Программа по дисциплине Экономика

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»






Утверждаю:

И.о. директора ГБПОУ ИО ЧТПрИС ____________М.Н.Балабанова

«____»_________________2015 г.









ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

по профессии среднего профессионального образования

43.01.02 "Парикмахер"

Квалификация:

Парикмахер


Форма обучения: очная


Нормативный срок обучения:

2 года 10 месяцев на базе основного общего образования







Черемхово, 2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций - М.,2015, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Разработчик:

Богданова Валентина Александровна - преподаватель.








Рассмотрена и одобрена на заседании

методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № _____от «___»________2015г.

Председатель МК_________________В.А. Богданова



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации УЧЕБНОЙ программы учебной дисциплины


16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


17


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Экономика» в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Результаты освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

развитие личностных, в том числе духовных и физических,качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение места и роли в экономическом пространстве;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

метапредметных:

овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук,

изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения.

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в конституции Российской Федерации;

генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и Мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подход для всестороннего анализа общественных явлений;

предметных:

сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально- экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя,

налогоплательщика);

способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 89 часов;

самостоятельная работа обучающихся 45 часов.








2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

134

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

89

в том числе:


практические занятия

26

контрольные работы

4

зачеты

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:


- составление таблицы;

-заполнение схемы;

-разработка и решение кроссворда;

-оформление словаря темы;

-решение тестов;

-подготовка ответов на вопросы;

- составление опорного конспекта по тексту учебника, дополнительной литературы;

- подготовка опережающих сообщений к уроку;

- решение задач;

- подготовка к устному выступлению;

-разработка презентаций;

- подготовка проекта;

-написание рефератов;

- заполнение словаря.

4

5

4

3

5

5


3

3

2

3

2

2

1

3

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание

1

2

3

4

5






Введение

Содержание учебного материала

2



1.

урок 1.1.

Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи.

2

Выучить определение

экономики

2

урок 1.2.

Связь с другими учебными

дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

2

Составить ОК по тексту дополнительной литературы

Самостоятельная работа обучающихся:

-Составление опорного конспекта по тексту дополнительной литературы

1



Тема 1

Экономика и экономическая наука

































Содержание учебного материала

12



3

урок 1.1.1

Понятие экономики. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов - главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

2

Составить таблицу основных этапов развития экономической науки

4.

урок 1.1.2

Практическое занятие № 1.Решение теста по теме: «Место и роль знаний по экономике в жизни общества».

3


5.

урок 1.1.3

Заработная плата. Формы оплаты труда.

Поощрительные системы оплаты труда.

2

Заполнить пропуски в схеме

6.

урок 1.1.4

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента

2

Оформить словарь по теме урока

7.

урок 1.1.5

Практическое занятие № 2. Решение задач и выполнение упражнений по теме: «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность».

3


8.

урок 1.1.6

Альтернативная стоимость.

Альтернативные затраты.

2

Разработать кроссворд

9.

урок 1.1.7

Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.

2

Повторить материал лекции

10

урок 1.1.8

Практическое занятие № 3. Заполнение сравнительной таблицы «Типы экономических систем».

3


11.

урок 1.1.9

Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная,

муниципальная, частная.

2

Заполнить схему «Структура собственности»


12

урок1.1.10

Конкуренция. Монополия. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

2

Решить тест

13

урок1.1.11

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

2

Повторить материал лекции

14.

урок1.1.12

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен.

Ступени или формы обмена.

2

Ответить на вопросы

Самостоятельная работа обучающихся

-составление таблицы;

-заполнение схемы;

-разработка кроссворда;

-оформление словаря темы;

-решение тестов;

-подготовка ответов на вопросы.

6


Тема 2.

Семейный бюджет


Содержание учебного материала

6


15

урок 1.2.1

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход.

2

Повторить конспект урока, ответить на вопросы

16

урок 1.2.2

Практическое занятие № 4. Ролевая игра «Расчет семейного бюджета»

2


17

урок 1.2.3

Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы.

2

Решить задачу

18

урок 1.2.4

Практическое занятие №5. Написание конспектов по теме: «Инфляция и ее последствия для семейного бюджета»

3

Подготовка опережающих сообщений к уроку

19

урок 1.2.5

Сбережения населения. Страхование.

2

Составить ОК по тексту учебника

20

урок 1.2.6

Практическое занятие № 6. Написание сочинений- рассуждений на тему: «Безработица и ее экономическое влияние на семью».

3


Самостоятельная работа обучающихся

- составление опорного конспекта по тексту учебника, дополнительной литературы;

- подготовка ответов на вопросы;

- подготовка опережающих сообщений к уроку

- решение задач.

4


Тема 3.

Товар и его стоимость

Содержание учебного материала

4


21

урок 1.3.1

Понятие стоимости товара.



Повторить конспект, подготовиться к устному выступлению

22

урок 1.3.2

Практическое занятие № 7. Разработка кроссвордов по теме: «Понятие стоимости товара».

3

Решить кроссворд

23

урок 1.3.3

Практическое занятие № 8. Написание ОК по теме: «Соотношение полезности и стоимости товаров».

3


24

урок 1.3.4

Практическое занятие № 9. Подготовка сообщений по теме: «Понятие цены».

3

Подготовиться к публичному выступлению по теме сообщения.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к устному выступлению;

-решение кроссворда;

2

2


Тема 4.Рыночная экономика




























Содержание учебного материала

14


25

урок 1.4.1

Круговорот производства и обмена продукции в экономической

системе.

2

Дополнить словарь новыми терминами

26

урок 1.4.2

Закон спроса.

2

повторить пройденный материал

27

урок 1.4.3

Факторы, влияющие на спрос.

2

Провести исследование связи между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и в разных местах.

28

урок 1.4.4

Закон предложения.

2

Решить тест

29

урок 1.4.5

Практическое занятие № 10. Подготовка ответов на вопросы к видеоуроку по теме: «Предприятие (фирма)».

Классификация предприятий. Организационно- правовые формы предприятий.

3

Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

30

урок 1.4.6

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской

деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

2

Подготовить сообщение «Роль малого предпринимательства в стране»

31

урок 1.4.7

Практическое занятие № 11. Написание ОК по теме: «Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия».

3

повторить пройденный материал

32

урок 1.4.8

Нормирование труда.

2

Заполнить схему

33

Урок 1.4.9

Характеристика производительности труда.

2

Повторить конспект

34

урок 1.4.10

Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

2

повторить пройденный материал

35

урок 1.4.11

Практическое занятие № 12. Разработка презентаций по теме: «Издержки предприятия и себестоимость его продукции».

3

Подготовить доклад по пройденной теме и презентацию

36

урок 1.4.12

Факторы, влияющие на себестоимость.

2

Решить тест

37

урок 1.4.13

Ценообразование.

2

Знать материал лекции

38

урок 1.4.14

Доход предприятия.

2

Повторить пройденный материал

Самостоятельная работа обучающихся

-- исследование темы: «Издержки производства» и оформление результатов в виде доклада с презентацией;

- составление опорного конспекта по тексту учебника.

- исследование связи между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и в разных местах.

-заполнение схемы;

- подготовка сообщений;

- решение тестов

6



Тема 5.

Труд и заработная плата

Содержание учебного материала

10



39

урок 1.5.1

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена.


2

Разработать кроссворд

40

урок 1.5.2

Практическое занятие № 13. Разработка презентаций по теме: «Рынок труда и его субъекты. Цена труда».

3

Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

41

урок 1.5.3

Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

2

Составить ОК, решить задачу

42

урок 1.5.4

Практическое занятие № 14. Ролевая игра: «Заработная плата (позиция работника и работодателя)».

3


43

урок 1.5.5

Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

2

Составить кроссворд по теме: «Труд и заработная плата»

44

урок 1.5.6

Практическое занятие № 15. Анализ статей ТК РФ по теме: «Нормы трудового кодекса о «легальной заработной плате».

2

Составить и решить задачи по теме: «Заработная плата»

45

урок 1.5.7

Безработица.

3

Решить тест

46

урок 1.5.8

Фрикционная безработица. Структурная безработица.

Циклическая безработица.

2

Посещение центра занятости с целью узнать вакансии, какие из предполагаемых работ пользуются спросов, какие - нет

47

урок 1.5.9

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

2

48

урок 1.5.10

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права

профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов.

Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с

участием профсоюзов.

2

Повторить пройденный материал

Самостоятельная работа обучающихся

- составление опорного конспекта по тексту учебника, дополнительной литературы;

- решение и составление задач по теме : «Заработная плата»

- составление кроссвордов по теме: «Труд и заработная плата»

- посещение Центра службы занятости. Узнать: вакансии, размер заработной платы, какие из предлагаемых работ пользуются спросом, какие - нет.

- оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

-решение теста,

-составление и решение задач.

7


Тема 6.

Деньги и банки
















Содержание учебного материала

15

2


49

урок 1.6.1

Деньги: сущность и функции. Понятие денег и их роль в экономике. Происхождение и сущность денег. Функции денег. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.


Составить таблицу «Функции денег»

50

урок 1.6.2

Практическое занятие № 16. Разработка презентаций по теме: «Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег».

3

Разработка презентаций

51

урок 1.6.3

Практическое занятие № 17.Составление словаря по теме: « Экономическое понятие функции денег».

3

Знать терминологию темы, словарь заполнить

2

Написать ОК, опираясь на Интернет

52

урок 1.6.4

Закон денежного обращения. Проблема ликвидности. Уравнение обмена.

53

урок 1.6.5

Понятие банковской системы.

2

Решить тест

54

урок 1.6.6

Виды банковских операций

2

Разработать кроссворд

55.

урок 1.6.7

Ценные бумаги и их виды

2

Разработать тест по пройденной теме

56

урок1.6.8.

Практическое занятие №18. Подбор материалов к написанию докладов по теме: «Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных».

3

Написать доклад

57

урок1.6.9.

Инфляция. Измерение уровня инфляции.

2

Дополнить словарь

58

урок1.6.10.

Типы инфляции.

2

Разработать кроссворд

59

урок1.6.11.

Инфляция спроса. Инфляция предложения

2

Решить тест

60

урок1.6.12.

Причины возникновения инфляции.


Ответить на вопросы

61

урок1.6.13.

Социально-экономические последствия инфляции


Решить тест

62

урок1.6.14.

Государственная система антиинфляционных мер


Заполнить схему

63

урок1.6.15.

Контрольная работа по теме: «Деньги и банки»



Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы

Разработка презентаций,

Заполнение схемы,

Решение тестов, их разработка

Подготовка ответов на вопросы,

Разработка кроссвордов,

Написание докладов, сообщений,

Заполнение словаря

8



Тема 7.

Государство и экономика













Содержание учебного материала

18



64

урок 1.7.1

Государство как рыночный субъект..

2

Составить кроссворд по теме: «Государство и экономика»

65

урок 1.7.2

Экономические функции государства

2

Составить ОК

66

урок 1.7.3

Принципы и цели государственного регулирования

2

Разработать кроссворд

67

урок 1.7.4

Общественные блага и спрос на них.

2

Решить тест

68

урок 1.7.5

Практическое занятие № 19. Подготовка сообщений и презентаций по теме: «Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало?»

3


69

урок 1.7.6

Система налогообложения

2

Разработать презентацию

70

урок 1.7.7

Понятие налогов. Виды налогов.

2

Заполнить схему

71

урок 1.7.8

Практическое занятие № 21. Словарная работа. Раскрыть понятия штрафы, санкции, возмещение ущерба.

2

Написать сообщение

72

урок 1.7.9

Система и функции налоговых органов.

2

Заполнить схему

73

урок 1.7.10

Понятие государственного бюджета.

2

Разработать проект по теме: «Государственный бюджет»

74

урок 1.7.11

Основные статьи доходов государственного бюджета.

2

Заполнить схему

75

урок 1.7.12

Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета

2

Заполнить словарь

76

урок 1.7.13

Практическое занятие № 20.Проведение анализа Ежегодного Закона «О государственном бюджетеРоссии» на текущий год. Выделить статьи на социальные расходы.

3

Подготовить отчет о проделанной работе

77

урок 1.7.14

Государственный долг и его структура.

2

Подготовить сообщение

Зарисовать схему

78

урок 1.7.15

Показатели экономического роста. Экономические циклы.

2

79

урок 1.7.16

Понятие валового внутреннего продукта.

2

Заполнить словарь

80

урок 1.7.17

Основы денежно- кредитной политики государства.

2

Решить тест

81

урок 1.7.18

Практическое занятие № 22.Заполнение таблицы « Методы государственного регулирования рыночной экономики».

3


Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка проекта по теме: « Государственный бюджет»

- составление опорного конспекта по тексту учебника, дополнительной литературы;

- решение и составление задач

- составление кроссвордов ,

-заполнение словаря,

-заполнение схем, таблиц,

-решение тестов,

-разработка презентаций

9


Содержание учебного материала

8



Тема 8.

Международная экономика




82

урок 1.8.1

Международная торговля и мировой рынок.

2

Знать материал лекции

83

урок 1.8.2.

Практическое занятие № 23. Заполнение таблицы «Протекционизм в международнойторговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство.»

3

Подготовить отчет о проделанной работе

84

урок 1.8.3.

Валютный курс и его характеристики.

2

Заполнить схему

85

Урок1.8.4.

Практическое занятие № 24. Разработка презентаций потеме: «Глобальные экономические проблемы».

3

Подготовить отчет о проделанной работе

86

урок 1.8.5.

Практическое занятие № 25. Подготовка докладов на тему: «Глобальные экономические проблемы».

3

Подготовить отчет о проделанной работе

87

урок 1.8.6.

Практическое занятие № 26. Подготовка материалов к написанию рефератов на тему: «Россия и мировая

Экономика».

3

Написать реферат

88

урок 1.8.7

Контрольная работа по курсу «Экономика».


3

Повторить пройденный материал

89

урок 1.8.8

Дифференцированный зачет по курсу «Экономика»


3




Самостоятельная работа обучающихся

- заполнить схему,

-написать реферат.

2





Всего :

134ч.




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Экономики и права;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Соколова С.В. Основы экономики: учебник / С.В. Соколова .- 4-е изд.,стер.- М.: Академия, 2006.-128с.

  2. Терещенко О. А. Основы экономики: учебник / О.А. Терещенко - М.: Академия, 2010. - 176 с.

  3. Череданова Л.Г. Основы экономики и предпринимательства: учебник/ Л.Г. Череданова - М.: Академия, 2010. - 172с.

Дополнительные источники:


  1. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. - М.: Академия, 2007. - 319с.

  2. Горфинкель В.Я.Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. -670с.

  3. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Академия, 2007.- 560 с.

  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. -/ И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. -416с.

  5. Сафронов Н.А. .Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.- 528с.





4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



5


© 2010-2022