Методические рекомендации Самообразование педагога ДО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразование педагога дополнительного образвания

Методические рекомендации

Данный сборник содержит рекомендации по организации и этапам работы по самообразованию . Методические материалы адресованы педагогам дополнительного образования.





Составитель: Пристинская О.В.,

методист МКУ ДО

«Дома детского творчества»

г.Новопавловска


2015




















































Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский


Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

 Планирование целостного воспитательного воздействия, включенного в воспитательную систему УДО.

 Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

 Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

 Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

 Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

 Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

 Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

 Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

 Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу - исцелится сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?



В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

 Телевидение.

 Газеты, журналы.

 Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

 Интернет.

 Видео, аудио информация на различных носителях.

 Платные курсы.

 Семинары и конференции.

 Мастер-классы.

 Мероприятия по обмену опытом.

 Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

 Курсы повышения квалификации.



Организация работы по самообразованию

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период - 2 - 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.
Наиболее часто возникают следующие проблемы:

 не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

 не могут правильно сформулировать тему самообразования;

 при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

 при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

 не могут сформулировать цель и задачи работы.



Предлагаем свои решения обозначенных проблем:


Возможная проблема

Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования.

 Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

 Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

Формулируйте темы по схемам:

 ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

 ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

 Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность


На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

 просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

 ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

 начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;

 изучите современные взгляды на проблему;

 используйте опыт других педагогов.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

 по мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

 записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

 записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

 пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы

Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи - пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации.

Этапы работы по самообразованию


1. Информационно - подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:

 Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

 Изучение периодической печати.

 Посещение библиотек.

 Знакомство с работами других педагогов.

 Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.
На данном этапе педагог может:

 Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

 Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

 Разработка конспектов занятий.

 Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.Подготовить консультации по теме.

 Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы - составление календарно - тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

 Разработать проект.

 Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

 Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

 Создать собственные методические пособия, атрибуты.

 Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:

 Презентация проекта.

 Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

 Мастер - классы.

 Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».

 Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

 Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

 Неделя педагогического мастерства.

 Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

 Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

Результаты самообразования


Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Рекомендации педагогу по самообразованию

 создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;

 поддерживайте связь с творческими людьми;

 расширяйте свой кругозор - читайте;

 путешествуйте;

 развлекайтесь, играйте и шутите;

 приобщайтесь к искусству;

 используйте современные технологии.


Список литературы:
1. Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. - 2007. - №3. - с.17-18.
2. Алексеев С.А. Внутренний механизм «самости» личностных качеств учителя в процессе непрерывного образования //Учитель в школе.-2009.-№2.- с.120-123.
3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы.- 2008. - №5. - с.169.
4. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов - фактор повышения качества образования //Учитель в школе.-2009.-№2. - с.124-126.
5. Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. - 2005. - №3. - с.69 - 73.
6. Проказа А.Т. Педагогическая проблема «Самости» и её реализация //Педагогическое образование и наука.-2005.-№3. - с.54 - 57.
7. Словарь - справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н.Буйлова, И.А.Дрогов и др. - М: ЦРСДОД, 2002.
8. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика.-2003.-№2. - с.42 - 47.

9


© 2010-2022