• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа на тему Выбор методов обучения на уроках математики в начальной школе

Курсовая работа на тему Выбор методов обучения на уроках математики в начальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Раскрытие понятий о методе обучения

1.1 Понятие методов обучения………………………………………………….5

1.2 Характеристика методов обучения…………………………………………7

1.3 Выбор методов обучения с учетом возможностей их использования….10

Глава II. Обоснование наглядного метода обучения

  1. Наглядный метод обучения………………………………………………...17

  2. Использование наглядности в процессе формирования понятий………..19

  3. Организация проведения и результаты педагогического эксперимента..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы …………………………………………..27

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" придается большое значение совершенствованию методов обучения.

Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

Предмет: методы обучения на уроках математики в начальной школе.

Объект: процесс влияния использования различных методов обучения на развитие познавательной активности младших школьников.

Цель работы: раскрыть методы обучения, привести примеры по их использованию на различных уроках математики.

Задачи работы следующие:

- раскрыть понятие о методах обучения математике в начальных классах; проанализировать классификации методов обучения;

- раскрыть сущность и содержание методов обучения математики, раскрыть закономерности выбора методов обучения математике;

Гипотеза: при выборе методов обучения на уроках математики важным является учёт содержания формируемых знаний. Каждый метод обучения целесообразно использовать на разных ступенях работы над программным материалом, чтобы добиться успеха в решении главных задач обучения математике.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе я рассказываю о методах обучения, их значении и применении на практике. В приведенных примерах предоставляю плюсы и минусы метода. Даю характеристику каждому из методов. Во второй главе более подробно раскрываю наглядный метод обучения, провожу исследовательскую работу, которая раскрывает влияние наглядного метода обучения на познавательную активность учащихся.

Глава I. Раскрытие понятий о методах обучения


  1. Понятие методов обучения.

Под методами обучения в дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передаёт, а учащийся усваивает знания, умения и вырабатывает навыки.

Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние подготовка учащихся к овладению определённой профессией, а также решение задач, социальной адаптации.

Методы обучения - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. Описание метода включает:

- Описание обучающей деятельности учителя;

- Описание учебной (познавательной) деятельности ученика;

- Связь между ними или способ управления познавательной деятельности учащихся обучающей деятельностью учителя.

Система методов обучения математики состоит из:

А) общих методов обучения, разработанных дидактикой и адаптированных к обучению математике;

Б) частных (специальных) методов обучения математике, опережающих основные методы, используемые в математике.

Это обусловлено тем, что:

- цели обучения включают усвоение не только определённой совокупности научных фактов, используемых в самой науке;

- методы научных исследований - методы приобретения новых знаний в науке;

- методы обучения - методы приобретения новых знаний в познавательной деятельности;

- специальные методы обучения, отражавшие методы самой математики, способствует формированию и развитию математического мышления учащихся,

В учебно - воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения).

При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:

  • вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «преподаватель - группа обучающихся» и т. п.;

  • выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;

  • определяют систему приемов деятельности преподавателя;

  • формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;

  • являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся.

Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.

Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе образования.

1.2 Характеристика методов обучения

1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:

  • практический (опыты, упражнения);

  • наглядный (иллюстрация, демонстрация);

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

  • работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);

  • видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль);

Эффективность видеометода находится в прямой зависимости с качеством видео пособии и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.


  1. Классификация по назначению методов обучения и характеру

дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий - последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:

  • приобретение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • применение знаний;

  • формирование творческой деятельности;

Творческая деятельность- это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

  • закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные;

  • репродуктивные;

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский). Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Главное преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.

  • проблемного изложения;

  • эвристические (частно-поисковые);

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т. д.

  • исследовательские.

Кроме того выделяют инновационные методы:

  • игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);

  • методы тренинга;

  • методы программированного обучения;

  • методы компьютеризированного обучения;

  • методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);

  • ситуационный метод;

  • методы обучающего контроля и др.

1.3. Выбор методов обучения с учетом возможностей их использования.

Вопрос о методах - это вопрос о том, как учить, чтобы добиться высоких образовательных и воспитательных результатов в обучении.

Рассмотрим, какие методы целесообразно использовались на разных ступенях работы над программным материалом, чтобы добиться успеха в решении главных задач обучения математике.

Подготовительная работа должна обеспечить необходимые условия для успешного усвоения материала всеми учащимися класса. Система упражнений на этой ступени должна способствовать созданию или расширению опыта детей, который ляжет в основу ознакомления с новым материалом, воспроизведению материала, на который придётся опираться при раскрытии нового. Например, в основе ознакомления с арифметическими действиями лежат операции над множествами: объединение множеств, не имеющих общих элементов, удаление части множества и т. д. Поэтому до ознакомления с действиями, используя метод беседы, надо предложить учащимся упражнения по оперированию множествами:

Положите 5 кружков и еще 2 кружка. Придвиньте 2 кружка. Сколько стало кружков? Уберите 3 кружка. Сколько кружков стало теперь?

Ещё пример. До введения приёма перестановки слагаемых надо повторить переместительное свойство сложения. С этой целью учащимся предлагают упражнения, при которых они должны применить переместительное свойство сложения. В этом случае целесообразно использовать метод беседы:

На доске запись: 5 + 2

2 + 5

Решите первый пример. Сколько получилось? Сравните первый пример со вторым: чем они похожи? Чем отличаются? Кто может сказать, вычисляя, со второго примера. Почему получилось тоже 7?

Во многих случаях подготовительные упражнения выполняться учащимися самостоятельно, т. е. можно использовать в этом случае метод самостоятельной работы. Например, до ознакомления с решением уравнения вида x ∙ 3 = 21 можно предложить учащимся самостоятельно выполнит упражнение - найти результат второго примера, пользуясь первым:

8 ∙ 6 = 48 7 ∙ 9 = 63 6 ∙ 4 = 24

48 : 8 = 63 : 9 = 24 : 6=

Объясняя выполнение этого упражнения, учащиеся формируют правило: если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель. Опираясь на это знание, учителю легко подвести детей к решению уравнений названного вида.

Есть ещё одна очень важная сторона в подготовке ученика к усвоению нового материала - это формирование у него умений выполнять умственные операции: умение выполнять анализ, синтез, сравнивать объекты, выделять существенное общее (выполнять обобщение), отвлекаясь от несущественного. Работа по формированию названных умственных операций должна начинаться с первых дней обучения детей в школе и органически связываться с изучением материала. Особое внимание должно быть уделено обучению, сравнивать объекты, так как надо выполнять анализ и синтез, а сама операция лежит в основе обобщения.

Формируя у детей умение сравнивать, надо больше включать упражнений на сравнение математических выражений, чисел, задач, геометрических фигур и т. п. при этом можно использовать такой приём: сказать детям, что сначала надо рассказать всё, что ты знаешь о сравниваемых выражениях, числах и т. п., а затем сказать чем они похожи и чем отличаются. Например, при сравнении выражений 7 + 3 и 7 + 2 в соответствии с названными заданиями ученики рассуждают: первый пример на сложение, первое слагаемое 7, второе 3, сумма 10: второй пример на сложение, первое слагаемое 7, второе 2, сумма 9; сходное в примерах: они на сложение, первые слагаемые одинаковые; различное: вторые слагаемые различные, в первом примере больше. сначала такие рассуждения проводятся вслух, а затем про себя, в результате чего у детей вырабатывается умение сравнивать.

Ознакомление с новым материалом осуществляется преимущественно через систему упражнений, выполняемых учащимися. При этом в зависимости от содержания материала и целей его изучения используются различные методы.

При ознакомлении с теоретическим материалом типа сведений (правила порядка выполнения арифметических действий в выражениях, ознакомление с терминами и т. п.), при ознакомлении с некоторыми приёмами вычислений (прибавить и вычесть число 2 и т. п.), при инструктаже учеников по использованию инструментов (линейки, циркуля и т. п.) и в других подобных случаях используется метод изложения (объяснение) учителем нового материала. Учитель при этом объясняет материал, а учащиеся воспринимают его, т.е. приобретают знания в готовом виде.

Изложение материала должно быть чётким, доступным, непродолжительным по времени. При этом по мере надобности используются наглядные пособия. Например, при ознакомлении с терминами - названиями компонентов арифметических действий, результата и соответствующего выражения полезно использовать такие наглядные плакаты:

Слагаемое Слагаемое Сумма

5 + 3 = 8

Сумма

Ещё пример. Объясняя приём прибавления числа 2, учитель на наборном полотне, а дети у себя на партах выполняют соответствующие операции над множествами. Например, к пяти палочкам присоединяют две палочки по одной, после чего выполняют запись: 5 + 1 + 1. здесь операции над множествами и соответствующая запись являются наглядной основой приема вычисления. В результате объяснения учителя и выполнения ряда практических операций учащиеся знакомятся с приемом вычисления.

При ознакомлении учащихся с математическими понятиями (число, арифметические действия и др.), с теоретическими знаниями типа закономерностей (свойства арифметических действий, связи между компонентами и результатами арифметических действий и т. п.), чаще всего используется метод беседы. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу, к «открытию» той или иной закономерности, то есть здесь целесообразна эвристическая беседа, обеспечивающая индуктивный путь рассуждения.

При ознакомлении с новым материалом индуктивным путем учитель, проводя беседу, предлагает учащимся ряд упражнений. Учащиеся выполняют их, затем, анализируя, выделяют существенные стороны формируемого знания, в результате чего делают соответствующий вывод, то есть приходят к обобщению.

Рассмотрим, как можно ознакомить учащихся первого класса со связью между суммой и слагаемыми, подводя их к выводу индуктивным путём, используя эвристическую беседу.

Возьмите 4 синих кружка, придвиньте к ним 3 красных. Сколько получилось кружков? (7). Как узнали?

Записывают 4 + 3 = 7.

Как называется число 4? (Первое слагаемое). Как называется число 3? (Второе слагаемое). Число 7? (Сумма)

4 - первое слагаемое

3 - второе слагаемое

7 - сумма

Покажите на кружках, как вы изобразили первое слагаемое (показывают 4 синих кружка), второе слагаемое (показывают 3 красных кружка), сумму (показывают все кружки). Отодвиньте синие кружки. Сколько кружков осталось? 7 - 4 = 3. Сравнение этого примера с первым.

К системе упражнений при индуктивном пути ознакомления с новыми теоретическими знаниями предъявляется ряд требований.

Система упражнений должна обеспечить наглядную основу формируемого знания. Поэтому при выполнении упражнений очень важно во многих случаях использовать наглядность. При ознакомлении с математическими понятиями и закономерностями в начальных классах часто используют в качестве наглядности операции над множествами и записи соответствующих арифметических действий. Так, в нашем примере учащиеся объединили два множества кружков и выполнили запись: 4 + 3 = 7, затем произвели запись разности: 7 - 3 = 4. это являлось наглядной основой для «открытия» ими связи: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Важно, чтобы каждый ученик выполнял сам операции над множествами, а не только наблюдал за действиями учителя, и чтобы учащиеся научились самостоятельно пользоваться наглядностью, что поможет им в последствии воспроизводить забытое.

В начальном курсе математики (например, переместительное свойство сложения и переместительное свойство умножения) и есть противоположные (например, сложение и вычитание). При знакомстве с новым материалом, который сходен с уже изученным, надо подбирать упражнения, чтобы раскрывать новый материал в сопоставлении со сходными, т. е. сравнивать этот новый вопрос со сходным, выделяя существенное сходное. Раскрывая противоположные понятия, надо подбирать упражнения так, чтобы можно было использовать приём противопоставления, т.е. выделить существенное различное. Приёмы сопоставления и противопоставления помогают правильному обобщению формируемого знания, предупреждают смешение сходного.

Таким образом, при ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом (вводя понятия, раскрывая свойства, связи и т.п.) учитель через упражнений подводит детей к обобщению. Обобщение выражается в речи: ученики формируют соответствующий вывод. Это покажет учителю, что они перешли к обобщению. Не следует бояться не очень гладких формулировок. Постепенно под руководством учителя на следующей ступени в процессе применения знаний формулировки приобретут и соответствующую форму.

При ознакомлении с вопросами практического характера, которые вводятся на основе теоретических знаний (ознакомление с многими вычислительными приёмами, с решением уравнений и т. п.), также используется эвристическая беседа, однако здесь система упражнений должна обеспечить дедуктивный путь рассуждения: от общего положения к частному, подведение частного под общее.

Например, при ознакомлении с решением уравнений вида х ∙ 3 = 21 учащиеся должны опираться на знания связи: если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель. Это и есть общее знание, на которое опираются при решении данного конкретного уравнения.

В начальных классах иногда при ознакомлении с новым материалом используется метод самостоятельных работ: учащиеся самостоятельно выполняют упражнения и приходят к выводу, т. е. в приобретении знаний они используют исследовательский метод. Например, составляя неоднократно таблицы умножения, они замечают, что каждое новое произведение увеличивается на число, равное первому множителю; в дальнейшем, при составлении таблиц, они используют это знание. Чаще метод самостоятельных работ применяется при ознакомлении с вопросами практического характера, когда учащиеся самостоятельно находят на основе полученных знаний новые вычислительные приёмы, новые способы решения задач и т. п.

Самостоятельная работа как метод обучения даёт возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность.

Закрепление ЗУНов происходит на следующей ступени в результате выполнения учащимися системы упражнений на применение знаний. Эта система упражнений также должна удовлетворять ряде требований. Упражнения должны постепенно усложняться, обогащать формируемое знание, раскрывая новые его стороны, способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.



Глава II. Обоснование наглядного метода


  1. Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др.

Именно комментирование демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Без речи же наглядность нема.

Кроме того, в речи можно фиксировать не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности каждого единичного предмета. Т.о. сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части - целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления.

Последовательное осуществление понятийной основы обучения математике в начальной школе, ни в какой мере неумоляет роли представлений, основанных на образном восприятии действительности.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы - это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

  • Метод иллюстраций

  • Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

  1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

  2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

  3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

  4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности - натуральной, изобразительной, символической - широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

  1. Использование наглядности в процессе формирования понятий

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской ,.. Ученики уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что это куб, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размера, окраски, материала.

В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм1 и простота. Говоря об изоморфизме средств наглядности, следует иметь в виду тождественность отображения ими структур и отношений изучаемых объектов, в какой бы форме это отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления.

Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия.

Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».

Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия.

Учебные наглядные пособия принято делить:

  • натуральные

  • изобразительные

К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п.

Среди изобразительных наглядных пособий выделяют:

  • образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.

  • символические (условные): карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи.

  • экранные: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

Предметы школьного оборудования по математике делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место учителя, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.).

  1. Демонстрационные пособия:

а) Наборное полотно. Оно предназначено для работы в классе с подвижными цифрами и знаками « + », « - », « = », предметными картинками и другими плоскими пособиями. Размеры наборного полотна могут быть 60 х 90 или 60 х 100 сантиметров. Расстояние между пазами должно соответствовать размерам подвижных цифр и предметных картинок.

б) Классные счеты. В настоящее время применяются счеты, используется при изучении состава чисел в пределах первого десятка, а так же при прохождении темы «Нумерация многозначных чисел» для разъяснения поместного значения цифр.

в) Демонстрационные палочки. Десять палочек одного цвета и десять палочек другого цвета.

Носители информации можно разделить на экранные средства обучения, звуковые, экраннозвуковые.

Можно продумать работу с интерактивной доской, например при устном счете предложить задание такого типа: «решите примеры устно» и предложить детям решить примеры (например: 28 + 15, 45 - 15, 87 - 19 и др.).

В процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность.

В качестве наборных полотен при счете и решении задач, для составления различных игровых сюжетов используют вырезанные из плотной бумаги или картона фигурки деревьев, корзин. В каждой из них есть специальные прорези, в которых можно вставить картинку с изображением фруктов, овощей, грибов и других предметов. На рисунке изображен такой предмет (пр. груша), который специально изготовлен для вставки в прорези. Наборное полотно будет удобным в использовании, если прорези заменить кармашками из полосок бумаги, ибо в кармашек вставить картинку гораздо легче и быстрее, чем в прорезь. На практике я предлагала детям на деревья повесить яблоки с соответствующим ответом. Дети активно и заинтересованно работали.

На уроке математики учителя используют наборное полотно, интересно проходит работа с перфокартами, которая помогает младшему школьнику лучше усвоить состав чисел первого десятка, изучить приемы сложения и вычитания. Задания могут быть самыми различными.

Например:

Как по-разному можно разложить 9 орехов в 2 кармана?

Сколько надо доложить до 6 орехов, чтобы их стало 9?

Сколько орехов надо взять у 9, чтобы их стало 5?

У каждого ученика имеется целый набор таких карточек на состав чисел 2 -10, и младшие школьники очень любят работать с ними.

Перфокарты можно изготовлять в различных вариантах. Очень интересный вариант - перфокарта в виде домика.

Курсовая работа на тему Выбор методов обучения на уроках математики в начальной школе

Эффективность наглядного обучения зависит от правильного выбора средств наглядности и от их правильного применения в процессе обучения.


  1. Организация проведения и результаты педагогического эксперимента

Для того чтобы проверить насколько эффективно применение отдельных методов в процессе обучения, я провела педагогический эксперимент, по теме своей курсовой работы. Данный эксперимент был проведен в 1 классе, в котором обучаются 14 человек.

Я попыталась выяснить, каковы возможности наглядных методов обучения в развитии познавательной активности младших школьников?

Изучила влияние наглядных методов обучения на развитие познавательной активности младших школьников.

Предметом исследования выступало использование наглядных методов как способов развития познавательной активности младших школьников.

Я изучала теоретические основы проблемы познавательной активности младших школьников, теоретические основы наглядных методов как способов развития познавательной активности в процессе обучения. Продумала и разработала урок с использованием наглядных методов обучения.

Ребёнку представляются чёткими лишь те понятия, к ясности которых ничего больше не может прибавить личный опыт… Путь к достижению чётких понятий лежит через постепенное, доступное детям, уяснения всех предметов, чёткого понимания которых от них добиваются. (Песталоцци Иоганн Генрих). Сделаем вывод, наглядный метод служит для скорейшего восприятия детьми материала, с наглядным материалом учащимся интересно и легко работать.

Таким образом, использование наглядных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я раскрыла все методы и приёмы математического развития школьников. И на основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод в отдельности не несет такого сильного образовательного характера, как их сочетание.
Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учёт содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т.Д. Рихтерман, О.А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приёмами используются наглядные и практические.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Он очень стеснен в определении путей достиже­ния цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целена­правленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилуч­шим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить шесть общих условий, которые определя­ют выбор метода обучения:

1. Закономерности и принципы обучения, которые вытека­ют из них.

2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.

3. Цели и задачи обучения.

4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).

5. Внешние условия (географические, производственное окружение).

6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Имеется некоторое мно­жество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя преду­смотреть заранее. В первом приближении их влиянием прихо­дится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации ме­тодов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспе­чивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

Учитель в своей работе должен уметь сочетать методы для наилучшего понимания и запоминания детьми материала.

Список используемой литературы


  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 335 с.

  2. Вороговская А.И. Об организации и формах обучения шестилетних детей на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.

  3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1986.

  4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Математика в 1 классе. М.: Просвещение, 1989.

  5. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1975. 304с.

  6. Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. М.: Просвещение, 1989.

  7. М.И.Моро, А.М. Пышкало. Средства обучения математике в начальных классах .- М.: Просвещение, 1981. - 144 с..

  8. Обучение в 1 классе. Под ред. Горецкого В.Г. М.: Просвещение, 1979.

  9. Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак. пед . ин-тов. - Мн.: Выш.шк., 1986. - 414с.

  10. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1983.

  11. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики. 1 класс. М.: Просвещение, 1978.

  12. Хохлова Т.Е. организация урока с шестилетними детьми. М.: Педагогика, 1989.

1 изоморфизм*- это очень общее понятие, которое употребляется в различных разделах математики.


© 2010-2022