- Преподавателю
- Другое
- Статья «Интегрированное обучение в начальной школе»
Статья «Интегрированное обучение в начальной школе»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заслонова И.Г. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Интегрированное обучение в начальной школе»
В школе ученики обычно изучают отдельные предметы и не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения приобретенные на одном из предметов можно использовать и на другом предмете. Детский возраст тем и хорош, что ребенку дается различная база знаний, умений, навыков, способность научиться учиться и применять эти знания в жизни. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребёнок (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его.
Интегрированное обучение предоставляет для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. Само понятие "интегрированное обучение" рассматривается, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач. В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Дети, пришедшие в школу, различны по темпераменту, видам памяти, усидчивости. Интегрированное обучение является одной из технологий, которая помогает ребятам лучше раскрыться. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха ответить «не то и не так».
Анализ историко-педагогических исследований показывает, что проблеме интеграции в обучении учащихся уделялось внимание во все периоды развития педагогики и школы, как отечественной, так и зарубежной.
Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, связанными какой-либо одной темой или одним видом деятельности.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть,
Интеграция - представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.
Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.
Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (математика, конструирование, чтение и так далее).
Сквозной уровень основан на применении законов, теорий в изучении различных предметов.
Следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.
-
объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
-
должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
-
интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.
Есть различные способы интеграции.
Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.
Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.
В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык - окружающий мир, музыка - математика и другие.
Существует еще один способ интеграции (смешанный), когда интегрируются несколько предметов (близких по содержанию и не очень), но не более четырех предметов.
При планировании интегрированных уроков нужно обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические требования к данным урокам:
-
непрерывные занятия длятся не более 60 минут с 1 - 2 физминутками и 1 минипеременой;
-
если после 60 минут интегрированный урок продолжается, то обязателен либо динамический час, либо прогулка на свежем воздухе;
-
интегрированный урок по временным рамкам не равен сумме временных отрезков данных предметов, а является уменьшенным временным отрезком, но более насыщенным и концентрированным;
-
в начальной школе уроки можно проводить2 - 3 раза в неделю; а в первом полугодии 1 класса такие уроки даже оказывают хорошую адаптацию учащихся, в среднем и старшем звене интегрированные уроки проводятся не чаще 1 раза в неделю
Интегрированный урок может иметь различную форму :
-
урок - сказка (сюжетный урок);
-
урок - путешествие по сказке (помоги главному герою);
-
урок - путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
-
урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
-
урок обобщения знаний и так далее.
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.