Конспект занятия по окружающему миру на тему Мы-казахстанцы

Цель данного занятия: познакомить детей с разнообразием природных ресурсов Казахстана, с областями и областными центрами; закрепить знания о символах Казахстана; формировать понятие «гражданин», «казахстанец»; развивать представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам, расширять представления о понятиях «Родина», «малая Родина», «областной центр». Воспитывать любовь к Родине.Словарная работа: Родина, символы, греб, гимн, флаг. Занятие интегрируется с занятием по казах...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Мы - казахстанцы»


Цель: познакомить детей с разнообразием природных ресурсов Казахстана, с областями и областными центрами; закрепить знания о символах Казахстана; формировать понятие «гражданин», «казахстанец»; развивать представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам, расширять представления о понятиях «Родина», «малая Родина», «областной центр». Воспитывать любовь к Родине.
Словарная работа: Родина, символы, греб, гимн, флаг.
Билингвальный компонент: Отан, бас қала, ел басы, азамат.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Мотивационно - побудительный этап:
Дети стоят в кругу и приветствуют гостей, говорят пожелания на казахском и русском языках.
Мен беріне дексаулык телеймін!
Мен беріне куаныш телеймін!
Мен беріне шуакты кун телеймін!
Ме беріне кошиді ойын телеймін!
- Здравствуйте, мои маленькие казахстанцы!
- Как вы думаете, почему я вас так назвала? (мы живем в Казахстане, мы живем в городе Усть-Каменогорске, который находится в Казахстане. Наша Родина - Казахстан)
- Ребята, что такое Родина?
- Как на казахском языке будет «Родина»? (отан)
- Правильно - это страна, в которой мы родились.
- И каждая страна имеет свои символы. Что такое символы? (гимн, герб, флаг)
- Кто мне скажет, что такое гимн? (это главная песня нашей страны)
- Я предлагаю ее вам послушать. Когда слушают гимн, все встают и кладут правую руку на сердце, на левую сторону груди. (Дети слушают гимн)
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.
2. Организационно - поисковый этап:
Воспитатель читает стихотворение.
Голубизна озерных вод,
Легла в основу флага.
Где солнца золотой восход,
Дарует мир и благо!
А взор парящего орла,
Хранит веков богатство.
В семье великой навсегда
Покой, единство, братство.
- Что это такое? (флаг) на экране появляется слайд.
- Государственный флаг Казахстана представляет собой голубое прямоугольное полотно.
- Как вы думаете, что означает голубой цвет флага? (ясное небо, мирное небо, мир и спокойствие)
- Что изображено в центре флага? (солнце)
- О чем оно говорит? (о дружбе и мире, согревает лучами весь Казахстан)
- Кого вы видите под солнцем? (орла)
- Что означает орел? (символ свободы и щедрости, символ стремления к полету)
- Что изображено слева? (орнамент)
Орнамент - это часть культуры казахского народа. Золотой цвет солнца, орла, орнамента означает светлое, яркое будущее наших народов.
- Ребята, а почему я говорю «народов»? ( В Казахстане живут люди разных национальностей)
- Автором государственного флага является художник Шакен Ниязбеков.
- А что это за символ? (герб)
- Кто посмотрит на герб нашей Республики, тот скажет: «Казахстан - мирная страна, которая стремится к благополучию и спокойствию».
- На голубом фоне изображен шанырак - повершие купола юрты. Шанырак считается священным. По народному преданию в шаныраке селятся аураки-духи. Они охраняют семейное благополучие, мир, покой домов.
- С двух сторон от шанырака находятся тулпары золотокрылые. Это мифические скакуны с рогами в форме полумесяца. Она воспевались в казахских легендах. Их силуэты несут глубокий смысл. Это бесстрашие льва и прозорливость сокола, сила быка и быстрота мыши. В нижней части находится надпись - Казахстан, а в верхней изображена пятиконечная звезда. Звезда означает дружбу народов всей земли.

- Я предлагаю поиграть вам в игру «Дружба народов».
Педагог детям раздает нити разных цветов, которые означают разные национальности. Дети должны сложить нити в один клубок, тем самым показать, как тесно сплелись нити, значит, так же крепко дружат народы, живущие в Казахстане.

- А сейчас, мои юные казахстанцы, мы отправляемся в путешествие. Только я пока не знаю, в какой город. Для того чтобы узнать, нужно разгадать кроссворд.
1. Как называется наша республика?
2. Основной закон нашей республики?
3. Прежняя столица Казахстана.
4. Коренные жители Казахстана.
5. Кто является Президентом нашей республики? Как на казахском языке будет «Президент»?
6. Главный город любой страны? А как на казахском языке будет столица? (бас кала)
7. Новая столица Казахстана?
- Конечно, ребята, мы отправляемся в новую столицу - Астану.
На экране меняются слайды с изображением Астаны, педагог комментирует их.
- Мы очень много путешествовали с вами по нашей столице и немного устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Ал балалар туурайк
Алакандарды согайк
Онга карак иеміг
Бір отырын бір турін
Біз тінігын гелайк.
Ребята, я предлагаю вам вернуться на малую Родину. Что мы называем малой Родиной? (город, село, где мы родились и где живут наши родные, близкие люди)
Дети вместе с воспитателем подходят к карте.
- Покажите на карте наш город Усть-Каменогорск?
- Город Усть-Каменогорск находится на территории Восточно-Казахстанской области. И является областным центром.
- Так заведено, что названия некоторых областей образовано от названия областного центра - города.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто внимательный». Я буду называть город - областной центр, а вы - называть область.
- Караганда - Карагандинская, Актобе - Актюбинская, и так далее. По окончании игры дети рассматривают карту.
- Посмотрите, ребята, тут нарисованы какие-то значки. Что они означают? (обозначения, чем богат край)
- На территории нашей области находится очень много сел и городов, где выращивают хлеб, разводят животных, добывают руду.
- Давайте посмотрим, чем же богата карагандинская область? (добывают руду)
- В Атырау - нефть, газ. И т.д.
- Ребята, наш Казахстан богат не только природными ресурсами. Путешествуя по нашей стране, можно увидеть зеленые леса и бескрайние степи, снежные горы и, конечно же, синие моря, озера, реки.
- Скажите мне, пожалуйста, какие крупные водоемы находятся на территории Казахстана? (Дети называют Каспийское море, Аральское море и озеро Балхаш, река Тобол)
- Дети вот и завершилось наше путешествие.
3. Рефлексивно - корригирующий этап:
Дети встают в круг.
- Ребята, вы счастливы, что живете в Казахстане? (Да!)
- Почему вы считаете себя счастливыми?
- Какое счастье, что мы все граждане нашей страны? Вы обратили внимание, что я сказала слово «граждане»? А на казахском гражданин - «азамат». Гражданин - это очень важное и хорошее слово. Мы - Казахстанцы. Чтобы понять его, я приглашаю вас в круг радости.
Возьмитесь по кругу за ленту и представьте что это граница нашей Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента снаружи. Лента образовала своеобразную границу республики Казахстан. Мы родились в Казахстане, значит, мы - граждане своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас, о нашем счастливом детстве. Границы нашей Родины зорко и смело охраняют пограничники, заботятся о нашем мире и спокойствии.
Мы - дети своей родной страны.
Живем мы в Казахстане!
И этим мы горды!

© 2010-2022