• Преподавателю
  • Другое
  • Применение элементов личностно-ориентированного подхода на занятиях объединения

Применение элементов личностно-ориентированного подхода на занятиях объединения

Краткое описание опыта работы с учащимися объединения технического творчества с применением элементов личностно-ориентированного подхода. Включает в себя краткое изложение входного тестирования знаний и умений на примере изготовления учащимися простейших моделей самолетов, вертолетов, парашютов ит.д. на первых занятиях объединения. Описание работы с разновозрастными группами учащихся в процессе реализации программы объединения технического творчества
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение элементов личностно-ориентированного подхода на занятиях объединения

Радякин И. В., педагог дополнительного образования «Стендовое моделирование» ДДТ № 4 г. Новокузнецка

В нашем объединении занимаются мальчики в возрасте 10 - 15 лет. На первых занятиях в объединении, после изучения техники безопасности, ребята получают задание на изготовление ряда простейших моделей самолетов и вертолетов. Заготовки к моделям, инструкции по их изготовлению разработаны и отпечатаны с использованием компьютера и множительной техники, и полностью стандартны. Работа на первых занятиях всех кружковцев независимо от возраста над такими моделями дает полезную и необходимую информацию. Результаты этих занятий наглядно показывают степень готовности детей к индивидуальной работе над моделями; дают возможность каждому ребенку проявить личные особенности осмысления и выполнения поставленной перед ним задачи. Часто оказывается, что готовность к качественному выполнению задания зависит не столько от возраста ребенка, сколько от его предыдущего жизненного опыта и особенностей его воспитания. Нередко младшие школьники показывают лучшие результаты, а иногда они обнаруживают и более творческий подход к выполнению подобных заданий, чем их старшие товарищи. Показанные результаты помогают педагогу в дальнейшей работе, но не являются статичными. Они периодически корректируются и пополняются в ходе изучения других тем программы, бесед, обсуждения и выполнения последующих практических работ и т. д. Постепенно по каждому ребенку нарабатывается некоторая сумма информации, позволяющая реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дающая возможность организовывать занятия объединения с учетом уровня развития и подготовки детей.

Эта информация позволяет педагогу в дальнейшей работе учитывать личностные особенности, возможности и пожелания каждого учащегося при определении направления и скорости его развития в процессе занятий техническим творчеством; влияет на выбор линейки моделей, которая рекомендуется конкретному ребенку для постройки, при непременном следовании принципу учета детских интересов и свободы творчества в реализации его собственных замыслов.

Современные подходы к обучению и воспитанию требуют использования новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Это обеспечивает большую наглядность и информативность занятий, повышает интерес к ним; дает возможность активизации процесса обучения детей, приобщения их к личному практическому и полезному использованию компьютерной техники в реальном деле.

Подобный подход применяется в ходе реализации программы «Стендовое моделирование» при ознакомлении детей с теоретическими сведениями и проведении тренингов. Умелое пользование соответствующим программным обеспечением: энциклопедиями вооружений, справочниками, тренажерами, видеофильмами и т. д., помогает детям получать практическую пользу при освоении компьютерных технологий, отчасти готовит их к трудовой деятельности с использованием компьютерных средств.

При проведении начальных занятий на авиа-тренажере, учащиеся также выполняют простые стандартные задания, обнаруживая при этом степень владения компьютером, практическими навыками работы с программным обеспечением, заложенными их предыдущим опытом. Полученные сведения дают возможность с большей отдачей проводить компьютерные тренинги по виртуальному освоению более сложных летательных аппаратов в течение учебного года. Подобные занятия, в свою очередь, повышают заинтересованность в получении и усвоении дополнительной информации, касающейся прототипов изучаемой техники, способствуют повышению мотивации детей, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.

Определение и учет личностных особенностей, возможностей и пожеланий детей помогает и при организации их работы в группах, например при подготовке к олимпиадам, выставкам и.т.д. Подобная работа, ориентированная на общую цель, становится дополнительным мотивирующим фактором. Ребята чувствуют ответственность за успех каждого из своих товарищей и группы в целом, т. к. выполняют реальную работу, которая завершается их общим практическим результатом. Необходимость достижения общей цели побуждает их поддерживать друг друга, развивать чувство взаимного доверия, оказывать взаимопомощь. Это создаёт предпосылки для повышения качества работы, служит важным фактором успешного усвоения теоретического материала. Периодический совместный анализ работы в группе позволяет отмечать продвижение, выявлять затруднения, позитивно реагировать на неудачи, превращая их в опорные точки для достижения положительных результатов. Работа в группе позволяет ребятам увереннее учиться на личном и командном опыте, не страшась допущенных ошибок потому, что их всегда можно исправить при поддержке товарищей. Важными условиями успешного продвижения как личной, так и групповой работы являются: доброжелательность, внимание со стороны педагога к достижениям и всей группы и каждого ребенка в отдельности.

Раскрытие и использование субъектного познавательного и деятельного опыта каждого ребенка, интегрирование этого опыта путем организации совместной творческой деятельности в группах, подготавливает его к вхождению в общество, сохраняя и развивая те положительные задатки, которые у него уже существуют.

Личностно-ориентированное обучение позволяет активно развивать субъектный жизненный опыт ребенка, помогает ему полнее познавать себя, нарабатывать личностно значимые способы познания и практической деятельности; способствует успешной самореализации в выбранном направлении технического творчества, освоению способов познания и действия, необходимых в их будущей жизни; играет не последнюю роль при самоопределении в выборе профессии.

3


© 2010-2022