Выступление на тему: Эвритмия и ее место в современной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эвритмия

Эвритмия, в переводе с греческого - «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия, как искусство движения, основана на закономерностях речи и музыки: она являет нам собой один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве. Движение и жест в эвритмии, соединенные с музыкальным или поэтическим содержанием, сами по себе являются творческим элементом - некоей расшифровкой творческой мысли композитора или поэта.

Основы искусства эвритмии были разработаны Рудольфом Штейнером (1861-1925) - австрийским философом и мыслителем, положившим начало антропософски ориентированной духовной науке. Благодаря отсутствию в эвритмии всякой плакатности, у зрителей появляется возможность отойти от известных традиционных языков сценического искусства и увидеть музыкальное звучание и поэтическую речь в совершенно новом ракурсе. Не только музыкант извлекает прекрасные звуки из инструмента, но и исполнитель-эвритмист ставит перед собой задачу выразить в сценическом пространстве звучащее творение, звучащие мысли и чувства. Тем самым эвритмия превращается в видимый инструмент звучания, передающий в эстетически оформленном жесте слышимое.

Разрабатываются два основных направления эвритмии: эвритмия слова (Laut) и музыкальная эвритмия (Ton). В их основе лежат закономерности существования гортани человека, способной как говорить, так и петь. Отсюда и два основополагающих понятия: эвритмия - «видимое пение», эвритмия - «видимая речь». Тело человека в момент исполнения превращается в звучащий инструмент. Закономерности эвритмического движения в пространстве обусловлены либо музыкальной, либо поэтической формой произведения. Истоки произведения, несущие в себе этические и моральные идеалы, - материал работы исполнителя-эвритмиста. Реализация идеи в творческом процессе исполнения является главным духовным стержнем искусства эвритмии.»

(Н. Коноваленко. Предисловие к русскому изданию книги «Искусство эвритмии».)

Я благодарю Божественное Провидение,

потому что в моей жизни есть эвритмия,

которая дарит радость движения и свободу,

приносит ощущение полета,

дает почувствовать необыкновенное глубокое счастье,

вдохновляет и укрепляет.

Я благодарю всех,

с кем мы связаны через это искусство. Эвритмия - это танец с пространством,

игра в потоке времени.

Нам открываются тайны времени и пространства

через тепло душевно наполненного движения

в каждое мгновение,

подаренное людям эвритмией.

ЗАДАЧИ ЭВРИТМИИ

Основная задача эвритмии с точки зрения исполнителей - дать возможность даже непосвященному зрителю наиболее полно воспринять и пережить музыкальное или поэтическое произведение.

Искусство эвритмии основано на понимании малейших нюансов, тончайших интонаций исполняемого произведения. Невозможно переоценить важность полного взаимопонимания между эвритмистом и музыкантом или чтецом в процессе совместной творческой работы. На исследование некоторых произведений у эвритмистов уходит не один год. В эвритмии из долгой и кропотливой работы над произведениями складывается программа выступления, которая должна прозвучать максимально целостно для того, чтобы зрителю стало легче понять исполняемые музыку или стихи.

Во время эвритмического представления важно не только телесно представленное эвритмическое движение, но и то, что возникает в пространстве между эвритмистами, вокруг них, в пространстве между сценой и залом. Дополнительными выразительными средствами являются цвет и эвритмическая форма движения. Костюмы эвритмистов создаются так, чтобы подчеркивать участие пространства в формировании эвритмического движения.

ЭВРИТМИЯ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

Музыка композиторов XX-XXI веков становится все менее гармоничной, менее мелодичной. Композиторы ищут новые средства для выражения своих идей, своего восприятия мира. Соответственно, эту музыку неискушенному слушателю воспринимать довольно непросто.

В этом случае эвритмия сталкивается с необходимостью решения определенных художественных задач. Эвритмия сегодняшнего дня требует от каждого исполнителя и ансамбля смелых, иногда кардинальных шагов в поиске новых выразительных средств, что характерно для любого вида современного сценического искусства. В современной эвритмии порой необходимо совершенно по-новому подходить к работе с жестом, движением. Если в момент возникновения эвритмии говорилось об искусстве видимой речи и видимого пения, то в современной музыке все чаще слышны или крик, или шепот, или скрежет, или скрип. Тем интереснее видится задача, стоящая перед современной эвритмией. При помощи искусства эвритмии современная музыка, например, Д. Шостаковича или А. Шнитке, становится не только слышимой, но и видимой и получает дополнительную возможность быть понятой современниками и быть принятой в этом мире.

Лечебная эвритмия

Терапия с помощью эвритмии является частью медицинского подхода, разработанного в работах Рудольфа Штайнера. Этот метод изучает как естественно-научные феномены человеческого существа, так и его душевно-духовные аспекты. В своем холистическом подходе к лечению человека он соединяет в себе традиционную и вспомогательную медицину. Терапии с помощью эвритмии обучаются 6 лет и специалисты работают совместно с квалифицированными врачами.Так как движения в эвритмии получены исходя из организма здорового человека, то выполняющий их под руководством лечебного эвритмиста больной, может выздороветь или окрепнуть. Это и есть основа лечебной эвритмии. Лечебная эвритмия не то же самое, что и художественная, но все же образована из нее. Эта терапевтическая ветвь, самая молодая в эвритмии, разрабатывалась в клинически-терапевтических учреждениях в Дорнахе и Штутгарте.

ТЕРАПИЯ

Терапия с помощью эвритмии помогает усилению, регулированию и гармонизации процессов в организме. Упражнения укрепляют осанку, увеличивают подвижность тела, помогают лучше ориентироваться в пространстве, регулируют ритм, дыхание, кровообращение и распределение тепла в организме.

Терапия с помощью эвритмии стимулирует жизненные силы и силы самоизлечения, присущие каждому человеку. Она также укрепляет чувство уверенности в себе и спокойствие. Эта терапия используется в лечении широкого спектра заболеваний и патологий: сердечно-сосудистых заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, неврологических проблем, болезней опорно-двигательного аппарата, нарушений в детском развитии, при жизненных кризисах и других медицинских показаниях. Также она помогает в лечении душевных заболеваний, улучшает качество жизни при тяжелых хронических заболеваниях.

Эвритмия в школе

На пути к здоровью и успеху - художественное движение в начальной школе Одной из негативных тенденций современности является преобладание пассивного восприятия художественной культуры, которое ведет к ослаблению творческих сил человека. Особенно остро эта проблема проявляется в детстве, в период дошкольного и начального школьного образования. Размышляя о том, каким образом можно ввести элемент активного художественного творчества в жизнь детей, можно выделить путь, когда образование дополнено особым художественным движением, которое гармонизирующе и целостно воздействует на все существо растущего ребенка. Такую возможность предоставляет эвритмия - искусство художественного движения, имеющее огромный терапевтический потенциал. Здоровье ребенка, живое детское мировосприятие, успехи в обучении и творчестве зависят в том числе и от правильной ритмичной организации жизни, когда ритмы целительно воздействуют на жизненные процессы. Ритм - основа жизни человека, природы, Вселенной. Движение и ритм присуще всему живому на земле. Ритмично сменяют друг друга времена года, ритмично происходит дыхание и сердцебиение. Музыка и речь - это тоже движение во времени, в основе которого лежит ритм. Дети внутренне переживают ритмы поэтической художественной речи или музыкальные ритмы. В основу эвритмического движения положено переживание поэтической речи или музыкальных произведений. В эвритмическом движении это переживание становится видимым, выступает в художественной форме. В этом заключен мощный терапевтический импульс - связь внутреннего существа человека и его внешнее выражение в движении, потому что душа и тело человека едины. Воздействуя целительно на внутренний мир ребенка через элемент художественного движения на основе классической музыки и поэтической речи, ему будет оказана помощь и на физическом, телесном уровне, и наоборот. Таким образом, здоровье растущего ребенка будет укрепляться на основе целостности и взаимосвязи физического и психического в человеке.

В настоящий момент разработана программа по эвритмии для 1-11 классов, которая является связующим звеном между различными предметами и в художественной форме интегрирует содержание учебных дисциплин, побуждая учащихся самовыражению и более глубокому изучению. В начальной школе очень важно воспитать любознательность детей, изобретательность, поддержать дух экспериментирования. Этому способствует и свобода движения, освоение телесности, уверенность ребенка в собственных возможностях. Это касается как ловкости и координации, так и хорошей ориентации в пространстве. Такой аспект соотношения телесного в пространстве тесно связан и с умением ребенка взаимодействовать с сверстниками и со взрослыми. Таким образом, появляется задача развития социального существа ребенка, которая также решается средствами эвритмии, когда художественная форма того или иного произведения возникает путем совместного действия, общего движения группы детей.

Говоря о маленьких детях, нельзя не отметить их особое доверие к окружающему миру. Это чувство выражает детский взгляд и поступки ребенка. Маленькие дети принимают происходящее на веру. Жизнь взрослых людей непонятна для них, и дети все явления наделяют смыслом. Такой способ постижения бытия Н.Ф. Голованова называет мифологическим, так как мифы особым образом оправдывали происходящее в жизни людей и природе. Поэтому и весь мир кажется ребенку живым, одухотворенным, непосредственно связанным с ним самим. В начальной школе постепенно изменяется сознание детей - они отделяют себя от мира и находят собственную внутреннюю жизнь. Это сложное изменение сознания происходит успешно, если взрослые внимательно относятся к новым душевным переживаниям растущих детей, и эвритмия помогает ребенку совершить этот переход.

В дошкольном возрасте занятие эвритмии происходит в форме волшебной истории, где действуют разные царства природы - минералы, растения, животные и люди, а также стихии воды и воздуха, ветер и снег, тепло и холод. На уроках эвритмии в первом классе ребенок еще вживается в образы сказок. Во втором классе дети находят отражения и соответствия в мире живой и неживой природы - через чувства других людей и животных, посредством наблюдения зеркальных форм в минеральном мире и растениях. В третьем классе, когда ребенок открывает «секрет собственных мыслей», которые недоступны другим, впервые остро переживается одиночество. Тогда детям нужна помощь и поддержка их чувства уверенности в себе, стабильности мира, дома, семьи. В эвритмическом пространстве третьеклассников появляются пространственные формы с перекрещиваенем, которые позволяют растущему ребенку укрепить себя и найти путь самовыражения в сообществе других людей. Большое значение для детей играет музыка, интервалы, мелодия, ритм. Таким образом, эвритмическое движение дает в концентрированном виде необходимую для души ребенка пищу, по сути являясь квинтэссенцией всего образования.


© 2010-2022