«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34. 02. 01 «Сестринское дело»

Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга ГБОУ СПО «Санкт- Петербургский медицинский колледж им. В.М. Бехтерева».   Методическая разработка практического занятия для преподавателей   Тема: «Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»     Санкт- Петербург 2015 год.                                                                                                                  Тема: «Гигиеническая оценка рациона питания»   Время:  90 минут.   М...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»«Гигиеническая оценка рациона питания» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

ГБОУ СПО «Санкт- Петербургский медицинский колледж

им. В.М. Бехтерева».







Методическая разработка практического занятия для преподавателей


Тема: «Гигиеническая оценка рациона питания»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»





Санкт- Петербург

2015 год.

Составитель: Рошак Э.Ф.

Методическая разработка утверждена на заседании цикловой комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе и соответствует ФГОС.

Протокол № от ___________________ 2015 г.

Председатель комиссии: Васильева Е.Е.

«Согласовано»

«____» ________________ 20 г.

Методист ______________/Якуничева О.Н./







Содержание

Пояснительная записка ________________________________________стр.__

Тема , Цели , Оптимизация _____________________________________стр.__

Задачи ______________________________________________________ стр.__

Компетенции ________________________________________________ стр.__

Обоснование темы ___________________________________________ стр.__

Виды контроля ______________________________________________ стр.__

Карта методического оснащения _______________________________стр.__

Карта материально-технического оснащения ____________________стр.__

Хронокарта _________________________________________________стр.__

Задание для самоподготовки к занятию _________________________стр.__

Этапы планирования занятия __________________________________стр.__

Карта самостоятельной работы студентов _____________________стр.__

Карта самоподготовки студентов к следующему занятию _________стр.__

Граф логической структуры занятия ___________________________ стр.__

Схема интегрированных связей_________________________________стр.__

Список используемой литературы ______________________________стр.__

Приложение 1 _______________________________________________стр.__

Приложение 2 _______________________________________________стр.__

Приложение 3 _______________________________________________стр.__

Приложение 4 _______________________________________________стр.__

Приложение 5 _______________________________________________стр.__

Приложение 6 _______________________________________________стр.__






Тема: «Гигиеническая оценка рациона питания»

Время: 90 минут.

Место проведения занятия: кабинет № 25

Вид занятия: практическое

Оптимизация: использование межпредметных связей, активных методов, граф-логической структуры темы занятия

Самостоятельная работа: составление суточного рациона по расчетным таблицам

Цели занятия : закрепление теоретического материала и формирование новых знаний по теме

Цели занятия:

1.Дидактическая: Формирование новых знаний по теме занятия

Результаты

(освоения профессиональных компетенций)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.2.Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

- проведение санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике заболеваний

подготовка текста беседы по правилам рационального питания


ПК1.2Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения

подготовка докладов на тему:

«Болезни неадекватности питания», «Основные нутриенты пищи и их роль в организме»

ПК1.3Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Проведение профилактики заболеваний

обоснование проведения бесед, конференций с целью профилактики различных заболеваний

2. Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления, способности самостоятельно работать с информацией, анализировать её и делать правильные выводы.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии

Наблюдение в процессе учебных занятий, подготовка к студенческим конференциям.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении ухода за пациентом и общении с ним и его родственниками

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Наблюдение за учебной деятельностью студента, составлением текста бесед с пациентом, подготовка докладов

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Наблюдение за учебной деятельностью студента

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Наблюдение за учебной деятельностью студента; выполнение домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы, аудиторной самостоятельной работы

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-взаимодействиес обучающимися, преподавателем ходе обучения

- владение коммуникативными навыками общения;

Наблюдение за учебной деятельностью студента

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задач

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Наблюдение за учебной деятельностью студента

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня;

- организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, решение тестовых заданий

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- умение осваивать и использовать в работе новые информационные технологии и оборудование

Работа с информационными средствами обучения Составление электронных презентаций.

Работа с медицинским

оборудованием

3.Воспитательная:

Способствовать развитию профессиональных качеств


п / п

Профессиональные качества

Возможности их формирования на занятиях через

содержание деятельности студентов

1.

Организованность

При подготовке к занятию

2.

Аккуратность,

внимательность,

дисциплинированность

При выполнении домашнего задания, контроля знаний

3.

Чуткость,

доброжелательность

При общении с преподавателем и друг другом

4.

Культура речи, тактичность

При общении с преподавателем и друг другом

5.

Логическое мышление, наблюдательность

При сборе и анализе информационного материала


Уровни усвоения учебного материала

После проведенного занятия студент должен:

Уметь: проводить мероприятия по гигиеническому воспитанию населения

давать рекомендации по рациональному питанию

Знать: биологические основы рационального питания

правила рационального питания

основные нутриенты пищи и их значения в организме

витамины и роль в организме

Методическая разработка практического занятия по теме: «Гигиеническая оценка рациона питания» предназначена для помощи преподавателю в формировании у студентов следующих элементов компетенций:

ПК 1-1.3; 2.1-2.3

ОК 1-9

Виды контроля:

Предварительный контроль знаний студентов: Контрольные вопросы

Текущий контроль знаний студентов: Наблюдение за выполнением самостоятельной работы

Заключительный контроль знаний студентов: Защита протокола, вопросы по теме







Карта методического оснащения занятия по теме: «Гигиеническая оценка рациона питания».


№ п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется

1.

Учебник И.Г.Крымская

15

15

2.

Таблицы калорийности продуктов

15

15

3.

Таблицы «Суточная потребность взрослых в витаминах и микроэлементах

15

15

4.

Таблица « Суточная потребность в энергии, белках, жирах и углеводах взрослых трудоспособных мужчин»

15

15

5.

Таблица «Суточная потребность взрослых в макро- и микроэлементах»

15

15

6.

Таблица « Суточная потребность в энергии, белках, жирах и углеводах взрослых трудоспособных женщин»

15

15

7.

Таблица « Суточная потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах»

15

15

8.

Таблица «Классификация индекса массы тела»

15

15

9.

Таблица «Разделение видов профессиональной деятельности по величине затрат энергии»

15

15

10.

Таблица «Классификация индекса массы тела»

15

15

Карта материально-технического оснащения занятия:


№ п/п

Наименование

Необходимое количество

Имеется в наличии

1

Мультимедийная установка

1

1

2

Калькулятор

5

5

Хронокарта


№п/п

Название этапа

Время

1.

Организационный момент

2мин.

2.

Формулировка темы и ее обоснование

3мин.

3.

Определение целей и плана занятия

2мин.

4.

Предварительный контроль знаний студентов

5мин.

5.

Вводный инструктаж

2мин.

6.

Самостоятельная работа студентов

60мин.

7.

Заключительный контроль знаний студентов

10мин.

8.

Подведение итогов

3мин.

9.

Домашнее задание

2мин.

Карта для самоподготовки студентов к занятию по теме: «Расчет суточного рациона»

Раздел темы

Литература

Установочные инструкции

Вопросы для самоконтроля

Научные основы рационального питания

И.Г.Крымская

«Гигиена и основы экологии человека»

Обратите внимание на биологические основы питания: сбалансированность питания, режим питания, физиологические нормы питания для различных возрастных групп.

Что такое рациональное питание ?

Каковы принципы рационального питания?

Что такое сбалансированное питание?

Каковы требования к режиму питания?

Каковы принципы нормирования пищевых веществ?

Что такое пищевой статус?

Основные нутриенты пищи

Обратите внимание на гигиенические нормы потребления белков, жиров, углеводов и их значении в питании человека

Каковы гигиенические нормы потребления белка?

К чему приводит недостаточное потребление белка?

Что такое биологическая ценность протеина?

Каковы гигиенические нормы потребления жиров?

Какова роль ПНЖК в организме?

Какова роль углеводов в организме?

Каковы заболевания возникают при нарушении углеводного обмена?

Витамины.

Минеральные вещества.

Обратите внимание на основные группы витаминов и их значение в организме.

Обратите внимание на группы минеральных веществ и их значение в организме

Какова классификация витаминов?

Каковы признаки недостаточности витамина «С» в организме?

Какова роль витамина «Д» в организме?

Какова роль витамина «А» в организме?

Какова роль железа в организме?

Какова причина развития эндемического зоба?








Этапы планирования занятия


Название этапа

Краткое описание деятельности преподавателя

Краткое описание деятельности студентов

Цель

Время,

мин.

Оснащенность

1.

Организационный

Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, отмечает отсутствующих в журнале.

Готовят рабочие места

Мобилизовать внимание студентов на работу.



2

Журнал

Оценочный лист.

тетради

2.

Формулирование темы и ее обоснование

Сообщает тему практического занятия, отмечает значимость темы для изучения на других дисциплинах и в будущей профессии

Слушают, записывают в рабочие тетради (дневники) дату, тему и план занятия.

Осмысливают тему и план занятия.

Раскрыть практическую значимость темы, создать мотивацию для активизации познавательной деятельности студентов.



7

Тетради

3.

Объяснение последовательности плана занятия.

Объясняет последовательность учебного процесса.

Осмысливают информацию Слушают, задают вопросы.

Объяснить студентам последовательность их действий активизировать деятельность.


5

Тетради

4.

Предварительный контроль знаний

Фронтальный опрос

Разбирает ошибки, организует обсуждение, оценивает подготовку студентов к занятию.

Слушают и отвечают на заданные вопросы. Проводят взаимоконтроль и разбор ошибок, оценивают ответ коллеги.

Выяснить исходные теоретические знания и откорректировать их. Сформировать единый исходный уровень знаний.



10

Вопросы для фронтального опроса

Эталоны ответов к вопросам

5.

Вводный инструктаж

Обсуждает со студентам этапы выполнения работы

Отвечают на вопросы преподавателя , демонстрируя результаты самоподготовки

Определить готовность студентов к занятию

Дать подробную установку к самостоятельной работе.




25

Тетради,учебные плакаты

6.

Самостоятельная работа студентов:

1. «Расчет своего суточного рациона»


Организует работу, наблюдает, организует обсуждение.

Оказывает помощь студентам при формулировании выводов.

Раздает расчетные таблицы

Работают индивидуально и малыми группами.

Составляют свой суточный рацион


Повысить уровень усвоения за счет работы с таблицами



110

Самостоятельная работа студентов:

Составляют меню одного своего дня

7.


Заключительный контроль знаний.

Оценка.

Проводит заключительный контроль знаний .Подводит итоги .Выставляет оценки

Защищают протоколы

Отвечают на вопросы

.Подвести итоги работы группы на занятии , стимулировать познавательную активность

10


8.

Обобщение,

подведение итогов занятия.

Обобщает этапы работы, выделяет ключевые моменты.

Слушают, смотрят и участвуют в оценке работы.

Подвести итоги работы группы на занятии

5



Журнал, тетради



9.

ЗащитА протоколы

Проверяет, задает вопросы.

Оформляют протоколы.

Научить работать аккуратно.

2

Оценочный лист

тетради

Журнал.

10

Задание на дом.

Дает задание к следующему занятию.

Записывают домашнее задание.

Подготовка к следующему занятию.

2

Тетради

Карта самостоятельной работы студентов на занятии:

Этапы работы

Способы выполнения

Вопросы контроля


Карта для самоподготовки студентов к следующему занятию по теме: «____________»

№ п\п

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля









Граф логической структуры темы:






ТЕМА









Схема интегративных связей

Межпредметные связи

Истоки Выход

дисциплины дисциплины






Дисциплина









Внутрипредметные связи:

«Исход» «Выход»



ПРЕДМЕТ




























Список используемой литературы:

1.

2.

3.




































Приложение 1


  1. Используемые элементы КОСов п УД или ПМ:

    1. вопросы активизации и мотивации;

    2. теоретические задания с эталонами ответов и критериями оценки;

    3. ситуационные задачи с эталонами ответов (для клинических дисциплин);

    4. задачи, кроссворды и т.д. (с эталонами ответов);

    5. диктанты (……………………)

    6. наборы материалов для использования разнообразных активных методов обучения с эталонами ответов;

    7. программирование;

    8. элементы УИРСа;

    9. алгоритмы манипуляций (для практических занятий);

    10. критерии оценки техники проведения манипуляций, проведения опыта и т.д., оценочный лист к каждой манипуляции (для взаимоконтроля студентов на практическом занятии);

    11. сестринский процесс в подготовке пациента к манипуляции (для практических занятий клинических дисциплин);

    12. задания для ролевых ситуаций (для практических занятий доклинических дисциплин);

    13. оценочный лист знаний студентов (для преподавателей); и т.д.





Приложение 2

Для теоретических занятий (можно и для практических занятий): краткий конспект лекции.











Приложение 3

Иллюстративный материал (рисунки, таблицы, чертежи и т.д.).












1


© 2010-2022