Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр детско-юношеский «Юнга»















Инновационная деятельность

педагога дополнительного образования















Составил:

Матросова Валентина Александровна

методист первой категории





г. Н. Новгород

2014г.



Инновационная деятельность

Стратегия модернизации общего образования предусматривает изменение целей и подхода к отбору содержания. Существенную роль в реализации новых целей общего образования играет система дополнительного образования детей. Эта система дополняет содержание школьного образования изучением тех областей образования, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах. Еще важнее то обстоятельство, что система дополнительного образования детей заметно расширяет спектр видов деятельности, речь идет о различных видах творческой, исследовательской, эстетической, досуговой, деятельности. Опыт, полученный учащимися в этих видах деятельности, имеет исключительно важное значение для развития качеств личности: конструктивности, коммуникативности, толерантности, мобильности, обучаемости. Но может быть, самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

«Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Или как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Основные признаки инновационной деятельности педагога:

  • творческая способность собирать и выдавать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

  • открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

  • культурно-эстетическая развитость и образованность;

  • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

  • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной деятельностью, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?

  • происходящими социально-экономическими преобразованиями;

  • усилением гуманитаризации содержания образования;

  • изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

  • вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

  • применение современных информационных технологий;

  • применение принципа интеграции содержания образования;

  • развивающее обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • проектное обучение;

  • проблемное обучение;

  • программированное обучение;

  • модульное обучение.

Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:


  • совершенствование содержания образования;

  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

  • создание системы работы с одаренными детьми;

  • совершенствование системы управления;

  • информатизация образовательного процесса.

Нетрадиционные типы занятий

  1. Занятие - фантазирование.

  2. Занятие творчества.

  3. Занятие - игра.

  4. Занятие - сказка.

  5. Занятие - путешествие.

  6. Экскурсия.

  7. Посиделки.

  8. Занятие - презентация.

Виды занятий

  1. По содержанию:

  • теоретические,

  • практические.

2. По характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивные,

  • творческие.

3. В зависимости от приоритетных целей:

  • учебное занятие по передачи знаний,

  • учебное занятие по осмыслению детьми знаний и их закреплению,

  • учебное занятие по формированию умений (применять знания на практике),

  • тренировочное учебное занятие (отработка умений и навыков),

  • учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.


Активные формы познавательной деятельности

  1. Семинар.

  2. Диспут.

  3. Обсуждение докладов.

  4. Конференция.

  5. Защита проекта.

  6. Олимпиада.

  7. Турнир.

  8. Викторина.

  9. Аукцион.

  10. Мозговая атака.

  11. КВН.

  12. Устный журнал.

  13. Путешествие во времени.

  14. Встреча со специалистами.

  15. Пресс - конференция.

  16. Час вопросов и ответов.

  17. Конкурс.

  18. Смотр знаний и умений.

  19. Эстафета.

  20. Познавательные игры.

  21. Рисованные фильмы.

  22. Интеллектуальный марафон.

Психологические методы

  1. Анкетирование.

  2. Интервьюирование.

  3. Психологические тесты

  4. Создание и решение различных ситуаций.

  5. Психологический театр.

  6. Деловая игра

Методы обучения

  1. Словесные.

  2. Работа с литературой.

  3. Упражнения, письменная работа, графическая работа.

  4. Наблюдение.

  5. Проектный метод.

  6. Исследовательский.

  7. Метод игры.

  8. Наглядный.

  9. С использованием средств искусств, психологические методы и приёмы.


Упражнения

  1. Упражнения.

  2. Тренинг.

  3. Тренировка.

  4. Репетиция.

Письменная работа

  1. Конспект.

  2. Выписка.

  3. Составление тезисов.

  4. Реферат.

  5. Письменные ответы на вопросы.

  6. Составление аннотаций.

  7. Рецензии.

  8. Обобщение выводы.


Словесные

  1. Лекция.

  2. Объяснения.

  3. Рассказ.

  4. Чтение.

  5. Беседа.

  6. Диалог.

  7. Консультация.

Графические


  1. Таблицы, схемы, диаграммы, графики, чертежи.

  2. Составление структурно - логических схем.

  3. Заполнение матриц.

  4. Работа с картами, графическими источниками.

Наблюдение

  1. Запись наблюдений, дневник.

  2. Зарисовка, рисунок.

  3. Запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов.

  4. Фото, видеосъёмка.

  5. Проведение замеров (воздух, вода, почва).


Исследования, лабораторные эксперименты


  1. Опыт, обработка результатов.

  2. Лабораторные работы с тех.устройствами.

  3. Эксперименты.

  4. Опыты на участке.

Метод проблемного обучения

  1. Анализ истории, изучение проблемы.

  2. Объяснение основных понятий, терминов.

  3. Создание проблемных ситуаций.

  4. Самостоятельная постановка проблемы.

  5. Самостоятельный поиск ответа.


Метод программного обучения


  1. Объяснение ключевых вопросов программы.

  2. Самостоятельное изучение части вопроса.

  • Выбор между правильным и неправильным ответом.

  • Выбор одного из нескольких ответов.


Проектно - конструкторский метод


  1. Разработка проектов, программ.

  2. Построение гипотез.

  3. Моделирование ситуаций.

  4. Создание новых способов решений.

  5. Создание творческих работ.

  6. Разработка сценариев.

  7. Художественное конструирование.

  8. Создание произведений декоративно - прикладного искусства.

  9. Планирование дел.

Метод игры

  1. Игра развивающая, дидактическая, познавательная, подвижная, народная.

  2. Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.

  3. Игра - конкурс, путешествие, ролевая, деловая.

  4. Настольная, электротехническая.

  5. Компьютерная, конструктор.





Наглядный

  1. Наглядные материалы, картинки, рисунки, плакаты, фотографии, схемы, таблицы, чертежи, графики.

  2. Демонстрационные модели, муляжи, приборы.

  3. Демонстрационные опыты.

  4. Видеоматериалы.


Метод с использованием средств искусства

  1. Изобразительное искусство.

  2. Декоративно - прикладное (народные промыслы, художественная обработка, художественное конструирование, обработка материалов).

  3. Литература.

  4. Музыка.

  5. Хореография.

  6. Пантомима.

  7. Театр.

  8. Кино.

  9. Радио и телевидение.

Учреждения дополнительного образования детей призваны создавать условия для творческой самореализации всех детей. Занятия в кружках позволяют концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни.

Литература

  1. Воспитание творчеством (школа педагогического мастерства); Лебедева И.А., Н.Новгород, ДДТ им. В.П. Чкалова 2010 г.

  2. Методическая работа в системе дополнительного образования; Кайгородцева М.В.,В. Учитель 2009 г.



© 2010-2022