Программа по Теории Управления для старших классов

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72







СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО _____________

расшифровка подписи

Протокол № ___ от ___.___.20___ г.


УТВЕРЖДЕНА


Приказ по школе №____

от «___» ____________ 20 г.


директор МОУ СОШ №72:


С.В. Курбанова










Рабочая программа

по элективному предмету

«Теория управления»

для обучающихся 10-11 классов













2014-2016 учебные года

Пояснительная записка

Элективный предмет «Теория управления» предназначен для обучающихся 9-11х классов и рассчитан на 102 часа (три года по 1ч в неделю).

Знания, полученные в ходе изучения предмета, необходимы учащимся для подготовки к будущей профессиональной деятельности не только в специальных подразделениях МЧС (направленность кадетских классов в МОУ СОШ №72) но и в других областях социального управления и самоуправления.

В содержании предмета раскрываются актуальные требования современности и специфики профессиональной деятельности к уровню подготовки управленческих кадров и специалистов любых профессий, формированию психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, необходимостью руководить коллективом, принимать решения и брать на себя ответственность за качество исполнения.

Цель программы - создание всесторонних образовательных условий для самосовершенствования личности подростка в области теории управления и её прикладных аспектах в социологии, философии, психологии, экономике и других отраслях знания.



  1. Образовательные задачи

Формирование у воспитанников методологической культуры мышления, позволяющей самостоятельно, в темпе течения жизненных обстоятельств, осваивать и создавать необходимые знания, умения и навыки для решения жизненных проблем и достижения поставленных целей.



  1. Развивающие задачи



  1. Развитие способности мыслить в нестандартных ситуациях не шаблонно и стереотипно, а творчески, на основе методологии управления.

  2. Развитие навыков работы с коллективом и ораторского искусства.



  1. Воспитательные задачи



  1. Развитие культуры общения, позволяющей эффективно решать комплексные задачи на основе тандемного и политандемного принципа деятельности.

  2. Воспитание способности брать на себя ответственность за результат работы и инициативно воплощать поставленные цели.


  1. Педагогическая целесообразность

Понимание учениками течения социальных процессов и введение в круг их понятий управляемости общества ведёт к снятию общественной напряжённости и эволюционно-пошаговому преображению жизни народа и государства. Содержание программы нравственно обусловлено и направленно на развитие патриотизма как основы для устойчивого развития государственности России.

Создание методологически подготовленной кадровой базы для различных отраслей народного хозяйства насущная проблема нашего общества и предлагаемая программа направлена на формирование у воспитанников мировоззренческой основы для успешной управленческой практики. Кроме того, освоение программы способствует формированию кадровой базы для поддержания и развития процесса школьного самоуправления, как первого шага при вхождении в административную составляющую процесса общественного самоуправления.

Показателем успешного освоения программы будет повышенная успеваемость учеников. Овладение методологией управления будет дополнительным стимулом к осознанному и глубокому освоению всей школьной программы.

Программа «Теория управления» относится к предметам социально-педагогической направленности. По уровню освоения знаний, умений и навыков программа является общекультурной.

  1. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа в год, всего на 3 года (102 часа) для учащихся старших классов и включает в себя освоение нескольких разделов:

  1. Ожидаемые результаты

В результате обучения ученики должны

знать:

  • основы теории управления;

  • основы социологии;

  • основы психологии;

уметь:

  • инициативно и ответственно воплощать общественно полезные цели (управлять);

  • работать в коллективе;

  • мыслить в нестандартных ситуациях нешаблонно, творчески.





Тематическое планирование

Первый год обучения.

№ п/п

Тема

дата

Вводный раздел.

1.

Вводная лекция.

2.

Толпо-элитарная модель общества. Пирамида знаний. Методология и фактология, частичные занания.

3.

Высокочастотные и низкочастотные процессы. Процессы протекающие вокруг человека (макро и микро уровень).

4.

Закон времени. Смена логики социального поведения. Информационный «взрыв» общества.

5.

Причинно-следственные связи в социальных процессах. Причины и следствия.

6.

Возникновение низшей социальной группы граждан как следствие низкочастотного процесса.

7.

Причинно-следственные связи и обусловленности Закона времени.

8.

Двухполюсный и многополюсный мир. Расчленение СССР - первая фаза перехода от двухполюсного к многополюсному миру. Двухполюсный мир и однополярный мир.

Раздел 1. Понятие и сущность управления. Роль и место управления в современных социальных процессах.

Тема 1. Основные сведения об управлении.

9.

Роль и место управления в современных социальных системах. Роль и место управления.

10.

Мужское и женское начало в системах управления. Отличия мужского и женского начала в управлении.

11.

Роль мировоззрения и миропонимания в процессе управления. Роль миропонимания в процессе управления.

12.

Модели социальных систем. Модели систем.

13.

Информационные процессы в системах. Информационные процессы.

14.

2. Системы и процессы управления ими. Системы управления.

15.

2.1. Описание систем и процессов управления. Описание систем.

16.

2.1.2. Алгоритмизация процессов управления. Алгоритмы управления.

2.2. Системы и среды. Системы и среды.

17.

2.3. Процессы управления и отображения. Процессы управления.

18.

2.4. Управление системой. Управление системой.

19.

2.5. Описание состояния системы. Состояние системы.

20.

2.6. Взаимовложенность систем и процессов управления. Вложенность систем и процессов управления.

2.6.1. Понятие.

21.

2.6.2. Понятие системного подхода. Понятие системного подхода.

22.

2.6.3. Сравнительная характеристика Теории систем и Теории управления. Характеристики Теории систем и Теории управления.

23.

2.7. Главное содержание управления. Содержание управления.

Тема 2. Объект, предмет и метод теории управления. Цели и задачи. (Определение целей и постановка задач).

24.

1.Объект, предмет, метод, цели и задачи теории управления.

25.

2.Связь теории управления с другими дисциплинами.

26.

3. Теория управления как методология.

27.

4. Понятийно-терминологический аппарат Теории Управления. Терминологический аппарат Т У.

28.

4.1.ТУ как язык конвергенции (синтеза) наук;

4.2.Обеспечение инновационного прорыва в постиндустриальном обществе. ТУ как язык объединения.

Тема 3. Модель управления социальными процессами. Модели систем.

29.

Понятие Глобального исторического процесса. Понятие исторического процесса.

30.

Формирование модели социальной организации. ТЭМ социальной системы. Формирование модели (социальной) организации.

31.

Исторические предпосылки современной организации общественного управления в России и в мире. Исторические предпосылки организации общественного управления в России.

Тема 4. Информационные процессы в системе социального управления. Закон времени.

32.

Параметры описания информационных процессов управления. Понятие биологического времени и социального времени. Смена логики социального поведения (Закон времени).

33.

Следствия объективного влияния в обществе Закона Времени. В обществе. Требования к личности по З.В. По приоритетам ОСУ (ЗВ).

34.

Обобщение пройденного материала.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 2. Методологические основы теории управления.

Тема 5. Категории теории управления.

35.

1.Основные категории ТУ.

36.

1.2.Вектор целей управления. Вектор целей.

37.

1.3.Вектор состояния. Вектор состояния.

38.

1.4.Вектор ошибки управления. Вектор ошибки.

39.

1.5.Параметры управления. Параметры управления.

40.

1.6.Описание процесса управления. Описание процесса управления.

Тема 6. Полная функция управления

41.

1.Определение и этапы полной функции управления. Этапы функции управления.

42.

1.1.Опознавание фактора среды, с которым сталкивается интеллект, во всем многообразии процессов Мироздания. Понятие «Различения».

1.2.Формирование стереотипа распознавания фактора на будущее. Опознавание фактора и стереотипа среды.

43.

2.Целевая функция управления (Концепция управления). Замысел управления. Смысл. Замысел управления.

44.

3.Понятие концепции управления и видов власти в сфере общественного управления. Смысл управления.

Тема 7. Способы управления.

45.

1.Понятие способа управления и их классификация. Способы управления.

46.

2.Структурный способ управления. Способ управления в структуре.

47.

3.Безструктурный способ управления. Способ управления вне структуры.

48.

4.Различие структурного и бесструктурного управления. Различия управления.

49.

5.Сравнительная характеристика структурного и бесструктурного способов управления.

5.1.Отличительные свойства структурного и бесструктурного способов управления.

5.2.Комбинированный способ управления. Модель управления лидером. Смешанный способ управления.

Тема 8. Балансировочные режимы и маневры

50.

1.Понятие замкнутой системы. Понятие системы.

51.

2.Понятие балансировочного режима и маневра. 2.1.Балансировочный режим. Балансировочный режим управления.

2.2.Режим маневра.

2.3.Требования к маневрам.

52.

3.Маневры и теория катастроф. Требования к маневрам.

53.

4.Принципы сравнения и подобия. Маневры в управлении.

54.

5.Теория катастроф. Бескризисное управление.

Раздел 3. Мировоззренческие основы теории управления.

Тема 9. Роль мировоззрения и миропонимания в процессе управления.

55.

Объективное и субъективное в процессе управления. Объективное и субъективное в процессе управления.

56.

Мировоззрение. Мировоззрение в управлении.

57.

2.1.Калейдоскоп и мозаика миропонимания и мировоззрения. Калейдоскоп и мозаика мировоззрения.

58.

2.2.Мировоззрение «Я»-центризма. Мировоззрение «Я»-центризма.

59.

Модель Объективной реальности. Объективная реальность в управлении.

60.

Методы познания.

Раздел 4. Психологические основы теории управления.

Тема 10. Психологические основы управления.

61.

1.Человек часть биосферы.

62.

1.1.Механизмы осуществления социального управления. Механизмы осуществления управления.

63.

1.2. Левое и правое полушарие (абстрактно-логическое и предметно-образное мышление).

64.

1.3.Соотношение сознательного и бессознательного. Знания и подсознание.

65.

2.Необходимые качества психики при управлении. Необходимые качества управленца.

2.1.Нравственность в алгоритмике психики.

2.2.Эмоциональное настроение при принятии управленческих решений.

66.

3.Коллективное сознательное и бессознательное. Труд в коллективе.

67.

4. Психология управления и самоуправления. Управление и самоуправление.

68.

Обобщение пройденного материала.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 5. Принципы и методы управления.

Тема 11. Принципы и схемы управления.

69.

Замкнутые и разомкнутые системы.

70.

Принцип разомкнутого управления (программное управление).

71.

Принцип управления по возмущению (программно-адаптивное).

72.

Принцип управления по отклонению.

73.

Принцип управления предиктор-корректор. Управление корректор. Корректирующее управление.

74.

Принцип управления применительно к ПФУ. Принцип управления применительно к ФУ.

75.

Виды власти - принципы управления. Принципы управления.

76.

Устойчивость в смысле предсказуемости. Устойчивость управления.

Раздел 6. Средства управления.

Тема 12 . Материальные и информационные средства управления.

77.

Понятие об Обобщенных Средствах Управления (ОСУ). Понятие об Средствах Управления.

78.

1.Материальные средства управления. Средства управления.

79.

2.Информационные средства управления.

80.

Быстродействие и эффективность. Быстродействие и эффективность.

81.

Взаимодополняемость ОСУ. Взаимодополняемость СУ.

Тема 13 .Экономические аспекты управления.

82.

1. Научный подход в экономике. Экономика.

1.1.Понятия и определения экономической науки.

83.

1.2.Единица измерения в науке.

1.2.1.Инвариант в прейскуранте.

1. 2.2.Цена на товар. Цена на товар.

84.

1.3. Паритет валют.

1. 3.1.Золотой стандарт и энергетический.

85.

1.4. Структурный и бесструктурный способ управления в экономике.

86.

1.5.Контур циркуляции денег.

87.

2. Банковская система и кредитование.

2.1. Средства управления в экономике.

2.2. Инфляция и дефляция. Инфляция и дефляция.

88.

2.3. Сеньёранж.

2.4.Организационная схема экономики.

89.

3. Собственность - право управления. Собственность - право управления.

90.

4. Потребности.

91.

5.Устойчивость по предсказуемости (реформа КФС).

Раздел 7. Управление в суперсистемах.

Тема 14. Управление в системах.

92.

1.Понятие о суперсистеме.

93.

2.Освоение потенциала развития.

94.

1.Автосинхронизация процессов в суперсистемах.

95.

2.Соборный интеллект в суперсистемах.

96.

Внутренние конфликты управления в суперсистеме.

97.

Принцип дополнительности информации и концептуально неопределённое управление как особый вид управлений.

98.

Восстановление управления суперсистемой как единым целым.

99.

Взаимно вложенные суперсистемы с виртуальной структурой.

100.

Метод динамического программирования как алгоритмическое выражение ТУ.

101.

Вхождение в управление.

102.

Обобщение пройденного материала.



Рекомендуемая литература

1.Виханский О.С., Наумов A.M. Менеджмент: М.: Гардарики, 2002.

2.Герчикова И.Н. Менеджмент.М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.

3.Горшков В.Г., Грибова Ю.Н. Производственный менеджмент. Барнаул: АлтГТУ, 2003.

4.Горшкова Л.А., Горбунова М.В. Основы управления организацией: Практикум. М.: КНОРУС, 2006.

5.Гэлповэй Л. Операционный менеджмент, принципы и практика. СПб.: Питер, 2002

6.Джурабаев К. Т., Гришин А. Т., Джурабаева Г.К. Производственный менеджмент. М.: КНОРУС, 2005.

7.Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке М.: Вильяме, 2000.

8.Егорова Т.А. Организация производства на предприятиях машиностроения. СПб.: Питер, 2004.

9.Ермаков В.В. Менеджмент организации. М.: МПСИ, 2005.

10.Желтенков А.В. Управление операциями. Операционный менеджмент. М.: ФБКПРЕСС, 2005.

11.Зайцев Л. Н. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРАМ,2001.

12.Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием. М.: Интерпрессервис, 2005.

13.Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. М.: ИНФРАМ, 2004.

14.Ильдеменов СВ., Ильдеменов А.С., Лобов СВ. Операционный менеджмент. М.: ИНФРАМ, 2005.

15.Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000.

16.Керимов В.Э. Управленческий учет. М.: Дашков и К0,2003.

17.Козловский В.А. и др. Организация производства на предприятиях машиностроения. СПб.: Издво СПбГПУ, 2002.

18.КотлерФ. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2001.

19.Кужева СН. Производственный менеджмент. Омск, 2004.

20.Лапшин B.C. Производственный менеджмент. Саранск; Издво Мордовского унта, 2001.

21.Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРАМ, 2000.

22.Лукичева Л.И. Управление организацией. М. ОМЕГАЛ, 2005.

23.Мазур И.И. и др. Корпоративный менеджмент. М.: Высшая школа, 2003.

24.Менеджмент / Под. ред. В.В. Лукашевича и Н.И. Астаховой. М.: ЮНИТИ, 2005.

25.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.

26.Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРАМ, 2002.

27.Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.

28.Организация и планирование машиностроительного производства. Производственный менеджмент: Учебник / Под. ред. Ю.В. Скворцова и Л.А. Некрасова. М.: Высшая школа, 2003.

29.Организация производства на предприятии (фирме / Под ред. О. Волкова и О. Девяткина. М.: ИНФРАМ, 2004.

30.Основы инновационного менеджмента (теория и практика / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.

31.Основы менеджмента: Учебник / Под ред. Д.В. Вачугова. М.: Высшая школа, 2002.

32.Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

33.Производственный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИДАНА, 2002.

34.Производственный менеджмент / Под. ред. В.А. Козловского. М.: ИНФРАМ, 2003.

35.Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. М.: ЮПИТЕР, 2003.

36.Рубин А.Г. Управление процессами повышения конкурентоспособности промышленных компаний. М.: Издво Рос. эконом, акад., 2000.

37.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое знание, 2000.

38.Сергеева Е.А., Сафина Г.Р. Производственный менеджмент. Казань: Издво Казанского унта, 2006.

39.Туровец О.Г. и др. Организация производства и управление предприятием / Под ред. О.Г. Туровца. М.: ИНФРАМ, 2002.

40.Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства на предприятии. М.: ИНФРАМ, 2005.

41.Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРАМ, 2005.

42.Управление современной компаний / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. М.: ИНФРАМ, 2001.

43.Фатхутдинов Р.А. Организация производства. М.: ИНФРАМ, 2005.

44.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. СПб.: Питер, 2006.

45.Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобе Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. М.: Вильяме, 2001.

46.Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов н/Д.: МарТ, 2001.

48. В.А.Ефимов Прозрение Изд. «Общественная инициатива» С.-Петербург 2003г.

49. И.В.Дроздов. Геннадий Шичко и его метод - пособие для пьющих, желающих стать на путь трезвости, инструкторам-отрезвителям для глубокого овладения методом Г.А.Шичко, а также для всех желающих.

50. Грозящая катастрофа дурацкого рвачества. НУДО ИК Аналитики. Новосибирск 2002 г.

51. В.А.Ефимов. Основы системного управления в условиях глобализации. ООО «СПб СРП «Павел» ВОГ» 2006г.

52. А. А. Шарин. Глаголы мудрости. «Академия управления» Москва 2009г.

53.Язык наш: как объективная данность и как культура речи. Изд. «Общественная инициатива» С.-Петербург 2004г.

54.К пониманию макроэкономики государства и мира. Изд. «Общественная инициатива» С.-Петербург 2002г.

55.А.Нечволодов. От разорения к достатку. Русские деньги. НП «ЦМП «Стратегия будущего», 2006г.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


1. Доска классная.

2. Столы для слушателей.

3.Стулья для слушателей.

4. Видеопроектор.

5. Компьютер.

6. Раздаточный материал.

7. Рабочая программа.


© 2010-2022