• Преподавателю
  • Другое
  • Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики «Формирование экономической грамотности старшеклассников специальной (коррекционной) школы во внеурочной деятельности»

Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики «Формирование экономической грамотности старшеклассников специальной (коррекционной) школы во внеурочной деятельности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа С(К)Ш № 60»


Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики

Данн Татьяны Александровны,

высшая квалификационная категория

«Формирование экономической грамотности старшеклассников специальной (коррекционной) школы во внеурочной деятельности»


г. Новосибирск

2015г

Перед современной специальной (коррекционной) школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности, сформировать у учащегося целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся (формирование ключевых компетенций).

Современный выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида должен:

- владеть необходимыми знаниями и навыками жизни в обществе, средствами коммуникации, пользоваться полученными знаниями;

- осмысливать и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их;

- обладать чувством социальной ответственности;

- работать самостоятельно;

- адекватно осознавать свои собственные возможности.

В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихся условиях. Экономическое образование ведется стихийно, без использования достижений экономической науки, методического опыта, имеющегося в школах. В связи с реформированием нашего общества, изменением социально-экономических условий жизни людей, парадигмы экономических знаний и системы образования в целом, возникла необходимость в разработке программы по экономике. Учитывая, что выпускники коррекционной школы относятся к наиболее уязвимым слоям населения в плане экономической социализации, мы связывали возможность повышения их жизнестойкости в жестком режиме рыночных отношений со специально организованным обучением в этом направлении на занятиях по предмету.

Чтобы добиться такого результата педагогический коллектив нашей школы работает над темой «Подготовка ребенка с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) к самостоятельной жизни»

Моё участие в реализации данной темы выразилось в работе над темой

«Формирование экономической грамотности старшеклассников специальной (коррекционной) школы во внеурочной деятельности»

Цель моей работы: развитие у учащихся выпускного класса круг математических и экономических представлений, обеспечивающих успешность взаимодействия детей с нарушениями интеллекта со средой.

Для успешной реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • создать программно - методический материал факультативного курса математики и экономики для учащихся IX-го класса

  • сформировать элементарные представления об экономике;

  • выработать адекватные представления о повседневной экономической ситуации в семье;

  • развить умение решать конкретные экономические ситуаций (применять на практике полученные математические знания и умении)

  • воспитать культуру грамотного потребительского поведения;

  • совершенствовать навыки работы с различными видами и источниками информации;

Наибольшую полезность и практическую результативность в процессе социально-экономической адаптации выпускников специального (коррекционного) общеобразовательной школы имеет факультативный курс «Основы экономических знаний».

Курс «Основы экономических знаний» не является систематизированным

изложением основ экономики, так как старшеклассникам коррекционной школы доступно ограниченное число экономических понятий. В программу входят лишь некоторые фрагменты экономической теории, отражающие преимущественно хозяйственную практику потребителя и различные аспекты личной и семейной экономики.
При реализации программы ожидается достижение определенных результатов:

  • формирование элементарного уровня функциональной экономической грамотности, необходимого для адаптации воспитанников к современным социально-экономическим условиям;

  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности; обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь принципами коррекционно - развивающего обучения:

  • Принцип коррекционной направленности заключается в исправлении и ослаблении имеющихся недостатков в процессе обучения путем использования специальных методических приемов.

  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения связан с формированием у школьников нравственных понятий и представлений, адекватных форм поведения в обществе.

  • Принцип научности и доступности обучения предполагает объяснение материала на уровне реальных возможностей школьников, наличие специальных учебников, программ.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает линейно-концентрическое расположение материала. Изучение нового строится на прошлом опыте детей. Многократность повторения материала.

  • Принцип коммуникативной направленности в обучении предполагает максимальное речевое развитие ребенка в процессе учебного диалога.

  • Принцип связи обучения с жизнью реализуется в организации учебной работы на основе тесной связи с окружающей действительностью. Предполагает опору на жизненный опыт детей и готовит их к самостоятельной жизни.

  • Принцип наглядности в обучении предполагает привлечение различных средств в процессе обучения, вариативности наглядного материала в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

  • Принцип сознательности и активности означает понимание учебного материала и способность применить его на практике. Предполагает применение разнообразных приемов на активизацию процесса обучения.

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода связан с изучением индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Предъявление адекватных требований и подбора заданий для каждого ребенка.

  • Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков предлагает закрепление знаний и применение их на практике. Обеспечивается систематическим повторением материала и использованием разнообразных упражнений.

Для того чтобы учащиеся были способны обобщенно усваивать учебный материал, причинно - следственные отношения, системы суждений и умозаключений, которые образованы из понятий на уроках широко использую следующие

Методы стимулирования познавательной активности школьников в процессе сообщения экономических знаний


  • организация учебной деятельности посредством словесных и наглядных дидактических методов;

  • применение опорно-логических схем на этапе информирующего обучения;

  • сопоставление сходного и противопоставление контрастного как способ активизации познавательного интереса;

  • сочетание рационального и эмоционального на занятиях и мероприятиях по формированию экономической грамотности;

  • применение методов проблемного обучения на основе создания проблемных ситуаций.

Применяю различные методы в индивидуальной работе с учащимися: метод личного примера, требования, стимулирования, убеждения, поручения.

Осуществляю своевременный контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: самостоятельные, проверочные работы, тестирование. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются,

намечаются пути коррекции и устранения ошибок. Анализируя результаты этих работ, можно проследить общую картину об изменениях, умениях, навыках.

Решать поставленные перед собой задачи начала с создания программно - методического материала факультативного курса математики и экономики для учащихся IX-го класса, так как программ изучения основ экономики, разработанных для детей с нарушением интеллекта нет.

Данный факультативный курс математики с элементами экономики является необходимым звеном в подготовке детей с нарушениями интеллекта. Изучение данного курса готовит учащихся к решению конкретных экономических задач, с которыми учащиеся будут сталкиваться в дальнейшей жизни, и направлено на их социализацию.

Программа курса рассчитана на один год обучения, для учащихся IX -го класса.

В программе курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, определение стоимости обучения ученика в школе, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: "Экономические продукты и объекты", "Твоя будущая профессия", "Оплата труда", "Собственник", «Кредиты» и другие.

При изучении экономического материала использовались различные приёмы:

  • «Банковские операции и проценты». Экскурсии в сберегательную кассу.

  • «Группы профессий, требуемых знаний по математике». Затрагивая данную тему, мы приглашали на занятия родителей, работников школы, которые рассказывали, где и как им в жизни пригодилась математика. Дети сами собирали материал по той или иной профессии, требующей знание математики.

  • «Как сделать материал урока интересней? Дополнительный материал по учебной теме - как источник разностороннего развития». В начале изучаемой темы я вывешиваю в кабинете возможные темы дополнительного материала, который могут ребята сами найти, оформить в виде реферата и на одном из занятий озвучить его.

Учитывая психологические и возрастные особенности школьников, их наглядно образное мышление, в план работы введены экскурсии в сбербанк, прошло знакомство с работой терминалов по оплате коммунальных услуг, в нотариальную контору.

Программа «Основы экономических знаний» предусматривает возможность координации и интеграции с другими образовательными предметными программами коррекционной школы (социально-бытовая ориентировка, математика, трудовое обучение, история и др.) и обеспечивает преемственность содержания с этими курсами по ряду позиций. Другими словами, сведения из курса «Основы экономических знаний» могут быть включены как специальные разделы в программы других предметов: трудового обучения (раздел «Человек как работник»), социально-бытовой ориентировки (разделы «Человек как потребитель», «Человек как член общества»), истории (разделы «Человек и экономическая система», «Человек как член общества»).

Для успешного обучения учащихся имеется кабинет, оснащенный необходимым учебно - методическим материалом и современным оборудованием (теле - видеоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор).

В кабинете накоплен богатый дидактический материал, который находит своё отражение в схемах, пиктограммах, опорных сигналах, индивидуальных карточках, ребусах, кроссвордах.

Всё это способствует формированию умения учащихся работать с различными источниками информации, то есть формировать информационную компетенцию.

Для использования достоверных данных на уроках математики и экономики изучила программы столярного, швейного и переплетно - картонажного дела.

Данный курс позволил получить следующие результаты:

  • в сфере обучения - освоение элементарных знаний по экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

  • в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

  • в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Учебная экономическая деятельность является важным фактором познания воспитанником реальной хозяйственной практики человека. Под воздействием занятий по курсу «Основы экономических знаний» происходит социальное взросление выпускников коррекционной школы, они становятся более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах, терпимыми к иному мнению; привыкают рассчитывать на себя, обдумывать любую хозяйственную проблему с позиции затрат и выгод. Учитывая вышеизложенное, есть основание рассматривать уроки экономики как средство разносторонней компенсации дефектов развития школьников с интеллектуальной недостаточностью. Компенсаторному воздействию особенно подвержена сфера социального интеллекта старшеклассников коррекционной школы.

В заключение следует отметить, что многим старшеклассникам занятия по предмету помогли стать более вдумчивыми, рассудительными, экономными, бережливыми в повседневной жизни, в обращении с личными вещами, деньгами, заработком. Ученики признавались, что теперь, отправляясь в магазин, они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, зачем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.

По отзывам учителей - предметников и классного руководителя моих выпускников, все дети достаточными коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, планировать свои действия, анализировать, обобщать, работать самостоятельно, в парах, группах. У ребят сформированы элементарные представления об экономике, выработаны адекватные представления о повседневной экономической ситуации в семье. Они адекватно осознают свои собственные возможности. На вопрос «что нового вы узнали, изучая экономику?» от учащихся были получены следующие ответы: «Стало интереснее ходить в школу», «Нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться»,«Надо много подсчитывать, чтобы тебя не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения новой дисциплины учащиеся почерпнули много полезных жизненных установок.

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы:
- постоянно обновляю содержание преподаваемого курса в 9 классе (создаётся рабочая тетрадь по данному курсу);

- успешно решаю педагогические задачи с учениками, отличающимися по уровню развития способностей, состоянию здоровья, учитываю затрату сил и времени ученика;
- планирую обучение на основе результатов диагностического изучения учащихся;
- обеспечиваю сотрудничество. Создаю в классе обстановку доверия;
- выявляю не только намеченный уровень обученности, воспитанности учащихся, но и зону их ближайшего развития;

- участие учеников восьмых - девятых классов в команде школы, для участия в олимпиаде по математики среди коррекционных школ в 2013, 2014 годах.
- Разработана программа факультативного курса математики и экономики для 9 класса. В 2010 - 2014 уч. году по данному комплекту работал учитель Верх - Ирменской специальной (коррекционной) школы VIII вида Красильникова М.Т.)

Результативность моей деятельности по предмету характеризуется 100 % - ной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся. Качество знаний учащихся по математике составило:

в 2012г - 67 %;

в 2013г - 70 %;

в 2014г. - 72 %

Уровень сформированности экономической грамотности обучающихся

на начало и конец учебного года (%)





Результаты диагностики оценки экономических знаний и умений воспитанников на конец учебного года:


Уровень сформированности

Показатели

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Понимание экономических терминов

30%

60%

10%

Знание существенного фактического (информационного) материала

30%

60%

10%

Умение объяснять причины экономических явлений

30%

50%

20%

Умение выполнять практические работы экономического содержания

30%

70%

-

В 2011-2012 учебном году:

- принимала участие в районном смотре «Калейдоскоп педагогических идей» (Кировский район г. Новосибирска);

- являлась координатором проекта «Сетевая дистанционная школа « в школе - интернате №152

В 2012-2013 учебном году:

- с опытом своей работы выступала на районной конференции «Организация инклюзивного образования в рамка школы VIII вида»

- проведен семинар по теме: «Особенности учебно - воспитательного процесса в специальной школе VIII вида» для студентов НГПУ в рамках курса «Введение в специальность»;

- Опыт моей работы по теме самообразования обобщен в школе на МО учителей старших классов в 2014 - 2015 уч. году.
- Поведены открытые уроки: для педагогов округа и области во время семинара «День открытых дверей», открытый урок для педагогов школы во время недели математики «Экономная математика», открытые мероприятия (ежегодно проходит неделя математики: Час общения «Деньги, деньги, деньги», Звёздный час «Экономика», Игра «Слабое звено»).

Основной вид деятельности (заместитель директора по учебно -воспитательной работе) помогает постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием.

Знание закона «Об образовании в РФ», ФГОС для детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями), современной нормативной и методической базы образования , помогло при подготовке педагогов школы к участию в окружных этапах конкурса «Учитель года». Результаты двух последних конкурсов: первое место в 2013году учителя Зелениной И.А., лауреат конкурса в 2014 году учитель Яковчик О.М. В их победах есть и моя доля.

На 2014-2015 уч. год школа является участником регионального проекта

«Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».

Кроме профессионального роста и развития, занимаюсь и общественной деятельностью. С 2013 года являюсь председателем территориальной избирательной комиссии.

За последние годы награждена грамотами и благодарственными письмами:

2012год - Почетная грамота Управления образованием Администрации Кировского района; Благодарственное письмо Депутата Совета депутатов города Новосибирска И.В. Кудина.

203 год - Благодарственное письмо начальника отдела образования Центрального округа; Почетная грамота Администрации Центрального округа; Благодарственное ректора ФГОУБ ВПО «НГПУ»

2014 год - Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии города Новосибирска;

2015 год - Благодарственное письмо Администрации администрации Центрального округа города Новосибирска.

Повышение квалификации:

-2010 год МБОУ ДОВ «ГЦРО» 72 часа, тема: Развитие образования в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

- 2015 год НИПКиПРО, тема «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание детей с легкой умеренной и тяжелой умственной отсталостью», с9 по 28 ноября 2015 г.











© 2010-2022