Воспитание доброты у школьника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание доброты у дошкольников.

В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, информации, мы уже не представляем себя без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Человеку приходиться справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело - заложить семена доброты. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал В.А.Сухомлинский. - Ее всесторонне развитие, нравственное совершенство… путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». Эту простую мысль выдающегося педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. А как научить детей, чтобы они были добрыми, сострадали людям в этом быстро меняющемся мире?

Воспитывать детей всегда было сложно. Но именно сейчас еще труднее стало формировать мнение ребенка и влиять на его мировоззрение. Трудно именно потому, что мы выбираем слишком легкие, простые пути и упрощенно понимаем процесс воспитания. Нам трудно, потому что мы не хотим и не умеем видеть сложности воспитания, доверяем обыденным представлениям о нем.

Наши современные дети больше всего любят «общаться» с телевизором, компьютером, т.е. они выключены из жизни родителей, а отсюда всего один шаг до взаимного непонимания как в подростковом, так и в старшем возрасте. И нам, взрослым, думается, что мы прилагаем много усилий, а результат нашего воспитания не всегда будет удовлетворять нас. А самое главное - мы забыли про такое важное качество, как доброта. Поэтому хотелось бы, чтобы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Как хотим их воспитать? Для чего и ради чего?

Сейчас добрые чувства у дошкольников становятся более дефицитными. Так уже теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не следует забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно помнить. И хочется сказать, мы мало заботимся о своем пожилом возрасте. Ведь еще А.С.Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребенка - это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас - равнодушие, а порой даже черствое отношение к своим близким, престарелым или больным родственникам. Нет даже сострадания к больным и пожилым людям. А ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. И недаром гласит пословица: «Какое воспитание, такая и старость».

Очень хочется верить, что семя доброты прорастет в раннем детстве. Но только в атмосфере, где есть простые и вечные чувства, как доброта, терпимость и внимание друг к другу.

Дети рано начинают чувствовать доброту взрослых и сверстников и очень чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности. Когда ребенок переживает и проявляет чувства жалости при виде страданий другого, он будет стараться оказать ему помощь. Вот тогда можно сказать, что он относится к ближнему, как к самому себе, и станет прерживать его радость и боль, как собственные.

Разнообразны пути воспитания добрых чувств у ребят. Чем больше творчества вкладываешь в этот поиск, тем ощутимее результаты. Часто в работе прибегаем к такому приему: вывешиваем в группах «мешочек добрых дел», а рядом ставим коробочку с мелкими предметами. За каждое сделанное доброе дело, дети помещают в мешочек предмет. Ребенок может совершить множество добрых дел: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить его. И так каждый день воспитатели подводили итоги о добрых делах.

Кроме того, мы используем «Круг друзей». Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка прислушиваться к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу, дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, ссоры, также он позволяет решить возникшие проблемы, конфликтные ситуации. В результате «Круг друзей» побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их обсуждением проблем друг с другом. В основе лежит определенный сюжет. Благодаря этому сюжету дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность и интерес к изучаемой проблеме. Подбор игр основывался на многолетнем опыте работы с детьми.

Сейчас взрослым и детям не хватает мечты, коротая бы устремляла в будущее. О чем мечтает ребенок сегодня? Одни мечтают о подарках на день рождения. Другие хотят иметь велосипед. Но есть и те, кто мечтает о лучшем друге.

Нас с воспитанниками объединяет мечта, которая постепенно превратилась в игру, - это город Добра. Мы вместе с детьми мечтаем о таком городе, где не будет зла, все дружат и сбываются мечты. Ребята быстро придумывают , кто в этом городе будет жить и что делать, кто кем хочет быть, чем заниматься, как там красиво. Но красоту надо беречь и защищать. И мы с детьми начинаем обсуждать, что именно: Землю, цветы, деревья, добрых людей, книги…

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь со стороны родителей. Чтобы родители были в курсе всех событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания, на которых рассказываем им, как важно сейчас посеять в ребенке зерна доброты.

Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники выросли честными, добрыми и счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце - вот наша задача. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. Только так можно сформировать в нем отзывчивость и доброжелательность. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Но и самое главное - это доброжелательная улыбка воспитателя, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

© 2010-2022