• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Вопросы интеграции общего и дополнительного образования по внедрению интегрированного курса Белгородоведение

Статья Вопросы интеграции общего и дополнительного образования по внедрению интегрированного курса Белгородоведение

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.В. Чан

ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», педагог дополнительного образования

(г. Белгород)

С.В.Агафонова

МБОУ «Гимназия №12» г.Белгорода, учитель начальных классов

Вопросы интеграции общего и дополнительного образования по внедрению интегрированного курса "Белгородоведение"

Федеральные государственные стандарты второго поколения содержат описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»

В связи с этим в последние годы повсеместно краеведение стало одним из важнейших предметов в школьной программе. С сентября 2015 года в школах области приступили к изучения нового курс «Белгородоведение» Концепция интегрированного курса «Белгородоведение» предполагает реализовывать данный курс при широком социальном партнерстве образовательных организаций области, белгородских вузов - музеев Белгородской области, дворцов творчества детей и подростков.

Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий и МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода сотрудничают уже более двенадцати лет. Общей для сотрудничества стала туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного образования. На базе Гимназии создано туристско-краеведческое объединение «Атлант», в котором занимаются школьники от 8 до 18 лет. Основные направления объединения - краеведение, пешеходный туризм, спортивное ориентирование. В работе объединения большое место отведено краеведению. Его изучение начинается с первого класса. Возраст детей выбран неслучайно так, как в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. В этом возрасте дети любознательны и любопытны, они открыты, эмоциональны, деятельны и активны на природе.

Туристко-краеведческая деятельность позволяет им реализовать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формирует образ Родины.

В первые дни пребывания ребенка в школе учителями и педагогами ЦДЮТ проводятся прогулки по микрорайону школы. Их цель - ознакомление школьников с микрорайоном и учреждениями, в нем находящимися; привитие навыков самостоятельного добывания знаний и графического изображения маршрута прогулки; обучения ведению устного рассказа. Эти прогулки помогают детям узнавать «свои дома», «свои улицы», замечать всё, что встретиться на пути, читать таблички с названиями улиц и номерами домов, учат детей все видеть и все замечать. За первые два месяца обучения наши воспитанники-первоклашки знакомятся со школой,её традициями, с биографией капитана милиции Ф.С. Хихлушки, чье имя носит Гимназия и улица, с удовольствием рассказывают родителям о Николае Чумичеве - купце второй гильдии, меценате оставившем о себе добрую память. Совершая мини-прогулки в Центральный парк, педагог Центра создает условия для практического применения детьми знаний, полученных на уроках окружающего мира. Ребята учатся основам безопасности в природной среде, наблюдают за сезонными изменениями в природе, учатся различать породы деревьев по листве, кронам деревьев, плодам и семенам, изучают памятники истории и историю парка, родного города в целом.

Совершая тематические экскурсии в городские музеи, ребята знакомятся с историей родного города, края в целом, осознают место нашего края в истории всей страны, изучают биографии и творчество людей, прославивших наш край. Таким образом, педагоги расширяют рамки школьной программы. Теоретические знания учащихся, полученные на уроках, становятся более понятными и личностно значимыми, потому что окрашены примерами из личного опыта детей, понятны и близки им. Все о чем говорит педагог, оказывается, происходило не на страницах учебника, а в соседнем доме или на улице, по которой ходит ребенок, не с героем учебника, а с нашим земляком, конкретным человеком.

Важное место в изучении родного края занимают массовые мероприятия разработанные Центром детского и юношеского туризма. Эти мероприятия уже стали традиционными: туристские походы, конкурс знатоков-краеведов, экологический конкурс «Моя планета», соревнования по туризму и спортивному ориентированию. Одним из самых любимых массовых мероприятий обучающихся объединения «Атлант» является итоговое туристско-краеведческое мероприятие «Тропы Белогорья». Разноплановость мероприятия позволяет привлечь к активному участию в нем не только воспитанников, но и классных руководителей, родителей, каждый, независимо от «туристской должности» может реализовать себя в той или иной части. Дети задействованы непосредственно в спортивной части похода, в которой работает командир, направляющий и замыкающий группы, штурман, проводник. В конкурсе краеведов задействованы «знатоки истории», завхоз по питанию отвечает за организацию перекуса, а в конкурсе песен о войне выступает единый коллектив педагога, классного руководителя, воспитанников и родителей.

В ходе проведения мероприятия, воспитанники туристско-краеведческих объединений совершают туристскую прогулку по одному из пригородных лесных массивов, знакомятся с краеведческими, природными и промышленными объектами, показывают навыки устройства бивака и владения туристским снаряжением, проявляют творческие способности в конкурсе стихов на туристскую тематику, отвечают на вопросы конкурсных контрольных заданий, описывают краеведческие объекты, проводят экологические акции.

Каждое мероприятие «Тропы Белогорья» предусматривает посещение краеведческого объекта. В разные годы это были меловые карьеры Цементного завода и комбината строительных материалов, памятник природы 350 летний дуб, могила неизвестного летчика, источник в Монастырском лесу и др. Здесь процесс познания родного края, Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, ребята видят, слышат, осязают окружающий мир. Здесь, ребята, наблюдают технологический процесс превращения мела в цемент или кирпич. Могут взять в руки мел, которым гордиться наш край, из которого построены наши дома, тротуарная плитка, по которой они ежедневно ходят. Все это способствует формированию уважительного отношения к природе, истории, культуре своей малой родины.

В туристско-краеведческое мероприятие «Тропы Белогорья» включены этапы-конкурсы - «Краеведение», «Памятники и улицы родного города», «Замечательные земляки», «Экология», «Растительный и животный мир Белогорья», «Богатства земли Белгородской», «Символика Белгородской области», «Туристские навыки и быт». На этих этапах проверяются не только знания, полученные в процессе освоения образовательных программ, но работа в творческих группах знатоков. Участие в конкурсах является итогом длительной поисковой работы знатоков-краеведов по изучению памятников, скульптурных композиций, биографий замечательных земляков, скульпторов, архитекторов, исторических фактов нашего края.

Участвуя в эксперименте «Туристско-краеведческая деятельность как условие развития социально-активной личности школьника» воспитанники туристско-краеведческого объединения «Атлант» совершают тематические автобусные экскурсии:

- Храмы Белгорода. Ребята знакомятся со святынями земли Русской и с основателями святых мест, с их житием. Это помогает детям раньше и глубже быть плененным живыми образами национальной святости и национальной доблести, что дает непоколебимую веру в духовные силы своего народа;

- экскурсия «Белгород, опаленный войной» с посещением воинской части, музея истории военно-морского флота. Посещение воинской части изменило отношение ребят к воинской службе, дети прониклись уважением к военнослужащим, увиденная военная техника дала уверенность в том, что наша страна под надежной защитой. Солдатский быт заставил ребят задуматься над тем, что пора самим ухаживать за своей одеждой. Ребята прониклись глубоким уважением к нашим защитникам.

Этнокультурные ценности Белгородчины: традиции, обычаи, фольклор (с. Купино Шебекинского района, Центр традиционной культуры, крестьянское подворье XIX в., мастерские народных ремесел)

- «Борисовка - слобода воинов, гончаров и иконописцев» (посещение сырного дома, керамической фабрики, Борисовского центра культуры и искусств», а так же экскурсия с посещением хладокомбината ;

В результате этих экскурсий дети знакомятся с бытом, трудом, укладом жизни своих предков, традиционным годовым кругом народных праздников, народными обрядами, играми, песнями. Экскурсии на производство имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. У детей создается положительное отношение к людям труда. Таким образом, дети приходят к пониманию таких нравственных правил:

- все взрослые трудятся;

- люди работают не только для себя, но и для других;

- нет интересных и неинтересных профессий, все профессии важны тем, что полезны людям:

- Мемориальный комплекс «Прохоровское поле» познакомил ребят с героической историей нашей Родины, развил чувство любви к ней, её защитникам, вызвал желание в будущем встать в их ряды, накопил эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.

Результатом совместной работы педагогов Центра и Гимназии стало создание условий для реализации и развития творческих способностей каждого ребенка, приобщение их к поисковой, проектной деятельности, формирование стремления к здоровому образу жизни, занятиям спортом.

Воспитанники - постоянные участники и победители областных и городских конкурсов, выставок, соревнований, викторин по краеведению.



© 2010-2022