Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)

Внеклассное мероприятие «Видим или, кажется?» предназначено для школьников 8-11 классов и обучающихся УЗ СПО, изучающих дисциплины «Черчение», «Техническое черчение», «Инженерная графика». Знакомство с графическими плоскими и трёхмерными иллюзиями, практическое построение и их измерение, несомненно, вызывают заинтересованность и привлекают детей к изучению выше указанных дисциплин.
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»


Автор: Медведева Любовь Васильевна,

преподаватель ГБПОУ ИО ИрТРиАТ


Внеклассное мероприятие: «ВИДИМ ИЛИ, КАЖЕТСЯ?»

Методическая разработка


Цели:

  • познакомиться с особенностями человеческого зрения, графическими плоскими и трёхмерными иллюзиями, их применением, построить трёхмерную иллюзию;

  • способствовать развитию познавательного интереса, расширению кругозора;

  • воспитание принципов здорового образа жизни.

Оснащение: дидактический материал «Плоские графические иллюзии» - 25 шт. (приложение 1), «Трёхмерные иллюзии» - по 25 шт. (приложения 2,3), листы А5, карандаши, линейки, циркули.

Ход мероприятия

Вступление. Наши чувства - зрение, обоняние, осязание - играют огровную роль в жизни человека. От органов чувств мы получаем самую достоверную информацию об окружающем нас мире. И всё же, всё же …. Порой хочется сказать: «Не верь глазам своим!». И чувства можно обмануть. Всякий предмет окружающего мира ограничен некоторыми линиями, прямыми или кривыми. Это настолько привычно, что мы начинаем рисунок с контура любой вещи, а уже потом прорисовываем внутренние детали. Мы видим контур, а по нему определяем предмет.

1. «Плоские графические иллюзии» (приложение 1).

Вопрос: Что вы видите на рис. 1?

Ответ: Прямосторонний и вогнутый треугольники.

Объяснение: Они не очерчены линиями, но мы их видим, причём цвет их ярче, чем фон бумаги.

Вопрос: Что вы видите на рис. 2?

Ответ: 4 круга, на которые наклеена полупрозрачная бирюзовая плёнка. Объяснение: Видя участки с меньшей прозрачностью, мы начинаем искать границы некой вуали. Очевидно, что обманывает на глаз, а мозг!

Вопрос: Что вы видите на рис. 3?

Ответ: Куб.

Объяснение: А ведь его нет, его грани не нарисованы. На самом деле перед нами 8 чёрных кружочков с незакрашенными белыми участками. Мозг сам достраивает фигуру. Это ещё одна способность нашего восприятия - узнавать предметы, не видя их целиком. И ещё заметьте - белые полоски на кружочках кажутся белее, чем белая бумага!

НВнеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)аша зрительная система постоянно конструирует гипотезы. Например, вы видите на доске 3 точки (рис 1). Что они напоминают? (Ответ: треугольник). Но расположены эти точки по окружности, и это легко проверить циркулем. (На доске три точки, равномерно распределённые по окружности, рисуются заранее, окружность стирается)

Наша зрительная система придаёт большое значение смене яркости, движению, окружающему пространству. Это всё влияет на зрительный образ, созданный ею.

Вопрос: Что вы видите на рис 4,5 (приложение 1)?

Ответ: Спираль, овалы.

Объяснение: На самом деле на рисунках круги! Это можно проверить циркулем.

Вопрос: Что вы видите на рис 6?

Ответ: Квадраты, стороны которых наклонены друг относительно друга.

Объяснение: На самом деле стороны квадратов параллельны. Всё происходит оттого, что разные нейроны головного мозга, получая информацию от глаз, замечают направление одних полосок и не замечают других. В результате в нашей голове образуется путаница: информация о наклонных чёрных полосках и информация о квадратах мешают друг другу, что и создаёт иллюзию. Представьте себе, как будет выглядеть забор, если столбы разукрасить таким образом!

Вопрос: Что вы видите на рис 7?

Ответ: Круги и вогнутый треугольник.

Объяснение: Стороны треугольника прямолинейны, хотя кажутся вогнутыми. Это можно проверить с помощью линейки.

На рис. 8 отрезок АВ кажется длиннее АС, на самом деле они одинаковые. Это можно проверить линейкой или циркулем.

На рис. 9 иллюзия, которая называется «Сардины в банке». Туловища этих рыбок кажутся более толстыми у головы и узкими у хвоста. На самом деле они имеют прямоугольную форму, а разделяющие их тонкие оранжевые линии вертикальны. Иллюзия заключается в том, что оранжевые линии кажутся наклонными. Почему? Это не совсем понятно. Однако эффект на лицо. Чтобы линия казалась наклонной, надо, чтобы с двух сторон её окружали чередующиеся светлые и тёмные полоски. При этом тёмные и светлые полоски по обеим сторонам должны размещаться с небольшим сдвигом друг относительно друга. Линия же не должна быть светлее светлых полосок и темнее тёмных.

Мы можем и сами построить плоскую иллюзию. Например, начертите 2 прямоугольника размерами 30×60 мм. Разделите их посередине. Первый прямоугольник - горизонтальной чертой, второй - вертикальной (рис.2).

Что вы видите?

Ответ: Первый прямоугольник кажется уже и длиннее второго. Объяснение: Так горизонтальные линии делают фигуру зрительно длиннее, но уменьшают высоту. Подумайте, как эту иллюзию можно использовать в дизайне интерьера?

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)


2. «Трёхмерные иллюзии» (приложения 2,3)

Примерно с 80-ых г. ХХ века с помощью достижений компьютерной графики появились рисунки с трёхмерными иллюзиями. На первый взгляд ничего особенного. Но стоит посмотреть особым образом и появляется объёмное трёхмерное изображение.

Как рассматривать эти картинки.

Способ 1. Поднесите картинку к кончику носа. Вы увидите совершенно расплывчатое изображение. Дайте глазам привыкнуть. Затем, не меняя направления взгляда, медленно отодвигайте картинку, пока она не окажется на расстоянии вытянутых рук (рис.3). Вы должны увидеть изображение. В противном случае проделайте все сначала. Несколько попыток должны увенчаться успехом.

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)




Существуют различные приемы рассматривания стереоскопических изображений. Но в любом случае главное - не фиксировать взгляд, оставляя рисунок нечетким. Если вы не увидели изображение с первой попытки, не отчаивайтесь - такое случается часто. Но не будьте слишком настойчивы, ведь вы вынуждаете глаза проделывать непривычные упражнения и рискуете их утомить. Лучше повторить попытку через некоторое время.

Способ 2. Это так называемый метод "сквозного видения". При этом способе взгляд фиксируют за виртуальным изображением. Во время этого процесса рисунок начинает утрачивать четкость и происходит автоматическая аккомодация глаза (рис.4)..

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)



Посмотрите на трёхмерную иллюзию «Дельфины» (приложение 2), используя первый или второй способы.

Попробуйте самостоятельно увидеть, что изображено на других трёхмерных иллюзиях (приложение 3).

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)ОВнеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)тветы:

Лошадь Чайник

Просмотр трёхмерных рисунков требует напряжения глазных мышц и является своеобразной тренировкой глаз.

3. Гимнастика для глаз.

В последние годы в связи с компьютеризацией увеличилось число глазных заболеваний среди молодёжи. Существуют несложные упражнения для глаз, которые врачи рекомендуют для снятия напряжения с глазных мышц.

УВнеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)пражнение «Ромашка»: нарисовать глазами в воздухе большую ромашку (или знак бесконечности вертикально и горизонтально), повторить 5-6 раз.

Упражнение «День и ночь»: сильно зажмурить глаза (ночь), затем широко открыть глаза (день), повторить 10 раз.

Упражнение «Сокол»: найти предмет на линии горизонта, внимательно рассматривать его 3-5 мин.

Всем знакомы слова «Глаза - зеркало души». Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Существует иридодиагностика, при которой по состоянию сетчатки глаза определяют существующие заболевания и предрасположенность организма к ним.

Недостаток витамина А в организме проявляется в виде рези в глазах, тёмных кругах и точках в глазах при переходе из тёмного в светлое помещение.

Зрение надо беречь смолоду, чтобы видеть мир таким он есть! А, может быть, только, кажется?

Список использованной литературы


  1. Сильвии Редон-Клозар Добро пожаловать в мир иллюзий / Юный эрудит. - М.: Детская литература,2005, №12.

  2. Стив Пери Новое измерение. - М.: АСТ, 2004. - 96 с.





























Приложение 1

Плоские графические иллюзии

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)


рис. 1

рис. 2 рис. 3



рис. 4 рис. 5



рис. 7

рис. 6


рис. 8 рис. 9



Приложение 2

Трёхмерная иллюзия «Дельфины»

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)












Приложение 3

Трёхмерные иллюзии

Внеклассное мероприятие Видим или, кажется (8-11 кл)


© 2010-2022