• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Образовательная среда как фактор формирования графической культуры учащихся детской школы искусств

Статья Образовательная среда как фактор формирования графической культуры учащихся детской школы искусств

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная среда как фактор формирования графической культуры учащихся детской школы искусств

Н.В. Мишина

На сегодняшний день, в условиях информатизации общества, графическая культура обретает роль «второй грамотности», становясь центральным феноменом общей культуры человека и мощным средством коммуникации личности, развития ее мышления, нравственности, познавательных способностей, пространственных представлений, пространственного воображения, практических умений и навыков [8]. Личность, обладающая перечисленными качествами, становится конкурентоспособной, готовой к творческому саморазвитию и самообразованию на любом отрезке жизненного пути. В связи с этим, формирование графической культуры учащихся должно стать приоритетной целью учебно-воспитательного процесса отделений изобразительного искусства детских школ искусств (далее - ДШИ). Одним из возможных способов достижения данной цели, на наш взгляд, является совершенствование образовательной среды ДШИ.

Для осознания роли образовательной среды в формировании графической культуры учащихся ДШИ, определимся с ключевыми понятиями «графическая культура», «формирование графической культуры» и «образовательная среда».

Изучению графической культуры и осуществлению графической подготовки обучающихся посвящены труды отечественных ученых Л.Н. Анисимовой, А.А. Богуславского, А.Д. Ботвинникова, Н.И. Кальницкой, Ю.Ф. Катхановой, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, И.В. Чугуновой и др.

В рамках нашего исследования базовым станет определение понятия «графическая культура», данное Н.И. Кальницкой.

Графическая культура представляет «совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и передачи информации; способность чтения, сохранения, преобразования и использования визуальной информации в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; совокупность графических умений, позволяющих фиксировать, генерировать и передавать результаты репродуктивной и творческой деятельности; способность адекватно использовать графическую грамотность для участия в современной коммуникации» [3, с. 68].

Под формированием графической культуры мы понимаем специально организованный, поступательный процесс последовательного, прогрессирующего, количественного и качественного изменения ее основных компонентов (графических знаний, способностей, умений), осуществление которого возможно при грамотном использовании соответствующих, научно обоснованных педагогических технологий. Данный процесс неразрывно связан с целенаправленной активизацией и системным развитием мотивационной, когнитивной, действенно-практической, познавательной, эмоционально-чувственной сфер личности учащегося (А.Д. Ботвинников, Л.А. Венгер, А.О. Глебова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, Н.П. Сакулина, М. Фростиг и др.).

Таким образом, мы убедились в том, что формирование графической культуры представляет собой сложный, интегративный процесс, для эффективности и результативности которого необходимо предпринять ряд преобразовательных мер. В рамках данной работы мы рассматриваем такой аспект, как совершенствование образовательной среды ДШИ.

Понятие «образовательная среда» активно исследуется в последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными. Мы соглашаемся с мнением отечественных исследователей С.Л. Лобачева и В.И. Солдаткина, которые трактуют данное понятие как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения, и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть [6, с. 57].

Обязательной характеристикой образовательной среды является единство, которое достигается при направленности внутренних и внешних сил на достижение единой цели. Кроме этого, согласно точке зрения В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова в психологическом отношении развивающая образовательная среда должна обеспечивать формирование и у ученика, и у учителя способности быть субъектом своего развития [4, с. 25]. В структуре образовательной среды можно выделить ряд компонентов, к которым относятся пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты.

Образовательная среда, нацеленная на формирование графической культуры учащихся ДШИ не должна быть организована стихийно, в связи с чем, нами выделены принципы организации образовательной среды ДШИ, среди которых:

- принцип системности, ориентирующий образование, как сложный объект, на раскрытие его целостности, выявление многообразия типов связи данного объекта и осуществление сведения их в одну теоретическую картину [2]. Осуществление данного принципа предусматривает более четкое структурирование учебного материала и требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями.

- принцип информативности, обеспечивающий эффективный поиск, передачу, преобразование, распределение, хранение информации при ее функционировании как внутри, так и при ее передаче извне [1, с. 153-154].

- принцип деятельностной активности, предполагающий направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек способен усвоить культуру, способы познания и преобразования мира, только в процессе деятельности формируются и совершенствуются личностные качества [5].

- принцип учета возрастных и мотивационных особенностей, базирующийся на объективно существующей закономерности, которая заключается в психическом и личностном изменении человека в соответствии с конкретным возрастным этапом; данный принцип предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, основанного на взаимодействии обучающихся и педагогов, при котором создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности, самореализации [7, с. 56].

- принцип субъектности, способствующий созданию субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися (совместной деятельности), когда учащиеся привлекаются к самостоятельному планированию своей деятельности, постановке цели, поиску путей решения учебной проблемы, а учитель при этом выступает в роли организатора, координатора.

Описанные выше принципы организации образовательной среды, нацеленной на формирование графической культуры учащихся ДШИ, в их неразрывной связи, используются на занятиях по изобразительному искусству и дизайну в ДШИ Малая Академия Искусств, г. Казани. Данное сочетание принципов способствует повышению уровня владения графической культурой учащимися, обеспечению нового современного качества образования, в целом.

Таким образом, в условиях современного развития государства, реформирования сферы образования, необходимо переосмысление традиционных педагогических технологий формирования графически образованной личности. Продуктивному формированию графической культуры учащихся ДШИ способствует реализация ряда принципов организации образовательной среды, среди которых принцип системности, принцип информативности, принцип деятельностной активности, принцип учета возрастных и мотивационных особенностей, принцип субъектности.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.

2. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание, управление. - М.: Политиздат, 1981. - 250 с.

3. Кальницкая Н.И. Графическая подготовка в системе «Лицей НГГУ - вуз» / Н.И. Кальницкая // Актуальные вопросы современной инженерной графики: материалы Всероссийской научно-методической конференции / под ред. А.П. Корякиной. - Рыбинск: РГАТА, 2003. - С. 67-69.

4. Лебедева В.П. Психодидактические аспекты развития образования // Педагогика. - 1996. - №6. - С. 25-30.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

6. Лобачев С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. - М.: МЭСИ, 1998. - 127 с.

7. Петлина Т.П. Формирование инженерно-графических умений у студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2007. - 188 с.

8. Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд / М.В. Покровская. - М.: ИЦПКПС, 1999. - 137 с.

9. Чугунова И.В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Горно-Алтайск, 2008. - 268 с.

© 2010-2022