Выступление на тему Исследование как технология обучения одаренных детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Потребность общества в творческой личности, способной к самостоятельному мышлению, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, делает проблему организации обучения одарённых детей актуальной.

Самые высокие показатели одарённости детей обнаруживаются в возрасте 5 - 6 лет. Примерно более 30%, в 7 - 8 - лет их становится 20 - 24 %, в начальных классах, их менее 15-16 %.

Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Отмечается, что дети в начальных классах часто без запинок прочитывают сложные тексты, знают таблицу умножения, проявляют большую любознательность, задают обо всем вопросы, таких детей называют одаренными детьми. Однако уже к концу младшего школьного возраста эти учащиеся обнаруживают снижение показателей своего развития.

Причиной такого снижения исследователи видят не в каких-либо биологических особенностях одаренных детей, а в отсутствии необходимых условий для их развития. Поэтому актуальность выбора технологий обучения одаренных детей в массовой школе является очевидной.

Но, прежде, чем говорить об обучении одаренных детей, необходимо определить, а каких детей называют одаренными?

Из всего многообразия различных подходов к определению «одаренности», выделяется теория американского ученого Джозефа Рензулли, т.к. согласно ей, одаренность - это не просто высокий коэффициент интеллекта (креативность), а сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческих способностей и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

При этом Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того ребёнка, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Особое внимание он советует обратить на детей с повышенной мотивацией к обучению, как потенциально одаренных детей.

В учебе эти дети проявляют широкую любознательность, исследовательское поведение, повышенное стремление к знаниям, яркие увлечения в разных областях, самостоятельность мышления, потребность и способность к большой умственной нагрузке и т.д.

Помимо этого одаренные дети в массовой школе сталкиваются со следующими проблемами:

1. Скучные уроки. Программа не соответствует их интеллектуальному развитию, поэтому часто такие дети начинают отвлекаться.

2. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

4. Низкая самооценка. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены своей работой.

5. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на различного рода раздражители и стимулы.

6. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

А одной из главных проблем обучения одаренных является невостребованность их потенциала в массовой школе.

В разработке программ обучения одаренных детей используются четыре модели. Но в условиях массовой школы, где нет специальных групп для одаренных детей, наиболее подходящей является модель Рензулли, которая предлагает три вида обогащения учебных программ. Однако в отечественной системе образования не может быть применена модель «трех обогащений» в чистом виде. Поэтому модель обогащения имеет два уровня "горизонтального" и "вертикального" обогащения, каждый из уровней имеют свои стратегии обучения одаренных детей.

Нами была выбрана технология «исследовательского обучения». Выбор данной технологии определяется тем, что исследовательская активность одаренного ребенка, проявляемая им в разных формах, является основой его индивидуального творческого обучения, так как она определяет широту, избирательность и глубину познавательных запросов учащихся. Одаренный ребенок характеризуется потребностью узнавать новое, творческим подходом в решении поставленной задачи, а это достигается в процессе исследовательской работы.

Говоря об обучении одаренных детей в массовой школе, можно выделить технологию «исследовательского обучения» как одну из эффективных. Так как учащиеся могут выполнять исследовательскую деятельность не только во внеурочное время, но и на разных этапах урока. И тогда одаренный ребенок не будет «изгоем» в классе, а наоборот, будет помощником при выполнении заданий.

При планировании учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования.

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому восприятию материала.

Исследование может стать не только домашним заданием, но и непосредственно фрагментом урочной работы, причём на разных этапах урока. Например, исследование может быть посылкой для решения проблем урока, поставленных на этапе целеполагания. Использование мини - исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал одаренного ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование закона и закономерностей. Можно сказать, что с применением технологии исследования, учитель предотвращает все проблемы в обучении одаренных детей.

Рассмотрим основные этапы учебного исследования на конкретном примере геометрии, теорема Пифагора «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумму квадратов катетов»:

№ п/п

Основные этапы учебного исследования

Этапы учебного исследования по теме «Теорема Пифагора»

1.

Мотивация - создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы.

Мотивирующая задача: «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?»

2.

Формулирование проблемы. На практике было замечено, что ученик со средними способностями не может самостоятельно сформулировать проблему, тут и потребуется помощь одаренных детей в классе, его способности будут востребованы.

Выполнив чертеж, учащиеся формулируют проблему - нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам

3.

Сбор фактического материала, его систематизация и анализ - изучение литературы, проведение испытаний, измерение частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Систематизацию и анализ осуществляется с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности

Задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу

4.

Выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на практическое разрешение проблемы. Цель выдвижения гипотез - сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы.

Учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках

5.

На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Доказывается теорема Пифагора

На данном примере урока использовались все этапы научного исследования, но возможно организовывать лишь некоторые из них, то есть исследование можно разбить на серию уроков.

Таким образом, можно утверждать, что одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими как на уроках, так и на специальных ученических конференциях разного уровня. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают исследование очень важной для них сферой деятельности.

  2. Выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности и запросы, их индивидуальные возможности.

  3. Развитая способность к проведению самостоятельных исследований не на словах, а на деле дает возможность детям стать независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.


© 2010-2022