- Преподавателю
- Другое
- Статья Развивающий потенциал использования ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы
Статья Развивающий потенциал использования ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мандрыкина Е.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развивающий потенциал использования ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы.
Мандрыкина Е.А., учитель начальных классов МОУ Садовской СОШ №2 Аннинского района.
Актуальность внедрения компетентностного подхода в российскую школу становится всё более очевидной. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты. Принимая компетентностную модель образования, учитель переосмысливает цели и ценности своей деятельности, осваивает новые для себя позиции: тьютора, партнёра, эксперта, организатора самостоятельной работы. Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную деятельность, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнком, сформулированных как ключевые компетенции.
Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение темпом и глубиной прохождения учебных курсов, даёт возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одарённого ребёнка.
Учащиеся начальных классов, благодаря введению в качестве учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» - в 3-4 классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)», имеют возможность изучать этот предмет, направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Это позволяет учителю использовать информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся.
Опыт работы показывает, что знакомство с проектной деятельностью с использованием ИКТ можно начинать с первого класса, II полугодия. Учащиеся 1-2 классов знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Учащиеся 3-4 классов непосредственно принимают участие в разработке проекта. Учитель - координатор и консультант деятельности учащихся.
На подготовительном этапе учитель выступает в роли тьютора, готовит стартовую презентацию с целью привлечения внимания к проблеме, повышения мотивации к проектной деятельности, объясняет учащимся точки роста и возможного дальнейшего участия в областных и всероссийских конкурсах. Разрабатывает инструкции в помощь, для организации самостоятельной работы на основном этапе: «Обработка данных анкетирования», «Создание публикации», «Создание презентации». Готовит материалы для оценивания работы «Лист самооценки», «Гора успеха».
На основном этапе работают учащиеся. Их деятельность в проекте основана на использовании ИКТ. Ребята публикуют материалы анкетирования по вводным вопросам проекта, готовят презентацию по проблеме проекта, учатся сканировать, использовать буфер обмена между программами, работают с текстовым и графическим редактором. Для оформления проекта и дальнейшей его презентации учащиеся используют картинки из веб-коллекции сети Интернет. Учитель знакомит учащихся с практическими способами безопасной работы в Интернете. Педагог должен предусмотреть два основных момента: во-первых, находясь в Интернете, не нужно терять бдительности и поддаваться ухищрениям злоумышленников, реализующих атаку на локальный компьютер. Во-вторых, необходимо построить защиту компьютера, которая будет включать в себя надёжное приложение-антивирус, а также новейшую версию браузера для работы в Интернете с предварительно настроенными параметрами безопасности.
Педагог занимает позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивает их при помощи соответствующих критериев.
Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы:
-
подготовка презентации результатов;
-
публичная презентация проектной работы;
-
анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
-
оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
Оценка работы.
Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка опирается на основные элементы проектной работы и учитывает актуальность выбранной темы, качество основного продукта, и качество процесса работы. При выставлении оценки должны учитываться следующие параметры:
-
наличие общего плана работы над проектом;
-
наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования;
-
отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам;
-
наличие и качество отчётных материалов;
-
наличие анализа источников информации;
-
качество презентации.
На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: презентации учащихся, размещение материала проекта в Интернете, на школьных сайтах, оформление, редактирование и выпуск книг.
Нами с учащимися разработаны проекты: «Страна неведомых животных», «Бабушкины сказки», «Всем детям рады в этом мире», «Я независим от…»
Проекты: «Страна неведомых животных» и «Бабушкины сказки» стали победителями конкурса на лучший исследовательский проект на тему детского и семейного чтения в номинации «Детское чтение» на областном фестивале детской книги «Вместе с книгой мы растём» в 2008г. и в 2009г. (дипломы победителя). Социальный проект «Всем детям рады в этом мире» победил в X областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края - гражданин России» в 2010 году, учащиеся начальной школе принимали активное участие в реализации данного проекта.
С материалами этих проектов и продуктами деятельности учащихся можно познакомиться на сайтах:
sadovskschool2.narod.ru/
school-vestnik.narod.ru/
openclass.ru/communities/83775
inna-sadschool2.ucoz.ru
Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся формирует у них ключевые компетенции, повышает культурный уровень воспитанности, развивает умение работать с различными источниками информации, умение использовать для обучения ресурсы сети Интернет, формирует навыки публичного выступления, навыки самооценки и самоконтроля (личностное совершенствование), развивает умение выполнять рефлексию, делать выводы.