Статья «Интегрированное обучение в начальной школе»

Интеграция -  представляет собой высокую форму межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Эффективность интегрированного обучения очевида. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познаватьльная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к л...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интегрированное обучение в начальной школе»


В школе ученики обычно изучают отдельные предметы и не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения приобретенные на одном из предметов можно использовать и на другом предмете. Детский возраст тем и хорош, что ребенку дается различная база знаний, умений, навыков, способность научиться учиться и применять эти знания в жизни. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребёнок (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его.

Интегрированное обучение предоставляет для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. Само понятие "интегрированное обучение" рассматривается, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач. В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.

Дети, пришедшие в школу, различны по темпераменту, видам памяти, усидчивости. Интегрированное обучение является одной из технологий, которая помогает ребятам лучше раскрыться. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха ответить «не то и не так».

Анализ историко-педагогических исследований показывает, что проблеме интеграции в обучении учащихся уделялось внимание во все периоды развития педагогики и школы, как отечественной, так и зарубежной.

Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, связанными какой-либо одной темой или одним видом деятельности.

Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть,

Интеграция - представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.

Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.

Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (математика, конструирование, чтение и так далее).

Сквозной уровень основан на применении законов, теорий в изучении различных предметов.

Следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.

  • объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;

  • должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;

  • интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.

Есть различные способы интеграции.

Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.

Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.

В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык - окружающий мир, музыка - математика и другие.

Существует еще один способ интеграции (смешанный), когда интегрируются несколько предметов (близких по содержанию и не очень), но не более четырех предметов.

При планировании интегрированных уроков нужно обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические требования к данным урокам:

  1. непрерывные занятия длятся не более 60 минут с 1 - 2 физминутками и 1 минипеременой;

  2. если после 60 минут интегрированный урок продолжается, то обязателен либо динамический час, либо прогулка на свежем воздухе;

  3. интегрированный урок по временным рамкам не равен сумме временных отрезков данных предметов, а является уменьшенным временным отрезком, но более насыщенным и концентрированным;

  4. в начальной школе уроки можно проводить2 - 3 раза в неделю; а в первом полугодии 1 класса такие уроки даже оказывают хорошую адаптацию учащихся, в среднем и старшем звене интегрированные уроки проводятся не чаще 1 раза в неделю

Интегрированный урок может иметь различную форму :

  • урок - сказка (сюжетный урок);

  • урок - путешествие по сказке (помоги главному герою);

  • урок - путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);

  • урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);

  • урок обобщения знаний и так далее.

Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

© 2010-2022