Организация рефлексии на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация рефлексии на уроках.



«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперёд»

Евгений Доманский

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Концептуальной идеей построения технологии обучения по федеральным стандартам второго поколения в системе непрерывного образования явилась идея включения ученика в активную познавательную деятельность. Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле). В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.. Рефлексия в учебной деятельности - это осознанное получение новых знаний, когда ученик: 1) анализирует и актуализирует имеющиеся знания и умения; 2) пополняет их, вдумчиво выполняя задание;3) критически оценивает сделанное;4) проверяет и анализирует результат своей деятельности.

Классификация рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

• Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно - дискомфортно); Является средством самопознания.

• Рефлексия деятельности - это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

• Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно - скучно), духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия, контрольная и итоговая рефлексия).

Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. А применение его в конце урока покажет активность каждого ученика.

Назову некоторые приёмы данной рефлексии. Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах, обучающиеся либо «наряжают» ёлку, либо создают «дерево успеха», либо отправляются на «поляну» цветов, отмечая успешно или неуспешно выполненное задание.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Здесь уместен приём «Лесенка успеха».

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Они по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске: 1) сегодня я узнал…, 2) было интересно…, 3)было трудно…, 4)я выполнял задания…, 5) я понял, что…, 6) теперь я могу…, 7) я почувствовал, что… , 8) я приобрел…, 9) я научился…, 10) у меня получилось …, 11) я смог… , 12) я попробую…, 13) меня удивило…, 14) урок дал мне для жизни…, 15) мне захотелось…

Это - рефлексия содержания учебного материала. Её цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

  • Рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения).

Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке.

Прием «Плюс - минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Автор приема Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

: «Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать


«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

«+»

« - «

«П»

«Н»

«О»


«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.

Список использованной литературы:

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2010 г.

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2010 г.





+

что понравилось

-

что не понравилось

интересно









Знал

Узнал

Хочу узнать









«Рефлексивный экран»

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

Лестница успеха.

Усвоил новое знание и научился применять его на практике



Усвоил новое знание, но мне нужна ещё помощь.

Испытываю затруднения.

Лестница успеха.

Усвоил новое знание и научился применять его на практике



Усвоил новое знание, но мне нужна ещё помощь.

Испытываю затруднения.

Лестница успеха.

Усвоил новое знание и научился применять его на практике



Усвоил новое знание, но мне нужна ещё помощь.

Испытываю затруднения.



© 2010-2022