• Преподавателю
  • Другое
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «ЭДЕЛЬВЕЙС»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «ЭДЕЛЬВЕЙС»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА




Рассмотрено Утверждаю на педагогическом Совете Директор МБОУ ДОД ДДТ протокол № 1 ___________ О.В.Гончарова от « 1» сентября 2014 г. от « 1 » сентября 2015 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


по хореографии

«ЭДЕЛЬВЕЙС»


художественно-эстетическая направленность



возраст обучающихся 7 - 18 лет,

срок реализации программы - 5 лет





Автор - составитель:

Музычук Светлана Ивановна

педагог дополнительного образования

ст. Тацинская

2015 г.


Паспорт образовательной программы

дополнительного образования детей (отдельный лист)

Наименование ОП

«ЭДЕЛЬВЕЙС»

Сведения об авторе

Ф.И.О. Музычук Светлана Ивановна

Место работы: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества Тацинского района Ростовской области

Адрес: 347060 Ростовская обл. ст. Тацинская,

ул. Песчаная,24

Телефон: 8-938-104-81-00

Должность: педагог дополнительного образования

Участие в конкурсах авторских образовательных программ

Участник областного этапа VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ

Направленность ОП

Художественно-эстетическая

Возраст обучающихся

Младший, средний и старший школьный возраст

Срок реализации ОП

5 лет

Нормативно-правовая база

Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»

Конвенция ООН «О правах ребенка»

(принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);

«Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №61;

Примерные требования

к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844).

Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановление Министерства Здравоохранения РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Сан-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»

Год разработки и редактирование ОП

2003 г. - первый вариант программы

2006 г.- первое редактирование программы

Разработка учебно-тематического планирования 4года обучения

2007 г. - второе редактирование программы Разработка учебно-тематического планирования 5года обучения

2008 г. - третье редактирование программы приведение программного материала в соответствие с «Примерными требованиями Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844

2012 г. - четвертное редактирование внесение дополнений в методическое обеспечение ОП.

2014г. - пятое редактирование - внесение дополнения в программу - индивидуального образовательного маршрута для детей с хореографической одаренностью.

Планируемые результаты образования на каждой возрастной ступени.
















СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3-6

  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9-19


  1. 2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения 8

  2. Содержание программы 1 года обучения 8-11

  3. 2.2 Учебно-тематический план 2 года обучения 12

  4. Содержание программы 2 года обучения 12-15

  5. 2.3 Учебно-тематический план 3 года обучения 16

  6. Содержание программы 3 года обучения 16-19

  7. 2.4 Учебно - тематический план 4 года обучения 20

  8. Содержание программы 4 года обучения 21 - 22

  9. 2.5 Учебно - тематический план 5 года обучения 23

  10. Содержание программы 5 года обучения 24 - 25

  11. 2.6 Учебно-тематический план творческой группы 26

  12. Содержание программы творческой группы

  13. 2.7 Учебно-тематический план «одаренного» ребенка

  14. Содержание программы индивидуального маршрута 27 - 28


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. 3.1 Здоровьесберегающие технологии

    2. 3.2 Форма оценки качества реализации программы

    3. 3.4 Классификация занятий по хореографии

    4. 3.5 Практический материал «Позиции рук и ног

классического и народного танца»

  1. 3.6 Конспект вводного занятия

  2. 3.7 Конспект итогового занятия

  3. 3.8 Рассказ о звездах хореографии

  4. 3.9 Викторина: «Какие бывают танцы»


  1. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

  3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Потребность в красоте у детей отмечается с первых лет жизни. Способность восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности формирует у детей стремление, готовность и умение вносить в свою жизнь элементы прекрасного. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовывать свою стихию. Им свойственно от природы выражать себя в движении: прыжках, беге, размахивании руками и хаотическом танце.

Детство - это уникальный период развития человека. Период, когда дети бесконечно нам верят, искренне раскрывают нам свои чувства, мечты, свою душу. Наша задача - не выпустить детскую ладошку из своих рук - терпеливо, радостно и доброжелательно ввести малышей в огромный, окружающий их мир, дать им увидеть, понять и полюбить самое ценное в этом мире, пробудить в них творческое начало.

В учреждениях дополнительного образования с разветвленной сетью детских объединений по интересам, студий, секций формируется та необходимая среда, которая служит ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Указанные педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детских хореографических коллективов.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Язык жеста столь же непереводим на язык вербальных определений, сколь язык музыки, потому что оба эти вида коммуникации являются функцией деятельности правого полушария мозга, ответственного за целостное, эмоционально - образное восприятие мира.

Благодаря своей непереводимости язык танца, музыки может проникать, согласно концепции Карла Юнга, в глубокие сферы бессознательного, извлекать и выявлять в нем подавленные влечения, желания и конфликты и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки.

С медицинской точки зрения часто хореография является своеобразной танцевальной терапией - устранение дефекта осанки (сколиоз, дифоз, лордоз), борьба с гиподинамией.

Искусство танца, в настоящее время, превратилось в массовую форму детского творчества. Современное хореографическое искусство объединяет в себе классический танец, народно-характерный, бальный и спортивно-современный.

На протяжении ряда лет педагогом изучалась методическая литература психологов, педагогов-хореографов (Барышникова Т. «Азбука хореографии», Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях», Степанова Л. «Народные танцы»), а также авторские программы: «Танец, совершенство, красота» - автор Васильченкова Л.В. (г. Миллерово), «Восхождение к творчеству» - автор Скробот А.А. (г. Новосибирск).

В программе Васильченковой Л.В. учебно-тематический план отличается четкостью, систематичностью, у Скробот А.А. - четкое распределение по темам содержания программы. Таким образом, изученный педагогом материал, лег в основу программы танцевального объединения «Эдельвейс».

Вместе с тем Программа танцевального объединения «Эдельвейс» имеет отличительные особенности:

- создаёт условия для свободного выбора каждым ребенком образовательного маршрута, поддерживает творческую индивидуальность в импровизационной среде;

- носит лично-ориентированный, деятельностный характер, направлена на самореализацию и самоопределение;

- учебный репертуар, построение рисунка танца, костюмов, декораций соответствует возрасту обучающихся, духовно-нравственным критериям воспитания современного подростка укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Особенностью программы является и реальная возможность в условиях сельского социума найти любимое дело, понять собственные возможности, т.е. обучающиеся участвуют в таких видах танца, как народно-характерный и современный. Кроме этого в учебно-тематический план программы введен дополнительный раздел - танцевальная импровизация, которая способствует развитию хореографического и музыкального воображения, учит детей создавать хореографические этюды. Экскурс в историю танца развивает детей духовно, интеллектуально, эмоционально, нравственно на примерах высочайших образцов культурного наследия человечества.

В процессе освоения материала нужно учитывать принцип «от простого к сложному». Данная программа осуществляется на таких принципах, как:

  • принцип научности;

  • принцип систематичности;

  • принцип наглядности;

  • интеграционный принцип.

Согласно этим принципам образовательный материал, который дается на занятии, соответствует уровню современного научного знания, преподносится обучающимся в определенной последовательности.

По принципу систематичности обучающиеся приобретают представления и понятия, которые являются элементами единой целостной системы знаний по предмету.

Педагогом используется метод показа, анализирование и обсуждение иллюстративного материала, просмотр видеозаписей. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную сферу обучающихся гармоничным сочетанием музыкальных, литературных, живописных хореографических образов.

Цель и задачи программы

Цель занятий в творческом объединении «Эдельвейс» состоит в создании оптимальных условий для вхождения обучающихся в мир музыкально-танцевальной культуры, для выявления и развития природных задатков и способностией детей, проявляющих повышенный интерес к классическому, народному и эстрадному танцам.

Данная программа является художественно-эстетической и направлена на художественное воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие творческого потенциала личности, устойчивого интереса к танцевальному искусству, активному здоровому образу жизни.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить детей с историей, терминологией и жанрами хореографии;

  • научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться;

развивающие:

  • пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения в различных жанрах танцевального искусства (народный, эстрадный, классический);

  • приобщать детей к национально-региональным особенностям искусства Дона, России через освоение хореографического искусства;

воспитывающие:

  • воспитывать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельность выдающихся танцоров;

  • воспитывать детей в гармонии с собой и с миром.

Особенности программы:

Программа «Эдельвейс» авторская, вариативная, разноуровневая, при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала; рассчитана на 5 лет обучения.

Возраст детей 7-18 лет. Группы формируются по возрасту, зачисляются дети школьного возраста на добровольных началах, без предварительного отбора и конкурса, согласно медицинским справкам.

1 год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа = 4 часа - 144 часа в год (младший школьники или средний и старший школьный возраст).

2 год обучения 3 занятия в неделю по 2 часа = 6 часов - 216 часов в год.

3,4,5 года обучения 3 занятия в неделю по 2 часа = 6 часов - 216 часов в год.

Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения в зависимости от:

- психологической готовности к обучению,

- физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,

- интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы,

- запроса обучающихся и/или их родителей (законных представителей).

Скорректирован учебно-тематический план для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями.

1 час в неделю, 36 часов в год - 1 год обучения.

Разработан учебный план для проведения интегрированных вокально-хореографических занятий, рассчитанный на 3 часа в неделю, 108 часов в год с переменным составом групп (3 группы вокалистов по 1 часу в неделю).

По окончанию обучения по программе для желающих организуется творческая группа (допрофессиональный уровень).

Занятия проводятся в группе, по подгруппам, индивидуально (подготовки сольных танцев, разучивание сольных партий); делятся на 2 части с перерывом 10-15 минут. Первая часть занятия - поклон, разминка, повторение пройденного. Вторая часть - разучивание новых движений, партерный класс.

Курс программы рассчитан на 5 лет обучения. Первый год обучения предлагает освоение азов хореографии, планируется вводное и итоговое занятие. Процесс обучения направлен на постановку корпуса, гибкость тела, вырабатывание верхней и нижней выворотности ног, подъема стопы, танцевального шага, прыжка, координации движений, устойчивости. Для того, чтобы увидеть результат своей работы, на первом году обучения разучиваются небольшие танцевальные этюды: образное исполнение животных, птиц и.т.д.

На втором году обучения продолжается работа над индивидуальными данными обучающихся. Исполняются упражнения с усложненным заданием. Например, на развитие верхней выворотности ног, помимо «лягушки» сидя, добавляется «лягушка» лежа на спине и на животе. Изучаются более сложные комбинации движений, и идет постановка уже не этюдов, а танцевальных номеров.

Третий год обучения увеличивает мышечную нагрузку, усложняется танцевальная лексика, вводятся новые технические приемы (вращения в продвижении, сложные дроби и т.д.). Кроме того на третьем году обучения вводится новый раздел - танцевальная импровизация, где дети могут сами придумать несложные комбинации движений. Также обучающиеся могут пробовать себя в постановке небольших танцевальных этюдов. Идет постановка номеров с усложненными рисунками.

Четвертый год обучения направлен на отработку правильности и чистоты исполнения движений классического и народно - сценического танцев. Предусмотрены упражнения для развития силы, выворотности и устойчивости ног. Идёт развитие творческого потенциала в процессе обучения. Подбирается более сложная музыка для постановок.

Пятый год обучения завершает освоение данной программы. Используются ранее изученные элементы, они исполняются в более сложных формах. Разучиваются разножанровые номера, движения которых должны исполняться с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно. Совершенствуется танцевальная техника.

Шестой и последующие годы обучения формируется творческая группа, где дети получат допрофессиональную подготовку, и возможность поступления в учебные заведения для приобретение профессии - хореограф.

10% учебного времени отводится региональному компоненту. В репертуаре коллектива отражено творчество казаков Дона.

За период обучения, в объединении обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. В середине года промежуточный контроль, а в конце - итоговое аттестационное занятие.

Для этой цели используются следующие методы: устный опрос по теории, наблюдения в процессе занятий, итоговое занятие, творческие отчеты, концерты. Проведение творческих конкурсов «Я - хореограф». По завершению учебного процесса, обучающийся получает свидетельство об окончании курса образовательной программы «Эдельвейс».








  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

Вводное занятие.

2

3

3

3

3

2

Из истории хореографии.

4

6

8

10

12

3

Ритмика. Дыхательная гимнастика.

26

-

-

-

-

4

Азбука музыкального движения.

8

6

6

-

-

5

Партерный экзерсис.

20

18

-

-

-

6

Классический танец.

20

24

20

24

24

7

Народно-характерный танец.

20

30

26

30

30

8

Эстрадный танец.

-

48

45

30

30

9

Танцевальная импровизация.

-

-

24

24

20

10

Постановочная и репетиционная работа.

Концертная деятельность.

40

75

78

89

91

11

Итоговые занятия.

4

6

6

6

6


Всего часов:



144


216


216


216

216




Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

Прак-тич.

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Из истории русской хореографии.

4

4

-

3

Ритмика. Дыхательная гимнастика

26

5

21

4

Азбука музыкального движения

8

4

4

5

Партерный экзерсис

20

6

14

6

Элементы классического танца

20

8

12

7

Элементы народно-характерного танца

20

6

14

8

Постановочная и репетиционная работа.

Мероприятия в ДДТ И объединении.

40

--

40

9

Итоговые занятия

4

2

2

Итого:

144

36

108

Учебно-тематический план 1 года обучения для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями. (Детское объединение «Чудеса»)

п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

Прак-тич.

1

Вводное занятие.

1

1


2

Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)

20


20

3

Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, разучивание этюдов).

14


14

4

Итоговое занятие

1


1

Итого:

36

1

35


Учебно-тематический план вокально-хореографических занятий

п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

Прак-тич.

1

Вводное занятие.

1

1


2

Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)

50


50

3

Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, работа над эмоциональной выразительностью).

57


57

Итого:

108

1

107


Содержание программы 1 года обучения

  1. Тема: Вводное занятие

Теория: Беседа «Танец - это радость». Правила поведения на занятиях, техника безопасности.

Практика: Проверка ритмического слуха. Построение в колонну по одному, по четыре. Изучение поклона.


  1. Тема: Из истории русской хореографии

Теория: Познакомить детей с первыми русскими выдающимися хореографами. Развитие хореографии в России.


  1. Тема: Ритмика. Дыхательная гимнастика

Теория: Элементы музыкальной грамоты - характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (вступление, основная часть, кода).

Практика: Первый этап - упражнения, при помощи которых дети овладевают тремя приемами: пружинным, плавным.

Второй этап - упражнения, помогающие овладеть ходьбой и бегом.

Третий этап - упражнения, которые раскрывают выразительность музыкально-пространственных композиций, учат осмыслению, коллективности.

Занятия по воспитанию дыхания подразделяются на 3 этапа:

  1. Освобождение тела от излишних напряжений в мышечной системе, дающее дыхательному аппарату необходимую настройку:

    • предварительный выдох произнесением звуков «ПФ», сохранить непроизвольную паузу, которая является, как бы переходом к новому вздоху.

    • За паузой новый вдох (носом). Получив запас воздуха, следует выдох. Так образуется цикл трехфазного дыхания.

По такой же системе выполняется упражнение на звук «М» (стон) - выдох «ПФ», пауза, вдох носом, выдох через звук «М». Повторить 5 раз.

  1. Укрепление мускулатуры дыхательного аппарата.

    • особенно полезно упражняться, произнося числа 1,2,3,4,5,6 и т.д. на протяжении полного удобного выдоха. Счет на выдохе выполняется четко, ясно, в определенном умеренном темпе. Повторяется каждый раз, увеличивая цифру.

  1. Практическое сочетание правильного дыхания с движениями:

    • Упражнение: выдох «ПФ», вдох - поднять руку, выдох опустить.

    • Упражнение: выдох «ПФ», вдох - поднять ногу, согнутую в колене, выдох - опустить.

    • Упражнение: выдох «ПФ», вдох - два шага на месте, выдох - четыре шага на месте.

    • Упражнение: выдох «ПФ», вдох - голову назад, выдох - наклонить вниз.


  1. Тема: Азбука музыкального движения

Теория: Характер исполнения номера: веселый, грустный, торжественный и т.д.. Музыкальные темпы: быстро, медленно, умеренно.

Практика: Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Слушание музыки и определение сильной или слабой доли такта хлопком.


  1. Тема: Партерный экзерсис

Теория: Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн».

Практика: партерный экзерсис позволяет достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц:

  • упражнения на вырабатывание выворотности ног и

танцевального шага;

  • упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;

  • упражнения для развитие эластичности стоп.


  1. Тема: Элементы классического танца

Теория: Классический танец, его красота, манера исполнения. Экскурс в историю. Введение терминологии.

Практика: Разминка у станка (лицом к палке).

Demi nlie - приседание (по 1 позиции)

Battement tendu - натянутые движения (по 1 и 5 позициям)

Battement tendu jete - натянутые движения с броском (по 1 позиции)

Battement fondu - тающий батман (по 1 позиции)

Releve - поднимание на полупальцы (по 1 позиции)

Grand battement - большие броски (назад и вперед).

Изучение позиций рук: подготовительная позиция, 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция (приложение)

Изучение позиций ног: 1 позиция, 2 позиция, 3 позиция, 4 позиция, 5 позиция (приложение).

Шаги и бег в характере классического танца:

  • Естественные бытовые шаги.

  • Танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног.

  • Шаркающие шаги (всей подошвой).

  • Легкий бег.

  • Бег с вытянутыми пальцами ног.

Позы в классическом танце:

  • Groisee (вперед и назад)

  • Efassee (вперед и назад)

Прыжки:

  • Temps leve saute

  • Pas echappe


  1. Тема: Элементы народно-характерного танца

Теория: Народно-характерный танец, его особенности, манера исполнения. Взаимосвязь классического и народно-характерного танцев.

Практика: В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом, но с небольшим изменением - менее выворотно: 1-я позиция, 1-я обратная позиция, 2-я позиция; 2-я обратная позиция, 2-я параллельная позиция, 3-я позиция; 4-я позиция, 4-я параллельная позиция; 5-я позиция; 6-я позиция.

При исполнении танцевальных движений используются разные положения стопы и подъема:

  • подъем вытянут (шаг с носка и т.д.)

  • подъем не вытянут (сокращен) (ковырялка и т.д.)

  • подъем свободен («флик-фляк» и т.д.)

  • подъем скошен (характерный rond de jamve)

Танцевальные шаги:

  • простой танцевальный шаг с носка;

  • шаг на полупальцы;

  • шаг на пяточках;

  • шаг на внутренней и внешней стороне стопы;

  • переменный шаг с носка;

  • боковой приставной шаг.


  1. Тема: Постановочная и репетиционная работа.

На первом году обучения детям предлагается творчески самореализовать себя в этюдах на выбранный или предложенный образ.


  1. Тема: Итоговые занятия

  • Занятие - викторина «Танец, совершенство, красота».

  • Итоговое занятие «Как хорошо, что мы танцуем».

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

  • терминологию классического танца;

  • позиции рук и ног в классическом и народном танце;

  • позы в классическом танце;

    • манеру исполнения классического и народно-характерного танцев;

    • знать и соблюдать правила техники безопасности

при исполнении упражнений партерного экзерсиса.

уметь:

    • исполнять основные шаги и бег в характере классического

и народно-характерного танцев;

    • слышать и понимать значение вступительных аккордов;

    • определять характер исполнения номера.


Учебно-тематический план 1 года обучения для групп обучающихся, осваивающих программу в рамках реализации ФГОС общеобразовательными учреждениями.


п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

Прак-тич.

1

Вводное занятие.

1

1


2

Азбука музыкального движения (разучивание рисунка танца, шагов танца, поворотов, комбинаций движений)

20


20

3

Постановочная и репетиционная работа (отработка синхронности исполнения элементов, техники движений, разучивание этюдов).

14


14

4

Итоговые занятия

1


1

Итого:

36

1

35


К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

  • позиции рук и ног в классическом танце;

  • позы в классическом танце;

уметь:

    • исполнять основные шаги и повороты в характере классического

танца;

    • слышать и понимать значение вступительных аккордов.

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Название темы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

3

1

2

2

Из истории хореографии

6

6


3

Азбука музыкального движения

6

3

3

4

Партерный экзерсис

18

2

16

5

Элементы классического танца

24

6

18

6

Элементы народно-характерного танца

30

6

24

7

Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики

48


9


39


8

Постановочная и репетиционная работа

Концертная деятельность. Мероприятия в коллективе

75

-

75

9

Итоговые занятия

6

3

3

Итого:

216

36

180

Содержание программы 2 года обучения

1. Тема: Организационное занятие

Теория: «Вы хотите стать такими же известными?» - рассказ о звездах хореографии. Задачи на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Работа с техническими средствами.

Практика: Ритмические хлопки, слушание музыки. Повторение поклона.


  1. Тема: Из истории хореографии

Теория: беседы о становлении хореографического искусства в России.


  1. Тема: Азбука музыкального движения

Теория: Музыкальные размеры (2/4,3/4, 4/4). Сложные размеры (6/8, 12/8). Измененные размеры.

Практика: Слушание, определение характера музыки и музыкального размера.

4. Тема: Партерный экзерсис

Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений партерного экзерсиса.

Практика:

  1. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага.

  2. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

  3. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

5. Тема: Элементы классического танца

Теория: Культура движений рук, выразительность. Закономерность переходов рук из одного положения в другое.

Все движения экзерсиса выполняются в более быстром темпе. К разминке у станка добавляются:

    • demi rond de jambe par terre - круг ногой по полу (вперед

и назад)

    • battement fondu - усложняется выходом на полупалец.

Практика: Усложняются элементы классического танца разнообразными комбинациями, более быстрым темпом исполнения. В упражнения вводятся повороты.

Изучается 1,2,3 и 4 arabesque и прыжки: assemble и pas jete.

Изучаются port de bras

6. Тема: Элементы народно-характерного танца

Теория: Источник яркости и живописи народных танцев. Быт и нравы людей разных народностей. Особенности народного и казачьего танцев. Костюмы, народные инструменты, сопровождающие танцы.

Практика: Изученные элементы усложняются разнообразными комбинациями.

Изучаются дробные движения: простая и дробная дробь, простой и сложный ключ, тройной притоп.

Так же ко второму году обучения относится изучение «ковырялочки», «моталочки» и поджатого прыжка в комбинациях движений.


  1. Тема: Элементы эстрадного танца

Теория: Эстрадный танец. Манера его исполнения. Взаимосвязь с классическим и народным.

Практика: Простые шаги с элементами:

  • приставной шаг;

  • приставной шаг с хлопком на 4;

  • приставной шаг с каблуком на 4;

  • приставной шаг с хлопком и каблуком на 4;

  • приставной шаг с demi plie по 6 п. на 2 и 4;

  • приставной шаг с demi plie по 6 п. и хлопком на 2 и 4.

  • «Уголок» на приставных шагах.

  • «Уголок» с хлопком на 4.

  • «Уголок» с каблуком на 4.

  • «Уголок» с хлопком и каблуком на 4.

Изученные элементы выполняются в комбинациях движений и усложняются добавлением рук и головы.

7. Тема: Элементы свободной пластики

Теория: Дискомузыка, дискотанец. Истоки дискотеки.

Практика: Упражнения небольшой амплитуды:

  • неглубокие приседания;

  • пружинные шаги;

  • подъем на полупальцы;

  • движения руками.

Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание.


  1. Тема: Постановочная и репетиционная работа

Занятие делится на две части:

  • Разминка

  • Постановочная и репетиционная работа


Постановочная часть

  • Выбор темы и музыки.

  • Определение сюжета танца (танец может быть и бессюжетный).

  • Подбор и изучение характерных комбинаций движений выбранного танца.


Репетиционная работа

Репетиция - это повторение и отработка танцевальных элементов и рисунка будущего танца.

Репетиция начинается с отработки элементов композиции сюжетного танца: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации и развязки. Отработанные элементы композиции объединяются в сюжет. Готовый танец репетируем в костюмах и с реквизитом, если таковой есть. Одни из важных моментов репетиции - обучение детей основам актерского мастерства. Основные качества, которые необходимо развивать у детей - это внимание, свобода и воображение. Нужно добиться того, чтобы ребенок почувствовал суть хореографических постановок - действовать в вымысле.


  1. Тема: Итоговые занятия

  1. Занятие - игра - сюрприз «Ромашка». В каждом лепестке «ромашки» - задание (теоретическое и практическое по изученному материалу).

  2. Итоговое занятие «Что умеем, то покажем, что узнали, то расскажем».

К концу 2 года обучения обучающиеся будут знать:

  • историю народного танца;

  • элементы свободной пластики.

уметь:

  • правильно выполнять экзерсис у станка;

  • владеть манерой исполнения эстрадного танца;

  • исполнять движения, сохраняя осанку и выворотность,

владеть движением стопы;

  • уметь согласно правилам исполнять изученные прыжки.

Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

3

1

2

2

Из истории хореографии

8

8

-

3

Азбука музыкального движения

6

3

3

4

Элементы классического танца

20

5

15

5

Элементы народного танца

26

5

21

6

Элементы эстрадного танца. Элементы свободной пластики

45

9

36

7

Танцевальная импровизация

24

-

24

8

Постановочная и репетиционная работа

Концертная деятельность. Мероприятия в объединении

78

-

78

9

Итоговые занятия

6

3

3

Итого:

216

40

176

Содержание программы 3 года обучения


  1. Тема: Организационное занятие

Теория: План работы на новый учебный год. Техника безопасности в танцклассе. Личная гигиена, репетиционная форма.

Практика: Слушание музыки с целью выбора музыкального оформления будущих танцевальных композиций. Просмотр фото и видеоматериалов отчетных концертов, выявление видимых недостатков в исполнении и предложение путей их устранения.


  1. Тема: Из истории хореографии

Теория: беседы об искусстве хореографии в советский период.


  1. Тема: Азбука музыкального движения

Теория: Выразительные средства и динамические оттенки в музыке: фортепиано. Синкопированный ритм. Акцентирование.

Практика: Слушание музыки в записи, определение ритмов и динамических оттенков.


  1. Тема: Элементы классического танца

  2. Теория: Основные правила смены ног при выполнении движений вперед, назад и в стороны. Закономерности координации движений рук и головы. Беседа «Мастера балета».

Практика: Постановка корпуса к станку боком. Рабочая позиция - третья.

Demi plie Grand plie - по 1.2.3 позициям

Battement tendu - из 3 позиции, крестом

Battement tendu jete - крестом

Rond de jambe par terre - затакт припарасьон выполняется по точкам и слитно

Battement frappe -выполняется крестом

Battement releve lend - на 90 градусов крестом

Releve - по 1.2.3 позициям

Battement fondu - крестом

Battement developpe - разворачивающее движение исполняется крестом

Grand battement jete - исполняется из-за такта крестом.

Изучается pas glissade.


  1. Тема: Элементы народного танца

Теория: Связь народной хореографии с особенностями народного костюма. Покрой одежды и характерные черты композиции, стиля, характера движений народных танцев.

Практика: Вводится характерный станок - подготовка к более четкому исполнению народных движений.

Demi plie Grand plie - по всем позициям в различных характерах.

Battement tendu - носок - каблук в разных характерах в сочетании с маленькими бросками и ударами в пол.

Battement tendu jete - маленькие броски, в работе участвует пятка опорной ноги.

Флик-фляк - упражнение с ненапряженной стопой. Позиция выбирается по характеру исполняемого движения.

Battement fondu - высокие повороты в разных характерах.

Battement developpe - раскрывание ног на 90 градусов в различных характерах.

Grand battement jete - большие броски с растяжкой в различных народных характерах.

Середина

Дроби на месте: обратная дробь и изученные дроби в комбинациях движений. Дроби в продвижении: «трилистник», «дробная дорожка».

Подготовка к веревочке. Веревочка. Маятник.

Шаги:

  • русский ход с ударом «молоточком» ногой сзади

  • русский ход с ударом «молоточком» ногой впереди

  • русский ход с ударом пяткой об пол.


  1. Тема: Элементы эстрадного танца.

Теория: Экскурс в историю. Источник яркости и живописи эстрадного танца.

Практика: Изученные элементы исполняются в комбинациях движений.

  1. «Треугольник» 2.«Квадрат» 3. Шаг, накрест, в сторону, вперед.

4.Шаг, накрест, назад. 5.Приставной шаг вперед.

8 Тема: Элементы свободной пластики

Теория: Танец «Модерн», его возникновение. «Новое - это хорошо забытое старое» на примере классической музыки в современной обработке.

Практика: Упражняясь в свободной пластике, развиваются физические качества: ловкость, координация, выносливость, сила мышц, гибкость, пластика. Учебный процесс начинается с повторения упражнений второго года обучения в сочетании с новыми:

- Упражнениями небольшой амплитуды:

  • неглубокие приседания;

  • пружинные шаги;

  • подъем на полупальцы;

  • движения руками.

- Упражнениями увеличенной амплитуды и темпа:

  • движения бедер;

  • движения корпуса;

  • подъемы и махи ног;

  • наклоны и повороты.

- Прыжки и упражнения, стабилизирующие дыхание.


  1. Тема: Танцевальная импровизация

На основе изученных элементов разных по стилю танцевальных форм, дети импровизируют самостоятельно, они соединяют движения в комбинации, танцевальные рисунки. Способные дети могут выступать в роли инструктора.


  1. Тема: Постановочная и репетиционная работа

Готовятся небольшие этюды для будущих постановок. Обучающиеся принимают участие в подборе движений. Отрабатывается техника исполнения, продолжается работа над манерой исполнения.

В репертуар включаются сюжетные и бессюжетные постановки. Обучающиеся могут подбирать тему. В работе используется характерная и эстрадная музыка.


  1. Тема: Итоговые занятия

  1. Итоговое занятие - импровизация «Мы уже взрослые».

  2. Зачетный урок - «Экзамен у Терпсихоры».

К концу 3 года обучения обучающиеся будут знать:

  • особенности костюма народного танца;

  • выразительные средства в музыке.

уметь:

  • слышать и воспроизводить синкопированные ритмы;

  • различать динамические оттенки;

  • принимать активное участие в постановке танца;

  • владеть своим телом, ощущать радость творчества.


Учебно-тематический план 4 года обучения

п/п

Название темы

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

3

1

2

2

Из истории хореографии

10

10

3

Элементы классического танца

24

6

18

4

Элементы народно-характерного танца

30

6

24

5

Элементы эстрадного танца

30

6

24

6

Танцевальная импровизация

24

6

18

7

Постановочная и репетиционная работа. Концертная деятельность. Мероприятия в объединении.

89

-

89

8

Итоговые занятия

6

3

3

Итого:

216

38

178


Содержание программы 4- го года обучения


  1. Тема: Организационное занятие

Теория: План работы на новый учебный год. Знакомство с видами запланированных номеров.

Практика: Просмотр видеоматериала с целью анализа изученных номеров. Повторение разминки, поклона.

2.Тема: Из истории хореографии

Теория: беседы, видеофильмы по истории хореографии.

3.Тема: Элементы классического танца

Теория: Основные правила выполнения новых элементов у станка и на середине. Ознакомление учеников с новыми выразительными особенностями

классического танца.

Практика: Постановка корпуса рук, ног, головы. Элементы классического

танца (продолжение изучения). Battement tendu jete (в комбинации).

Battement pike. Battement fondu (в комбинации).

2 port de bras. Allegro ( прыжки) changment de pied Pas Balanse.

Исполнение пройденных элементов на середине зала. Работа над ощущением

опорной и рабочей ноги в исполнении проученных комбинации. Добиваться

легких и плавных движении руками.

4.Тема: Элементы народно-характерного танца

Теория: Знакомство с истоками различных национальных танцевальных культур, а так же условиями жизни и историей той или иной народности. Изучение различных национальных стилей, основ иной национальной народной хореографии.

Практика: Упражнения у станка изучаются в комбинации движений.

Русский ход, переменный ход, припадание, гармоника, различные виды вращений. Танцевальная комбинация на середине зала.

5.Тема: Элементы эстрадного танца

Теория: Отличие эстрадного танца от современного. Знакомство с видами современных и эстрадных направлений.

Практика: Комбинация движений усложняются. Добавляются вращения в характере эстрадного танца, прыжки.

6.Тема: Танцевальная импровизация

На заданный педагогом образ, учащиеся придумывают движения и соединяют их в комбинации. Самые удачные комбинации разучиваются всей группой. Автор выступает в роли инструктора.

7. Тема: Постановочная и репетиционная работа

Разучиваются отдельные комбинации движений, которые в дальнейшем соединяются в номера. Отрабатывается техника, манера, синхронность исполнения. Продолжается работа над манерой задуманной постановки.

8. Тема: Итоговые занятия

1. Занятие- импровизация «Я - хореограф»

2. «Путешествие в мир хореографии»

К концу 4-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • основные движения классического танца;

  • правила исполнения движений народно-сценического танца;

  • следующие движения русского танца: русский ход, переменный ход, «припадание», гармошечка.

уметь:

  • исполнять движения на мелодию с затактовым построением;

  • исполнять « дроби » русского танца, сочетающие ударные и безударные движения (синкопы);

  • правильно ответить на вопрос о правильном положении: корпуса; стопы, пятки и носка; работающей ноги по отношению к опорной.


Учебно-тематический план 5 года обучения

п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1

Организационное занятие

3

1

2

2

Из истории хореографии

12

12

-

3

Элементы классического танца

24

6

18

4

Элементы народно-характерного танца

30

6

24

5

Элементы эстрадного танца

30

6

24

6

Танцевальная импровизация

20

4

16

7

Постановочная и импровизационная работа.

Концертная деятельность. Мероприятия в объединении.

91

-

91

8

Итоговые занятия

6

3

3

Итого:

216

38

178





Содержание программы 5 года обучения


  1. Тема: Организационное занятие

Теория: Составление репертуарного плана на предстоящий год. Обсуждение

костюмов на выбранные номера.

Практика: Повторение изученных номеров.

2.Тема: Из истории хореографии

Теория: беседы, видеофильмы, рефераты по истории современной хореографии.

3.Тема: Элементы классического танца

Теория: Знакомство с новыми элементами классического танца.

Практика: Классический экзерсис у станка: закрепление материала

пройденного на 4 году обучения. На 5 году обучения классический

экзерсис выполняется и на середине зала.

Основные позы классического танца: attitude craisee,attitude efacee, etcartee.Allegro: pas assaemble, gete 3 port de bras.

4. Тема: Элементы народно-характерного танца

Теория: Знакомство с новыми элементами народно-характерного танца

(у станка и на середине).

Практика: Элементы народно-характерного танца-peie, battement tendu

в характере русского, украинского, молдавского танца, у палки

середина: дроби и дробные ходы, « ключи», прыжки, вращения.

«Верёвочка» в характере украинского танца, комбинации дробей.

Усложнение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала.

5.Тема: Элементы эстрадного танца

Теория: Знакомство с элементами современной хореографии, с историей

направлений современной хореографии.

Практика: Разучивание позиций ног современного танца.

Разучивание элементов современной хореографии FUNK, TRANS, HOUSE, HIP-HOP.Закрепление и развитие ранее полученных эстрадных хореографических навыков.

6. Тема: Танцевальная импровизация

Продолжается работа, начатая на 4 году обучения. Обучающиеся придумывают образ и соответственно этому образу подбирают пластику. К концу года способные дети могут стать авторами собственного небольшого этюда.

7. Тема: Постановочная и импровизационная работа.

Разучиваются постановки, запланированные в самом начале года. Отрабатывается техника исполнения, синхронность, манера и т.д.

8.Тема: Итоговые занятия

К концу 5 года обучения обучающиеся будут знать:

  • элементами современной хореографии

  • элементы народно-характерного танца

  • элементами классического танца

уметь:

  • владеть основными навыками, требуемые школой классического танца;

  • исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку;

  • уметь правильно исполнять экзерсис у станка (классический и народно-характерный);

  • эмоциональное восприятие и передача в движении характера музыки;

  • исполнять движения с сохранением характера и манеры, грамотно и выразительно;

  • владеть навыками исполнения русского танца;

  • совершенствование танцевальной техники.


Учебно - тематический план творческой группы

п/п

Название темы

Общее

кол-во

часов

теория

практика

1

Организационное занятие

2

1

1

2

История русской хореографии

4

4

-

3

Элементы свободной пластики

18

-

18

4

Элементы народно-характерного танца

20

2

18

5

Элементы эстрадного танца

20

2

18

6

Танцевальная импровизация

20

-

20

7

Актерское мастерство

12

12

8

Постановочная и репетиционная работа

84

-

84

9

Мероприятия в ДДТ и объединении. Концертная деятельность

36

36

Итого:

216

9

207


    1. Тема: Организационное занятие

Теория: Анализ работы за прошедший учебный год. План работы на предстоящий учебный год. Обсуждение концертной деятельности коллектива «Эдельвейс». Репетиционная форма, гигиена тела. Техника безопасности в танцклассе.

Практика: повторение репертуара.


    1. Тема: История русской хореографии

Теория: разнообразить знания воспитанников объединения об истории русской хореографии, известных выдающихся танцорах, хореографах: Г. Уланова, А. Дункан, М. Плисецкая, Б.Моисеев, Цецкаридзе и другие.


    1. Тема: Элементы свободной пластики

Практика: продолжается работа по развитию физических качеств.

4.Тема: Элементы народно-характерного танца

Теория: манера исполнения характерных танцев как вид, их различия. Посещение концертов. Просмотр видеоматериалов профессиональных народных коллективов.

Практика: продолжается работа над техникой и манерой исполнения. Усложняются танцевальные комбинации, увеличивается темп исполнения и количество синкопированных ритмов.

5.Тема: Элементы эстрадного танца

Теория: совершенствование знаний по эстрадной и современной хореографии.

Практика: продолжение разучивания элементов эстрадной и современной хореографии. Закрепление ранее полученных навыков современной хореографии. Знакомство с новыми видами современной хореографии: стрит шоу, R & B.

6.Тема: Танцевальная импровизация

Импровизационные занятия соответствуют изучаемым постановкам. Обучающимся даётся задание придумать комбинацию движений, наиболее удачные включаются в номер.

7. Тема: Актерское мастерство

Теория: беседы о театральном искусстве.

Практика: уроки фантазии; упражнения (движение-поза-жест; мимика, перемещение в пространстве; сценическое внимание, воображение, раскрытие характера танца).


  1. Тема: Постановочная и репетиционная работа

Идет планомерная работа по развитию творческого потенциала учащихся. Педагог совместно с детьми делает танцевальные номера и устраняет недостатки в исполнении.

Мероприятия в ДДТ и объединении. Концертная деятельность.

Мероприятия по воспитательному плану.

Концерты, согласно плана работы ДДТ и района.

Ожидаемые результаты:

  • иметь представления об истории русской хореографии;

  • показать умения и навыки танца в ансамбле;

  • уметь передать национальную выразительность движений и ритмов;

  • показать умение работы на любых сценических площадках;

  • уметь самостоятельно работать над исполнительским заданием;

  • быть сплоченным, творческим коллективом.

Учебно-тематический план

индивидуального образовательного маршрута


Пояснительная записка

Очень важно, что дополнительное образование даёт большие возможности для развития детской одарённости, ведь, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если воспитанник, занимающийся в объединении учреждения дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то и это будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одарённости обучающегося необходимы индивидуальные формы работы. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого обучающегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Целью образовательной программы является формирование личностного, жизненного и профессионального самоопределения ребёнка.

Задачи: развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков; воспитание нравственно-эстетических качеств в процессе исполнительской деятельности; совершенствование танцевальных навыков

Исходя из методов наблюдения в творческой группе выявилась более способная обучающаяся Рубанова Елизавета, отличающаяся наиболее высоким уровнем исполнительского мастерства и быстрым усвоением материала. За время обучения Лиза зарекомендовала себя как способная, дисциплинированная и очень активная воспитанница. Эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует отличные знания по изученному материалу. Для продолжения занятий с таким ребёнком необходимо было наметить программу, учитывающую его возрастные и индивидуальные возможности.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному процессу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.

В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого ребёнка. Родители систематически посещают родительские собрания, открытые занятия, отчётные концерты воспитанников студии, мероприятия Дома детского творчества, активно принимают участие в развитии своего ребёнка, контролируя посещение как групповых, так и индивидуальных занятий. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка.

Ожидаемые результаты по окончании индивидуального образовательного маршрута

  1. Исполнять сольные партии в танцевальных постановках

  2. Исполнять трюковые партии в танцевальных постановках

  3. Уметь сольно исполнить танцевальный номер

Учебно-тематический план 1 года обучения

Количество занятий предполагается на первом году обучения в рамках коллективных 2 часа в неделю для работы над трюковыми номерами и сольными партиями.

Наименование раздела,темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Сольные партии в номерах

24

4

20

2

Трюковые партии в танцевальных номерах

52



3

Шене


1

10

4

Бегунок


1

12

5

Поджатый прыжок в повороте на 360 %


1

12

6

Обертас


1

14

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения

  1. Сольные партии в танцевальных номерах.

Умение исполнять более сложные по технике и постановке партии.

  1. Трюковые партии в танцевальных номерах.

Знать основы вращений: шене, бегунок, поджатый прыжок в повороте на 360 %, обертас.


Учебно-тематический план 2 года обучения

Количество занятий на втором году обучения в рамках коллективных предполагается 3 часа в неделю.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Сольные партии в танцевальных номерах

14

4

10

2

Трюковые партии в танцевальных номерах

30

3

Обертас

1

19

4

Бегунок

1

9

5

Исполнение сольного номера

70

3

67

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

  1. Сольные партии в танцевальных номерах

  2. Совместно с педагогом и реализовать его на зрителя

К концу прохождения индивидуального маршрута обучающаяся будет уметь:

  • исполнять вращения: обертас, бегунок

  • исполнять трюковые партии в танцевальных номерах

  • поставить сольный номер в жанре русского народного танца


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Здоровьесберегающие технологии

Забота о здоровье детей - это важнейшая задача педагога. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» провозглашает современное образование, как образование, направленное на сохранение и приумножение здоровья детей. Танцевальное искусство является мощным стимулом для развития устойчивого интереса детей к активному образу жизни.

Танцевальное движение является важнейшим элементом в хореографической деятельности. Оно направлено на то, чтобы сделать мышцы пластичными, а тело послушным воле исполнителя.

  1. Все упражнения тренажа выстраивать с учетом постепенного
    возрастания физической нагрузки (от простого к сложному).

  2. Элементы тренажа без опоры в быстром темпе выполняются на
    середине зала.

  3. Костюм и обувь обучающихся детей должны быть легкими и
    удобными.

  4. Занятия проводятся в просторном помещении, легко проветриваемом и с влажной уборкой.

  5. Музыкальное оборудование исправное.

  6. Костюмы и реквизит для танцевальных номеров без предметов
    угрожающих здоровью детей.

При выполнении трюков (вращений, прыжков и т.д.) необходимо следить, чтобы дети не растянули и не порвали ни мышцы, ни сухожилия.

Начинать занятия необходимо с разогревающих, разминающих упражнений.

При исполнении трюков очень важно знать, помнить и соблюдать все правила исполнения для того, чтобы избежать травм.

На протяжении всех лет изучаются и повторяются правила по технике безопасности и поведению в танцевальном классе.

Запрещается:

  • во время занятий выбегать в коридор;

  • без педагога пользоваться электроприборами;

  • делать акробатические упражнения без педагога;

  • выполнять растяжку без предварительной подготовки мышц и суставов;

  • на занятия надевать украшения.

К занятиям не допускаются дети без медицинского разрешения заниматься хореографией.


    1. Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в свободном для перемещения зале. В распоряжении коллектива:

1. Лаборатория технических средств:

  • Ноутбук, звуковоспроизводящая аппаратура;

  • мультимедийное оборудование, видеоматериалы;

2. Наличие костюмерной и раздевалки.

3. Оборудованное помещение (станок, зеркала).

4. Одежда для занятий: облегающая форма, балетки, танцевальные туфли.

Форма оценки качества реализации программы

За период обучения в объединении «Эдельвейс» учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется в течение года с помощью следующих методов:

  • специальные тестовые задания;

  • беседы;

  • наблюдения;

  • анализ открытых занятий;

  • концертные выступления.

Наиболее распространенной формой контроля является открытое занятие. Оно проводится в конце первого полугодия и в конце второго, что позволяет сравнивать результаты и сделать заключение об эффективности программы.

Концертно-сценическая деятельность коллектива также относится к форме контроля. Концертное выступление позволяет воочию отследить работу педагога и успех учащихся. Получив правильную, систематическую хореографическую подготовку дети показывают хорошие образцы детского танца. Педагог выступает в качестве союзника, тьютора, обучающиеся принимают на себя индивидуальную и коллективную ответственность за результаты обучения.

В процессе обучения применяются различные методы диагностики результативности образовательного процесса.

Диагностика уровня обученности производится системно (начало года, середина, конец года) в содружестве педагога дополнительного образования и педагога - психолога.

В начале первого этапа обучения проводится «срезовая диагностика музыкальных способностей и танцевальных навыков» (см. Приложение №1). Данные заносятся в общую таблицу и в результате получаем количественные показатели диагностируемых способностей и наблюдаемых качеств каждого обучающегося (см.Приложение №2).

На первом году обучения используется метод наблюдения, т.е. педагог заранее формулирует, что именно он хочет наблюдать у детей, затем все параметры выносятся на разработанную шкалу, и в результате получаем количественные показатели наблюдаемого качества у каждого ребенка.

На втором году обучения наиболее приемлем метод тестирования достижений. Тест достижений представляет собой набор вопросов по программе с вариантами ответов, из которых один правильный (см. Приложение №3). По результатам тестирования строится график, который определяет высокий, средний и низкий уровень обученности (см. Приложение №4).

Духовно-нравственное развитие детей отслеживается в ходе открытых занятий, письменных работ, эссе, в ходе участия в благотворительных концертах, народных праздниках, патриотических мероприятих (опрос, тест, педагогическое наблюдение).

Степень саморазвития ребенка в досуговой деятельности оценивается по специальной методике (Приложение 5).

На основании полученных данных проводится самокоррекция программы с целью достижения ее максимального эффекта.


Методический материал по подготовке и проведению занятий по хореографии

В зависимости от педагогических задач занятия по хореографии
классифицируются на:

  • обучающее;

  • тренировочное;

  • контрольное;

  • занятие - разминка;

  • показательное - открытое занятие.

Обучающее занятие

Основная задача - усвоение отдельных элементов, связок, соединений. Решаются задачи физического развития, воспитание музыкальности, выразительности.

Тренировочное занятие

Главная задача - подготовка организма к предстоящей работе, сохранение достигнутого уровня танцевального мастерства.

Контрольное занятие

Задача - подытожить освоение очередного раздела (приёма, элемента) хореографической подготовки.

Занятие - разминка

В период непосредственной подготовки к выступлениям, конкурсам, фестивалям рекомендуется выполнить стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогревание организма и снятие излишней психологической напряжённости. Этому способствуют привычные упражнения, которые по мере необходимости могут выполняться детьми самостоятельно.

Показательное занятие

Открытое занятие является определённым этапом, завершающим период занятий. Главная задача- показать достижения ребёнка к данному моменту по сравнению с предыдущим открытым занятием, зрелищность, слаженность движений в композициях и комбинациях.


Структура занятия.

Структура занятия остаётся классической: подготовка, основная, заключительная части.

В подготовительной части занятия решаются задачи организации занимающихся к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений и основной части занятий.

Средства: разновидность ходьбы и бега, танцевальных соединений, общеразвивающие упражнения, которые способствуют мобилизации внимания, подготовка суставно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В основной части занятия решаются основные задачи. Используется большое разнообразие движений: элементы классического танца, народного танца, элементы свободой пластики, общеразвивающих упражнений.

Принципы построения занятия.

Для правильного построения занятия принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.

Длительность пауз определяется правильной организацией занятия: правильным размещением занимающихся в зале, использование различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Важное место занимает методика составления учебных комбинаций, т.е. различных соединений из движений классического и народного танцев, прыжков поворотов равновесий и т.п., здесь существуют определённые закономерности:

1.Возраст и возможности учащихся, периодизация занятий.

2.Логическую связь движений:

  • положение тела в конце каждого движения должно

служить исходным положением для выполнения следующего;

  • все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного
    значения иметь дополнительные (функцию связи).

3.Оптимальную трудность композиции. Не следует умалять или
переоценивать возможности учеников.

4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать
хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь
при этом чрезмерным их разнообразием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:

1 .Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. Из-во « Музычна Украина», Киев, 1974.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во «Айри Пресс», М., 1999.

3. Бондаренко Л. Ритмика и танец в 1-4 классах общеобразовательной
школы. Из-во «Музычна Украина», Киев, 1989г.

4. Базарова Н Классический танец... Методика обучения в 4-5 классе, Из-во "Искусство", Л., 1975г.

5. Базарова Н.,Мей В. . Азбука классического танца. Методика обучения в 1-3 кл. Из-во "Искусство"; Л. 1983 г.

6. Бондаренко Л. Методика. хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях. Из-во "Музычна Украина", Киев, 1974г.

7. Бондаренко Л . Ритмика и танец в 1-4 кл. общеобразовательной школы. Из-во "Музычна Украина", Киев, 1989г

8. Барышникова Т. Азбука хореографии. Из-во "Айри Пресс", М., 1999г

9. Ваганова А. Основы классического танца. Учебник. Из-во "Искусство". Л.. 1980г.

10. Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. Из-во "Искусство", М., 1987г.

11. Костровицкая В.100 уроков классического танца (1-8 кл.). Учебно-методическое пособие. Из-во "Искусство", Л., 1981г.

12. Основы классического танца. Учебник. Из-во «Искусство», Л., 1980г.

13. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. Из-во "Просвещение", М..1972г.

14. Степанова Л.Народные танцы. Из-во "Советская Россия", М., 1965г.

Для детей:

1. Бочарникова Э. Страна волшебная - балет. Очерки. Из-во "Детская литература", М, 1974 г.

2.Великович Э. Здесь танцуют. Рассказы о танцах. Из-во «Детская
литература», Л., 1974 г.

3. Григорович Ю. Балет. Энциклопедия. Из-во "Сов. энциклопедия", М.. 1981г.

4. Захаров Р. Слово о танце. Из-во «Молодая гвардия», М., 1977г.

5.Козловский М. Балет. Этюды и образы. 1982г., Фотоальбом

6. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. Из-во "Молодая гвардия", М., 1982г

(Мастера искусств молодежи)

7. Пасютинская В. Волшебный мир танца. Книга для учащихся. Из-во
«Просвещение». М., 1985г.

8. Поэль Карп Младшая муза. Из-во "Детская литература", М., 1986 г. Серия "В мире прекрасного".

9. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев. Из-во "Искусство", М,

1981г. (Эстрадные танцовщики) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «ЭДЕЛЬВЕЙС» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «ЭДЕЛЬВЕЙС»


© 2010-2022