финансирование образовательных центров производится из разных бюджетов.

Вторая проблема - юридическое оформление моделей образовательных центров. Создание и функционирование таких интегрированных моделей предполагает изменение должностей ряда сотрудников, что влияет на стаж и пенсионное обеспечение, поскольку они связаны с имеющимся списком должностей.

Третья проблема - организация межведомственного и межбюджетного взаимодействия.Основное препятствие на пути создания образовательных центров состоит в разном отраслевом и уровневом (по правомочиям уровней публичной власти и управления) законодательном регулировании, нормы которого трудно совместимы между собой, если подведомственные учреждения относятся к разным отраслям социальной сферы или разным уровням бюджетной системы.

На основании вышеизложенного, специфика деятельности образовательного центра предполагает возможное возникновение рисков в процессе его реализации.Под риском мы понимаем возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.

В рамках реализации проекта одним из приоритетных направлений является грамотное управление рисками. Управлять рисками - значит анализировать риски и принимать решения, которые предотвратят наступление рисковых событий (рис. 2).

Контроль результатов

Передача

Снижение

Сохранение

Воздействие на риск

Принятие решения

Выбор методов воздействия на риск при сравнении их эффективности

Оценка

Выявление

Анализ риска









Рисунок 2. Управление рисками

К числу возможных рисков проекта по созданию образовательного центра можно отнести:

Нормативно-правовые риски связаны с несоответствием темпов развития региональной нормативно-правовой базы условиям модернизации образовательной сферы.

Имущественные риски - это риски связанные с вероятностью потерь имущества по причине кражи, халатности.

Финансово-экономические/предпринимательские риски - риск, вызванный неопределенностью и/или нестабильностью в образовательных учреждениях и в целом в системе образования:

  • утрата гарантированного финансирования муниципального задания;

  • невостребованность услуг;

  • вероятность банкротства образовательного центра в статусе автономной некоммерческой организации, которая отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом;

  • отсутствие льгот по налогообложению центра в статусе автономной некоммерческой организации.

Организационно - управленческие риски- это возможность возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих ходу развития образовательного центра.

Организационно-правовые риски:

  • потеря лицензии и аккредитации при изменении организационной структуры учреждения в ходе реструктуризации;

  • недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов.

Ресурсно-технологические риски понимаются как вероятность недостаточной подготовки ресурсной и технологической базы для формирования интегрированных структур.

Социально-психологические риски - это вероятность развития ситуации в случаях неконтролируемого влияния человеческого фактора, возникновения конфликтных ситуаций, разнонаправленных социальных интересов, повышения напряженности в коллективах из-за неполной или недостоверной информации.

Социально-педагогические риски определяются как возможность снижения качества образовательной деятельности, смещение жизненных ценностей и мотивов.

Для минимизации обозначенных рисков необходимо обеспечить своевременное информационное сопровождение изменений в сфере образования, организацию массовых систем переподготовки персонала, а также осуществление постоянного поиска и реализации позитивных стимулов деятельности персонала. В качестве мер по нейтрализации рисков и снижению их отрицательных последствий могут быть рассмотрены такие мероприятия как:

  • реклама услуг;

  • систематическое изучение рынка образовательных услуг;

  • просветительская работа с заказчиками и потребителями услуг по разъяснению необходимости инновационных преобразований в деятельности современного образовательного учреждения;

  • оптимальные цены на дополнительные платные и прочие услуги, исходя от потребностей потенциальных заказчиков и потребителей и уровня их платежеспособности.

Более подробно остановимся на рисках, минимизация которых возможна силами образовательного центра. В большинстве своем это социальные риски, незначительная часть относится к организационно-управленческим и организационно-правовым рискам (табл. 10).

Риски и условия их минимизации

Таблица 10

Риски

Условия минимизациирисков

Неприятие инноваций частью педагогического коллектива.

  • дополнительное стимулирование;

  • моральная поддержка со стороны руководителей инновационных команд.

Трудности в изменении стереотипов педагогического мышления, ценностных ориентаций и установок, привычных методов работы, консерватизм в работе педагогов предпенсионного и пенсионного возраста.

  • Привлечениеучителей к инновационной деятельности учреждения;

  • стимулирование положительных эффектов от реализации проектов;

  • формирование инициативных групп, готовых оказать методическую поддержку педагогам-стажистам;

  • наставничество.

Внедрение новой модели может привести к уходу части педагогов при отсутствии притока кадров, что послужит причиной «кадрового голода».

  • повышение имиджа образовательного центра;

  • организация пиар-компанииобразовательного центра;

  • взаимодействие по привлечению выпускников с педагогическими ВУЗами.

Ответственность за процесс только на руководителе (при отдаленности не все можно «увидеть»).

  • делегирование (дозированное) полномочий;

  • расширенная ответственность заместителей;

  • отрегулированная система поощрений.

Уровень лидерства и инновационный потенциал руководителя недостаточен.

Обучение руководителя, в том числе дистанционное.

Непонимание частью родителей учащихся целей и задач инновации, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса.

Просветительская работа с заказчиками и потребителями услуг по разъяснению необходимости инновационных преобразований в деятельности современного образовательного учреждения.

Увеличение нагрузки (возможные перегрузки) учащихся, как следствие рост заболеваемости и общее ухудшение здоровья.


  • психологическое сопровождение;

  • совместная работа по профилактике и оздоровлению;

  • нелинейное расписание;

  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;

  • организация зон отдыха и релаксации.

Недостаточно высокая активность по софинансированию проекта со стороны родительской общественности, спонсоров, меценатов.

  • повышение имиджа образовательного центра (конкурентоспособности);

  • организация пиар-компанииобразовательного центра.

Недостаточное финансирование для содержания высококвалифицированных специалистов,в том числе и по информатизации в штате ОУ.

Аутсорсинг (привлечение высококвалифицированных специалистов на договорной основе).

Недостаточное финансирование для создания современнойМТБ.

Использование МТБ других ОУ.

Низкое качество поставляемого по целевым программам оборудования

  • финансовое дробление заказа (до 100 тысяч руб.);

  • консультации по покупке оборудования высококвалифицированных специалистов.

Территориальная отдаленность.

  • транспортная развязка, улучшение дорожного полотна;

  • внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс, дистанционное проведение совещаний, педсоветов.

Заключение

В настоящее время некоторые образовательные учреждения располагают уникальным образовательным продуктом, востребованным учащимися, общественностью, системой образования. Вместе с тем расширение доступности этого продукта сдерживается существующими ограничениями школы. Дальнейшее сдерживание открытости и доступности школы может привести к постепенной деградации, потере ее конкурентного преимущества и лидерской позиции в региональной (муниципальной) системе образования. Появление школ, внедряющих в учебно-воспитательный процесс различные педагогические эксперименты, работающих по экспериментальным программам и индивидуальным учебным планам, закономерно и является сегодня реальной необходимостью. Однако, как показывает практика, «нездоровая» конкуренция учреждений образования, разный подход их руководителей и педагогических коллективов к учебно-воспитательному процессу часто не дает положительных результатов и наносит ущерб эффективности их работы. В результате возникает нестабильность педагогических кадров, появляется негативное отношение учащихся и их родителей к отдельным учреждениям системы образования, их руководителям и педагогическим работникам, а отсюда и соответствующее отношение к вопросам воспитания и обучения.

Изучение литературы по данному вопросу и анализ имеющегося опыта российских регионов позволяют нам утверждать, что создание подобных центров способно эффективно решать поставленные перед российским образованием задачи. Объединение нескольких учреждений системы образования в образовательные центры позволит согласовывать и координировать работу руководителей, осуществлять единую систему непрерывного воспитания и обучения с внедрением передового педагогического опыта.

Литература



  1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст.69 п.2.).

  2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 с изменениями.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

  5. Комплекс мер по модернизации общего образования (Поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 04.04. 2011).

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010г., Пр-271.

  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07 сентября 2010 года N 1507-р.

  8. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

  9. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

  10. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

  11. Экономические и финансовые риски. А.С. Шапкин, В.А. Шапкин, М. - 2011.

  12. Социальная политика региона. Теория и практика. Под редакцией И.П. Скворцова, М. - 2010.

  13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков, Москва «Просвещение» 2009, standart.edu.ru/

  14. минобрнауки.рф/ - ФГОС начального профессионального образования.

  15. мрсо.рф/

Приложение 1

Участники проекта, их функции и компетенции

Заказчики

Функции/Компетенции

Органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования

  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

  • установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

  • разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

  • участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

  • обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме единого государственного экзамена;

  • формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

  • установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

  • организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования


  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

  • учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Родители

(законные

представители)

  • финансирование платных дополнительных образовательных и прочих услуг.



Приложение 2

Участники проекта и их заинтересованность


Участники

Функции/Заинтересованность

Образовательный центр

  • реализация программы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, программ начального профессионального образования, профильного обучения и дополнительного образования;

  • сопровождение качественного образовательного процесса;

  • получение качественных результатов педагогического труда;

  • высокий уровень социализации;

  • удовлетворенность государства и социума качеством предоставляемых услуг.

Учреждения дополнительного профессионального образования

  • предоставление качественных услуг в сфере профессионального консультирования, повышения квалификации и переподготовке педагогических и руководящих работников.

Органы государственно-общественного управления и самоуправления

  • Педагогический совет

  • обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебного процесса и способов их реализации;

  • принятие методического направления работы центра;

  • принятие решений о переводе обучающегося в следующий класс (ступень образования).

  • Совет учреждения

  • консолидация предложений и запросов участников образовательного процесса в разработке и реализации общеобразовательных и иных программ;

  • определение основных направлений развития;

  • контроль соблюдения нормативно закрепленных требований к условиям образовательного процесса;

  • участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работникам;

  • содействие деятельности директора центра по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса через активную работу с местными органами самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

  • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и т.д.

  • Научно-методический совет

  • разработка и совершенствование программы развития;

  • координация действий предметных кафедр, структурных подразделений и лабораторий, творческих объединений, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, а также для руководства инновационной и экспериментальной деятельностью педагогического коллектива;

  • согласование локальных актов по необходимости.

  • Общее собрание работников центра

  • избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам;

  • принятие коллективных требований к работодателю;

  • принятие решений об объявлении забастовки.

  • Наблюдательный совет

  • рассмотрение предложений вышестоящих организаций в отношении деятельности центра;

  • рассмотрение вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности;

  • согласование локальных актов по необходимости.

Некоммерческие организации

(партнерства, фонды, ассоциации, союзы)

  • поддержка и содействие центра путем осуществления социальной, благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности;

  • деятельности по охране здоровья, развитию физической культуры и спорта, по удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей его обучающихся (воспитанников) и персонала;

  • стимулирование и пропаганда деятельности центра;

  • правовое обеспечение, оказание материальной и юридической помощи, защиты и поддержки прав и законных интересов центра, его обучающихся и работников, а также иной общественно полезной деятельности исходя из целей и задач учреждения.



Приложение 3


Пользователи проекта и их заинтересованность

Пользователи

Заинтересованность

Воспитанники, учащиеся, обучающиеся

  • приобретение компетенций;

  • социализация и адаптация в обществе;

  • получение рабочей профессии.

Родители (законные представители)

  • всестороннее развитие личности.

Другие образовательные учреждения

  • приобретение передового опыта

Потенциальный работодатель

  • квалифицированный работник.

Органы власти (на уровне субъекта РФ и муниципалитета)

  • эффективность государственной политики в вопросах образования;

  • соблюдение действующего законодательства;

  • выполнение муниципального задания;

  • осуществление деятельности центра в соответствии с Уставом и иными нормативно-правовыми актами;

  • удовлетворенность культурно-образовательных потребностей обучающихся и родителей (законных представителей);

  • качественная подготовка выпускника.




Приложение 4

Проектное решение, комплекс мероприятий, направленных на реализацию цели проекта, нами представлен в разрезе поставленных задач:


Задачи проекта

Мероприятия, направленные на достижение решения проекта

Повысить удовлетворенность общества и государства образовательными услугами за счет обеспечения оперативного реагирования на изменения внешней среды и социального заказа путем расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества.

нормативно-правовая база:

  • приведение в соответствие учредительных и нормативно-правовых документов;

  • разработка новых локальных актов и должностных инструкций;

  • заключение новых трудовых договоров и прочих договоров с привлечением необходимых специалистов;

  • внесение соответствующих записей и изменений в трудовые книжки работников.

программы развития образовательного центра, направленная на реализацию широкого спектра услуг с учетом его много профильности:

  • формирование рабочей группы с закреплением обязанностей и определением отчетных сроков;

  • создание документа (программы);

  • обеспечение рассмотрения и обсуждения программы развития;

  • внесение коррективов, изменений;

  • утверждение и принятие программы развития.

бюджет Центра:

  • расчет нормативных материальных затрат на оказание муниципальной услуги, общехозяйственные нужды и содержание имущества;

  • составление сметной документации по дополнительным платным услугам.

штатное расписание с учетом нового качества:

  • анализ имеющихся штатных расписаний;

  • рассмотрение вопросов возможной оптимизации и необходимости введение новых ставок;

  • разработка и утверждение нового штатного расписания.

методическая базы:

  • анализ имеющейся материально-технической базы;

  • участие в целевых и грантовых программах по обеспечению ОУ материально-техническими средствами.

Повысить профессиональную компетентность педагогических и руководящих работников.

оптимальная структура управления учреждением:

  • анализ опыта существующих образовательных центров;

  • выбор наиболее эффективной структуры управления;

  • разработка структуры управления новым ОУ с учетом его специфики.

переподготовки педагогических кадров и повышения квалификации:

  • заключение договоров с ВУЗами на переподготовку и повышение квалификации;

  • содействие участию заинтересованных лиц в грантовых программах и проектах с целью повышения квалификации.

Материально-техническая база:

  • анализ имеющейся материально-технической базы;

  • участие в целевых и грантовых программах по обеспечению ОУ материально-техническими средствами.

Увеличить число инновационно-работающих учреждений.

обмен опытом:

  • проведение обсуждений и круглых столов с целью выяснения имеющихся недостатков и своевременному их устранению;

  • тиражирование результатов деятельности центра с целью мотивации других ОУ;

  • сопровождения внедрение модели образовательного центра на базе других образовательных учреждений через курсовую подготовку и осуществление процедуры консультирования в статусе стажировочной площадки.


© 2010-2022