- Преподавателю
- Другое
- Отчет работы школьной библиотеки
Отчет работы школьной библиотеки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дергачёва Н.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отчет - анализ работы
школьной библиотеки
МБОУ «Красногвардейская школа № 1»
за 2014/2015 учебный год.
-
Общие сведения о библиотеке.
Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана, утвержденный директором МБОУ «Красногвардейская школа № 1».
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-
Формирование и удовлетворение потребностей учащихся и педагогов в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги;
-
Содействие учебно-воспитательному процессу и самообразованию путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов;
-
Формирование высоконравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности способной в дальнейшем участвовать в развитии общества, обладающей прочными знаниями по профильным дисциплинам;
-
Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников;
-
Воспитание культурного и гражданского самосознания;
-
Формирование комфортной библиотечной среды.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.
Количественная характеристика читателей
Всего читателей - 481 чел.
Из них:
Учащихся - 407
Учителя школы - 50
Другие - 24
Читателями библиотеки являются учащиеся и сотрудники школы.
Изучение читательских формуляров 1 классов показал, что 34 % учащихся записаны в библиотеку и читают художественную и программную литературу. Сравнительная диаграмма по количеству учащихся читающих художественную литературу и по программе.
В библиотеке систематически ведется «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий. Так в посещаемость составляет 3194, а количество книговыдач - 17716.
1). Количество обучающихся в школе:
Всего
1кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
631
64
92
71
57
58
44
58
53
49
44
41
2). Количество педагогических работников 57 чел.
3). Число читателей 481 чел.
Число
читателей
по параллелям
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
Всего
23
53
15
32
54
40
26
45
49
35
35
407
% от общего числа обучающихся
36
58
21
56
93
90
45
85
100
80
85
68
Благодаря проведенным библиотечным урокам проведенным в 1-9 классах, количество учеников (407) записавшихся в этом учебном году превышает количество записанных в прошлом году (327).
Сравнительная диаграмма записавшихся учащихся классов в 2014\2015 уч. г. и в 2013/2014 уч. г.
4). Объем библиотечного фонда:
Книжный фонд библиотеки составляет - 37 691 экземпляров. Основной фонд библиотеки - это художественная, научно-популярная, методическая, справочная литература;
учебников - 22 962 экземпляра.
Книги в библиотеке расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту учащихся, отдельно расположена методическая литература, подписные издания, справочно-библиографические издания.
В библиотеке имеется и тематическая расстановка книг:
«Это мешает нам жить»;
«Крым - наша Родина, Крым - наш дом родной»;
«Зная о правах, помни об обязанностях»;
«Природа наша мать, надо ее оберегать»;
«Вам, родители!»;
«За страницами твоего учебника»;
«Секреты, советы, ответы для родителей»;
«Искусство быть читателем»;
«О дивный Крым, чудесный край!»;
«Ты дал мечту, ты веру дал и мудрости завет»;
«К нему не зарастет народная тропа!»;
«Что за прелесть эти сказки!»;
«Сто дорог - одна твоя».
Для обеспечения учета при работе с основным фондом ведется следующая документация:
-
Книга суммарного учета основного фонда;
-
Инвентарная книга;
-
Журнал учета изданий, не подлежащей записи в инвентарную книгу;
-
Журнал учета книг, принятых от читателей взамен утерянных;
-
Акты:
- на списание устаревшей литературы;
- на литературу, переданную в дар;
-
Накладные на книги;
-
Каталоги и картотеки.
Для обеспечения учета при работе с учебным фондом ведется следующая документация:
-
Книга суммарного учета учебного фонда;
-
Каталог учебников;
-
Накладные на учебники;
-
Акты на списание учебников;
-
Журнал выдачи учебников по классам.
III. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
1. В библиотеке имеется справочно-библиографический аппарат (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки)
-
систематический каталог ( составляется заново)
-
картотека «Тематическая картотека» - в помощь учителям в проведении внеклассных мероприятий
-
настольные ящики свободного выбора по содержанию:
-«Рассказы о животных»,
-«Стихи на русском языке»,
-Любить природу, значит любить Родину»,
-«Что за прелесть , эти сказки»,
-«Это мешает нам жить»,
-«Путь к себе»,
-«Земля и космос»,
-«За страницами твоего учебника».
-
рекомендательные списки:
- «Родной край»;
-«Мир-природа-жизнь».
2. Для ознакомления пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний проводятся библиотечные уроки, которые включают: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с каталогом, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями. Все библиотечные уроки проводились с использованием презентаций.
«Поговорим о книге» 1 классы
Экскурсии в библиотеку
«Знакомство с библиотекой»
2 классы
«Иллюстрации в книге» 3 классы
«Структура книги» 4 классы
«Необычные библиотеки мира» 5 классы
«Словари наши помощники» 6 классы
«Эти книги знают все» 7 классы
«Энциклопедия - книга, которая знает все» 8 классы.
IV. Воспитательная работа
В течение учебного года в библиотеке велась индивидуальная и массовая работа. Для педколлектива по требованию подбирался необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и других мероприятий. Также проводились рекомендательные беседы при выборе книг.
Цели массовой работы - показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, сделав чтение первейшей потребностью. Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течении учебного года проведено следующие мероприятия:
-
Семинар районный
«Проектная деятельность в школьной библиотеке»
2.Устная газета по книгам-юбилярам А.Гайдара (80 лет произведениям «Военная книга» и «Судьба барабанщика»
3. Театрализованное представление
«Посвящение в читатели» 1 классы 16.04.2015 г.
Первоклассники познакомились со сказочными героями из любимых книг, которые проверили знания ребят и пригласили в город книг под названием библиотека.
4. История одной книги Д.Дефо «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо» (295 лет)
5.Литературное знакомство А.П.Чехов
6. Литературная игра по творчеству Э. Успенского
«Путешествие в Простоквашино»
В г. Успенскограде участники игры познакомились поближе с замечательным детским писателем Эдуардом Николаевичем Успенским.
Город художников.
Шапокляград. Поиграем
7. Вручение обложек на учебники «История России»
-
Игра - путешествие по сказкам Андерсена
(к 210-летию со дня рождения великого писателя)
3. Организация выставок.
Книжные выставки - хорошая форма работы по пропаганде книги, и библиотека широко использует эту форму работы.
В библиотеке имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой .
Календарные даты.
-
85 лет со дня рождения Василия Шукшина, писателя и кинорежиссера времен СССР
-
265 лет со дня рождения А.Радищева, писателя, философа.
-
110 лет со дня рождения советского писателя Н.Островского
-
200 лет со дня рождения М. Лермонтова
-
220 лет со дня рождения А.С.Грибоедова, поэта, драматурга
-
90 лет со дня рождения Е.И.Носова, писателя
-
155 лет со дня рождения А.П.Чехова, писателя, драматурга
-
125 лет со дня рождения Б.Л.Пастернака, русского поэта
-
160 лет со дня рождения В.М. Гаршина, писателя
-
175 лет со дня рождения Эмиля Золя, французского писателя
-
270 лет со дня рождения Д.И.Фонвизина, писателя, драматурга
-
110 лет со дня рождения М.Шолохова
Книжно-иллюстрированные выставки:
-
Педагоги Дона педагогам Красногвардейска.
-
Педагоги России: инновации в образовании.
-
«Береги свою жизнь» - правила дорожного движения.
-
«Книги-юбиляры2014 года».
-
Н.Островскому - 110 лет со дня рождения.
-
155 лет со дня рождения А.П.Чехова.
-
160 лет со дня рождения В.М.Гаршина.
-
Детям о войне.
-
Чернобыльская трагедия.
-
270 лет со дня рождения Фонвизина.
-
Путешествие в Андерсенландию.
-
9 мая день Победы.
V. Информационная работа
Библиотекарь своевременно информирует педагогический коллектив о поступлениях новой литературы и учебников. И в индивидуальном порядке каждый учитель информируется о поступлениях новых учебников и другой литературы.
Библиотечный фонд располагает большим количеством дополнительной литературы по предметам. Работа ведётся со всеми учителями - предметниками. Учителя часто рекомендуют учащимся использовать дополнительную литературу по своему предмету. По заданию этих учителей дети обращаются в библиотеку за литературой для подготовки докладов, сообщений, рефератов и т.п. Библиотекарь рекомендует учащимся использовать для таких сообщений энциклопедии, энциклопедические словари, справочники, книги справочного характера.
В течение года ведётся работа с каталогом книжного фонда, с картотекой учебников. Большая работа проводилась библиотекарем с учебниками. Поступающие учебники своевременно оформляются (распаковываются, штампуются), в бухгалтерию своевременно подаётся отчёт. Ведётся картотека учебников и другая необходимая документация. Для складирования учебников имеется отдельное помещение. Два раза в прошедшем учебном году проводились смотры-рейды по сохранности учебников. Проверка состояния учебников показала, что многие учащиеся небрежно относятся к учебникам (нет обложек, вовремя не подклеиваются, подписываются). Это, в основном, относится к учащимся средних и старших классов.
В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.
Библиотекарь совместно с завучами и учителями внимательно и ответственно работает с бланками заказа на учебники.
VI. Повышение квалификации
Педагог - библиотекарь посещает все семинары, совещания, занятия и мероприятия.
-обменивается и использует опыты работы лучших школьных библиотекарей;
-ведется работа по самообразованию;
-осваивает информации из профессионального издания «Школьная библиотека».
Выводы:
Я считаю, что план работы библиотеки выполнен.
Главной задачей библиотеки на следующий год является 100% обеспечение учебниками. Привлечение читателей.